Культура России конца XIX века

10 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

На оживление всех сфер культурной жизни в пореформенный период оказали влияние буржуазные реформы 60-70-х гг., общий подъем осво­бодительного движения в стране, идеология, культура, наука других стран.

В пореформенной России наметился значительный прогресс в развитии начального образования. Общая грамотность населения выросла с 6% в 1860 г. до 21% в 1897 г. Начальная школа состояла из церковноприходских школ, народных училищ мини­стерства народного просвещения и земских школ. Наилучшее образование давали земские школы с 3-х годичным обучением, но действовали они лишь в 34 губерниях. В церковноприходских школах по рекомендации Победоносцева образование подчиня­лось духовно-нравственному воспитанию в духе православия.

После первой российской революции произошло резкое уве­личение ассигнований на начальное образование (10 млн. руб. в 1909 г), а в 1910г. Дума приняла решение о передаче церковно­приходских школ в ведение министерства народного просвещения (до этого они подчинялись Синоду). В Думе рассматривался, хотя и безуспешно, законопроект о введении в России всеобщего начального образования. В целом, число начальных школ выросло с 32 тыс. в 1894 г. до 92,5 тыс. в 1906 г.

Среднее образование во 2-й пол. XIX в. развивалось менее динамично. Основными типами школ были гимназии и реальные училища. Гимназии давали академическое образование, в реаль­ных училищах больше внимания уделялось естественным дисцип­линам. С сер. 50-х гг. в стране вводится женское среднее обра­зование и к концу XIX в, в женских гимназиях, институтах, епархиальных училищах обучалось 75 тыс. человек.

В нач. XX в. число гимназий и реальных училищ продолжает расти, в сторону сокращения классического направления и увели­чения часов на изучение предметов естественно-математического цикла меняется содержание программ в гимназиях. Выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические учебные заведения и на естественные факультеты университетов. В 1896 г. создается сеть коммерческих училищ с совместным обучением юношей и девушек, дававших добротное 7-летнее образование.

Увеличилось число высших учебных заведений. Было открыто 3 новых университета в Одессе (1865), Томске (1888), Саратове (1909). Быстрыми темпами расширялась сеть высшего техниче­ского образования (Высшее техническое училище в Москве, по­литехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологиче­ские институты в Харькове и Томске и др.). Значительным достижением стало открытие высших женских институтов (Бес-тужевские курсы и женский медицинский институт в Петербурге, высшие женские курсы в Москве). Динамика развития высшего образования такова: в конце 50-х гг. XIX в. в стране насчитывалось 14 вузов, в 1914 г. - 105. К началу XX в. в них обучалось 30 тыс. студентов, в 1914 г. - 127 тыс.

Значительную роль в распространении образования сыграли публичные библиотеки и читальни, музеи, печать, различные об­щественные организации (Географическое, Историческое, Воль­ное экономическое общества), воскресные школы для рабочих. В сельской местности к концу XIX в. действовало более 3 тыс. земских библиотек. За последние 30 лет XIX в. в стране возникло более 1 тыс. новых типографий, а количество названий изданных в России книг выросло с 1861 по 1895 гг. в 5 раз.

Издательства О, Поповой, И. Д Сытина, А С. Суворина, ф. ф. Павленкова издавали много книг для народа. Павленковым начала издаваться серия «Жизнь замечательных людей», «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека», Суворин массовыми тиражами выпускал серии «Дешевая библиотека», «Новая библиотека». Зна­чительно активизировала издательскую деятельность революция 1905-1907 гг. Если в конце XIX в. в стране выпускалось 105 ежедневных газет, то в 191 2 г. - 1131 газета на 24 языках, Резко увеличились тиражи книг. В 1913 г. только на русском языке было издано более 106 млн. экземпляров книг. Продолжа­лась публикация массовыми тиражами дешевых книг с произве­дениями классиков мировой и отечественной художественной литературы.

Во 2-й пол. XIX в. крупных успехов во многих областях знаний добились русские ученые. В это время по ряду направлений были сделаны открытия мирового значения: в естествознании открытия И. М, Сеченова (основоположник отечественной физиологиче­ской школы и естественнонаучного направления в психологии), И. И. Мечникова (разработал теорию иммунитета, создал первую в России школу микробиологии, иммунологии, сравнительной пато­логии), К. А. Тимирязева (основоположник русской школы физи­ологии растений); в химии работы Д. И. Менделеева (периодиче­ский закон химических элементов), А. М. Бутлерова (теория химического строения - фундамент современной органической химии), Н. Н. Зинина; в математике достижения П. Л. Чебышева (закон больших чисел), С. В. Ковалевской, А А. Маркова, В. А Стеклова; в физике широкое признание получили труды А. Г. Столетова в области электричества и магнетизма (открыл 1 -и закон фотоэффекта способствовал утверждению электроматитной теории света).

В нач. XX в. звездами первой величины в мировой науке стали русские ученые В. И. Вернадский (один из основателей геохимии и биогеохимии, выдвинул теорию ноосферы), И. П. Павлов (раз­работал учение об условных рефлексах, развил труды С. П. Боткина и И. М. Сеченова в области экспериментального и теоретического изучения деятельности коры головного мозга и нервной системы человека и животных).

