Культура уральского региона: традиции и инновации в преподавании культурологии в вузе

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В социокультурной динамике современного общества приоритет­ным вектором интеллектуальных усилий является осмысление роли традиции и ценностей в культуре региона. При этом тради­ция понимается как «Живая жизнь», как уход в экзистенциальную глубину и открытие все новых глубин смысла в уже известном. Речь идет о сложнейшем феномене мировидения и самоощуще­ния человека, его коммуникационных и поведенческих моделях, обычаях и символических структурах, а также о регулятивных образованиях и оценочных критериях. Наглядно эти изменения через призму сознания современного человека можно просле­дить на литературных произведениях последнего времени. Всеэто становится чрезвычайно актуально потому, что наиболее зна­чимой тенденцией современного общества является нежелание быть поглощенным чужой культурой и опасение потерять связь с собственной корневой традицией. Давно замечено: культурные ценности являются основой социального и экономического раз­вития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравствен­ного возвышения человека. Утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой потерей и ведет к духовному обеднению всей человеческой цивилизации.

Сегодня без преувеличения культуру можно рассматривать как глав­ный источник гуманизации человеческой истории. Культура любо­го народа определяет его духовную уникальность, творческие силы и способности. Очевидным является тот факт, что культурные раз­личия народов и неспособность к культурному взаимопониманию и взаимообогащающему диалогу культур стали одной из причин межэтнических войн и международных конфликтов XXв. Одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры России в целом становится обращение к изучению ее от­дельных регионов, которое может стать основой серьезного меж­дисциплинарного исследования, где многообразие связей, типо­логически подобное общероссийскому в силу локализованности во времени и пространстве, носит очевидный характер. Развитие мировой цивилизации идет от информационного обще­ства к креативному, «личностному». Роль «базового ресурса» в нем будет играть не наличие запасов природного сырья, как прежде, или информация, как сейчас, а создатель информации - творчес­кая личность. Однако проводимые социологические исследования подтверждают, что сегодня в представлениях подавляющей мас­сы населения страны значение индивидуальности очень низкое. Можно предположить, что переживаемый современной Россией демографический кризис в качестве одной из ведущих причин имеет извращенное понимание ценности человеческой жизни. Происходящие в российском обществе перемены от тоталита­ризма к демократии требуют изменений в сфере национального самосознания и принятия на ментальном уровне долгосрочных целей проводимых реформ. Попытки сформулировать новую на­циональную идею предполагают ответ на дискутируемый ныне вопрос: следует ли возрождать традиционные для страны святы­ни православной культуры (религиозность, государственность)

или же необходимо внедрять ориентации на высшую ценность ин­дивидуума и его свободы. Предпринятые в процессе перестройки усилия внедрить в российскую действительность западные цен­ности оказались явно неудачными. Таким образом, обращение взгляда на особенности культурных традиций регионов (в част­ности южно-уральского региона), дает возможность определить элементы системы ценностей, составляющих единую модель об­щероссийских культурных ценностей в контексте мозаичного со­знания творческой личности.

«Культура провинции является важной, полнокровной сферой культуры российской, она не только воспринимала культуру столиц, но и обогащала и подпитывала ее, без познания культуры провин­ции, особенно во взаимосвязи с культурой столиц, нельзя познать культуру России. Провинция в значительной мере сохранила жи­вые истоки нашей культуры, определяя специфику и достоинства в литературе и изобразительном искусстве, в сфере нравственных размышлений. Здесь сохранилась естественная близость культур­ных верхов общества и исконной народной культуры», - так писал в одной из своих работ выдающийся историк С. О. Шмидт. Экономическая и социальная жизнь регионов России во мно­гом зависит от характера народов их населяющих. Южный Урал - интереснейший феномен в этом отношении, здесь взаимодейс­твуют различные этносы - русские люди многие времена живут с тюркскими, семитскими народами, а во время и после Великой Отечественной войны добавилось высланное немецкое население и еврейское, приехавшее в эвакуацию, много появилось пересе­ленцев с Дальнего Востока - корейцев и китайцев. Все это вместе представляет уникальный сплав, поэтому законы работы толь­ко ради прибыли здесь занимают второе или даже третье место. И в этом Южный Урал действительно интереснейший феномен в сравнении с другими регионами России. Южный Урал всегда был причастен к судьбоносным событиям всей планеты, история раз­вития Южного Урала, так же как история развития других городов России, дает уникальную возможность для осмысления проблемы развития российского государства в мире свободы и демократии. Это находит свое отражение в многочисленных исследованиях российских ученых.

В связи с введением в содержание культурологического образова­ния национально-регионального компонента значительно возрастает роль краеведческого материала в преподавании культурологии в ВУЗе. Знания по истории и культуре родного края должны войти в состав обязательных базисных знаний по курсу и отражать реги­ональные и национальные социо-культурные особенности и тради­ции южно-уральского региона. Актуальность данной темы можно проследить по результатам проведенного анкетирования со сту­дентами-заочниками 1 курсов Южно-Уральского государственного университета (контингент учащихся - 500 человек, являющихся представителями различных городов Челябинской области. Приведем выборочно некоторые вопросы и ответы студентов на анкету «Культура региона в нашей жизни».

1 вопрос анкеты - Какие книги уральских авторов Вы читали?

Бажов 15%
Федоров 2%
Мамин-Сибряк 1%
Гроссман 1%
Вафин 1%
Ручьев 1%
Тулинский 0,50%
Постников 0,50%
Пушкарев 0,50%
Захаров 0,50%
Без ответа 77,00%

2 вопрос анкеты - Какие из них есть в Вашей домашней библио­теке?

Бажов "Сказки" 5%
Федоров"Каменный пояс" 2%
Вафин "Маэстро с ни­точкой" 1%
Гроссман 1%
Без ответа 91%

3 вопрос анкеты - без ответа журналы Вы знаете?

Какие уральские литературные

8 вопрос анкеты - Знаете ли Вы издания, которые появились к 70-летию Челябинской области?

Энциклопедия "Челябинская область" 1%
Справочник "Весь Челябинск и его окрестности" 1%
Без ответа 98%

10 вопрос анкеты - Знаете ли Вы праздничные традиции народов, населяющих наш регион?

Масленица 20%
Коляда 3%
Святки 2%
Курбан-байрам 2,5%
Сабантуй 1,50%
Ураза-байрам 1,50%
Рамазан 0,50%
Наурыз 0,50%
Иван-Купала 0,50%
Спас 0,50%
Ильин-день 0,50%
Троица 0,50%
Без ответа 69%

12 вопрос анкеты - Обращаетесь ли Вы к уральскому песенному народному творчеству, перечислите песни, поэтические произве­дения уральских авторов.

Митяев 10%
Ариэль 1%
Песни на стихи Татьяничевой 1%
И. Плешивцев 0,5%
Без ответа 87,50%

13 вопрос анкеты - К каким жанрам устного народного творчест­ва нашего региона Вы обращаетесь и знаете ли их?

Частушки, сказки, пословицы и поговорки 2%
Легенды, былины, предания 1%
Баллады, анекдоты 0,5%
Без ответа 96,50%

111

25 вопрос анкеты - Какие направления декоративно-прикладного искусства Южного Урала Вы знаете?

Резьба по дереву 8%
Гравюра 8%
Златоустовские ножи 8%
Камнерезное искусство 8%
Матрешки 1%
Куклы 1%
Плетение из бересты 1%
Лепка 1%
Оренбургские пуховые платки 1%
Без ответа 63%

26 вопрос анкеты - Какие из них есть в вашей домашней коллек­ции?

Гравюра 8%
Каслинское литье 8%
Шкатулки из малахита 1%
Вышивки 1%
Картины 1%
Без ответа 81%

27 вопрос анкеты - Какие музеи Вы посещали в последнее время в нашем городе (области).

Краеведение 2%
Выставка восковых фигур 2%
Картинная галерея 1%
Фото Яковлева 1%
Выставка кошек 1%
Выставка в доме архитекторов 1%
Музей Бажова 1%
Музей изобразительного ис­кусства в Екатеринбурге 1%
Без ответа 90%

112

28 вопрос анкеты - Какие экскурсии по региону были организова­ны в Вашем учебном заведении?

Ильменский заповедник 9%
Долматовский монастырь 1%
Кыштым 1%
Касли 1%
Походы по Уралу 1%
Миасс 1%
Златоуст 1%
Кунгурские пещеры 1%
Тургояк 1%
Без ответа 83%

29 вопрос анкеты - Какие культурные памятники Урала Вы хотели бы посетить?

Аркаим 3%
Ильменский заповедник 3%
Храм на крови 3%
Без ответа 91%

Как мы видим результаты опроса неутешительные. 80%-90% - таков процент учащихся оставивших почти все колонки анкеты без ответов.

Таким образом, изучение региональной культуры это важнейшая актуальная задача учебных заведений. Ведь закладывая основы знаний по традициям и обычаям, национальному характеру мест­ного населения мы формируем систему ценностей истинного ин­теллигента будущего, любящего и ценящего свою малую родину. Появление Интернета, широкое развитие теле и радиосистем позволяет сегодня оптимизировать образовательный процесс посредством новых телекоммуникационных технологий, так как современному студенту необходимы сегодня универсальное мировоззрение и широкое информационное пространство. Созда­ние электронных учебников по культуре уральского региона - это инновационный процесс, внедряемый сегодня в работу кафедры культурологии Южно-Уральского государственного университета. Это интересная и увлекательная работа в системе «препода­ватель - студент» с использованием новых психолого-педагоги­ческих и телекоммуникационных технологий, способствующая повышению познавательной мотивации студентов. Формирова­ние и накопление информационной базы здесь возможно с помо­щью разработки телекоммуникационных проектов, электронных конференций, создания коллекции ссылок на тематические сайты Интернета, электронных рефератов-резюме и рефератов обзоров, информационных чатов. В качестве творческих заданий студенты получают задания для виртуальной игропрактики, например та­кие как:

1. Напишите своему другу в любой город России или за рубеж электронное письмо об особенностях культуры южноуральского региона: праздниках традициях, обрядах обычаях, национальном характере местного населения.

2. Составьте реферат- обзор или реферат- резюме по периодичес­ким источникам, изучающим культуру нашего региона или лите­ратурным произведениям современных уральских авторов.

3. Составьте телекоммуникационный проект по обсуждению реги­ональной культуры.

4. Представьте, что вы ведущий электронного чата «Особенности культурных регионов России». Подберите вопросы для обсужде­ния, определитесь с контингентом участников, составьте проект такого чата.

5. Подберите материалы для туристского бренда «Живописные места уральской земли». В приложении можно использовть диски с фотографиями и видеоматериалами.

6. Подберите галерею картинок с краткой аннотацией, изобража­ющих памятники архитектуры и искусства Урала.

Лучшие итоговые задания будут использованы в видеоприложе­нии к электронным учебным пособиям по культуре Южного Ура­ла.

Концептуальной основой электронного учебного пособия пос­лужила теория модернизации, здесь уральский материал орга­нически связан с общероссийскими историческими процессами, показан процесс освоения Урала русским населением, а также формирования во всех областях жизни населения Урала российс­ких традиций, превращения русских в один из народов уральского края.

Главная цель пособия - актуализация и обогащение историчес­кого сознания студентов знанием истории своего края, традиций и достижений культуры, на примере страниц уральской истории, воспитание уважения и любви к малой родине. Содержание курса позволяет формировать интерес учащихся к истории уральского региона, Челябинской области, своего района, города, села, воспи­тывать национальное самосознание и уважение к другим народам и культурам.

Курс по Уральскому региону органически вписан в историческое и культурное изучение России в целом, таким образом можно от­следить культурные взаимосвязи и увидеть Урал в стройной сис­теме российской истории.

На рубеже XXи XXIвв. человечество, наряду с осознанием извес­тной конечности ресурсов материально-вещественных, пришло к выводу о принципиальной неисчерпаемости ресурсов энергети­ческих (за счет притока энергии к планете извне) и интеллекту­альных (творческих, изобретательских, структурирующих приро­допользование и упорядочивающих жизнь человечества во всех мыслимых и представляемых деталях).

Информационная эпоха все более остро обозначает вопрос о необходимости реабилитации гедонизма в планетарных масш­табах как центрального условия гармоничного развития человека, без которого не может быть и речи о раскрытии всего неповтори­мого креативного потенциала, присущего каждому, причем в уни­кальном личностном проявлении.

Сейчас человечество, наконец, созрело интеллектуально, а потому теперь человек уже может состояться нравственно, т.е. конструктивно-деятельностно и позитивно-эмоционально. Отныне воспи­тание, обучение и культура в целом будут основываться на при­нципиальном одобрении гедонизма как проявлениям собственной природы индивидуальности.

© В. А. Нагорная

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!