Благодаря достижениям П. Н. Яблочкова (изобретение элект­рической свечи - дуговой лампы), А. Н. Лодыгина (изобрел электрическую лампу накаливания), М. О. Доливо-Добровольского (разработал систему трехфазного тока и в 1891 г. впервые продемонстрировал передачу электроэнергии на 170 км., что явилось началом промышленного использования электроэнергии), Н. Н. Бернардоса и Н. Г. Славянова (первыми применили дуговую электросварку металлов), основоположника радиосвязи А. С. По­пова (первый опыт радиовещания состоялся 7 мая 1895 г.), одного из основателей авиации А. Ф. Можайского (в 1881 г. был запа­тентован первый в мире самолет его конструкции), теоретика самолетостроения Н. Е. Жуковского, конструктора И. И. Сикор-ского (самый большой в мире самолет «Илья Муромец), одного из пионеров освоения космоса К. Э. Циалковского, мировое призна­ние получила русская инженерно-техническая мысль.

Развитие обществознания отмечено становлением крупнейших исторических школ С. М. Соловьева и В. О. Ключевского (история России), Н. И. Кареева и П. Г. Виноградова (история средневеко­вой Европы), имевших мировую известность; бурным всплеском в развитии философской мысли (труды В. С. Соловьева, К. Н. Леонть-ева, С. Н. Трубецкого и других ученых).

К нач. XX в., по мере кристаллизации политической структуры российского общества, в формировании научных исторических школ большую роль начинает играть политическая ориентация ученых, в частности формируется марксистская (М. Н. Покров­ский), народническая (В. И. Семевский), либеральная (А. А. Кор­нилов) историография. Основными направлениями исторической науки являлись новое обоснование государственной теории (П. Н. Милю­ков, А. С. Лаппо-Данилевский); анализ социально-экономических отношений в трудах С. Ф. Платонова, М. А. Дьяконова; общинный, феодальный, государственный периоды в схеме Н. П. Павлова-Сильванского, критика А. Е, Пресняковым традиционных взглядов на историю Древней Руси; развитие исторического источникове­дения в трудах А. А. Шахматова.

В начале XX в. особый колорит культуре «серебряного века» придала высочайшая по своим достижениям русская религиозная философия, разрабатывавшая идеи восстановления религиозного смысла жизни, осмысления исторической судьбы (Н, А. Бердяев); крушения коренных устоев человеческого существования в ходе революционных событий в России, необходимости реформирова­ния христианства (В. В. Розанов); синтеза либеральных и консер­вативных ценностей и создания на этой основе концепции «либе­рального консерватизма», согласно которому индивидуальная и групповая свобода и социальное творчество, религиозные тради­ции и ценности взаимосвязаны и взаимообусловлены (С. А. Франк); мессианского предназначения России, ее самопожертво­вания во имя спасения других народов (И. А. Ильин), представлен­ная также именами С. Булгакова, Н. Лосского, Г. Федотова, П. Флоренского и других мыслителей.

С сер. XIX в. на развитие русской культуры большое влияние оказывает общественное движение, что приводит к господству в литературе критического реализма, появлению талантливых писа­телей социальной тематики (в 60-80-е гг. у писателей этого направления преобладала идеализация крестьянства) - Г. И. Ус­пенского, В. А. Слепцова. В творчестве крупнейших писателей того времени Л. Н, Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова развивались прежде всего вечные темы любви, добра, самоценно­сти человеческой личности, ставились типично русские вопросы «Что делать?», «Кто виноват?».

«Серебряный век» породил новые направления в литературе: символизм (В. Брюсов, А, Белый, К, Бальмонт), акмеизм (Н. Гумилев, А. Ахматова), футуризм (В. Маяковский, С. Городецкий). Реали­стическое направление было представлено творчеством А. М. Горь­кого, В. Г. Короленко, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева, И. А. Бунина.

Центром художественной жизни России в 70-80-е гг. XIX в. стало Товарищество передвижных художественных выставок на кооперативных началах, созданное художниками Г. Г. Мясоедовым, И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Н. Н. Fe. В разное время в него -входили практически все крупнейшие художники 2-й пол. XIX в. Развиваясь в целом в рамках критического реализма, изобразительное искусство 2-й пол, XIX в. отличалось стилевым разнообразием: историческая живопись (В. И. Суриков, Н. Н. Ге, В. М. Васнецов), бытовая живопись (Вл. Маковский), психологи­ческий портрет (И. Н, Крамской, И. Е, Репин), пейзажная живо­пись (И, И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи, А. К. Саврасов), социальные мотивы преобладали в творчестве В. Г. Перова, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедова.

Большим жанровым разнообразием отличалась живопись нач. XX в.: реализм (И. Е. Репин, В. А. Серов), импрессионизм (К. Коровин, Б. Борисов-Мусатов), модернизм (М. Врубель), символизм (Н. К. Рерих), примитивизм (П. Филонов), абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич). Существовал ряд объединений художников: «Мир искусства» (А. Бенуа, С. Дягилев, Л. Бакст, И. Грабарь), «Голубая роза» (П. Кузнецов, М. Сарьян), «Бубновый валет» (П. Кончаловский, Р. Фальк).

Традиции русской национальной музыкальной школы развива­ли во 2-й пол. ХК в. композиторы «Могучей кучки» М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Кор-саков, собиравшие и обрабатывавшие русские народные песни, использовавшие народную песню, сюжеты русской литературы и искусства в классической музыке. К ним примыкал крупнейший композитор того времени П. И. Чайковский («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Лебединое озеро»).

На начало XX в. приходится творчество таких крупнейших ком­позиторов, как А. И. Глазунов («Раймонда», «Времена года»), А. Н, Скрябин (первым из русских композиторов перешел от классической музыки XVIII-XIX вв. к современному музыкаль­ному языку), С. В. Рахманинов (композитор, выдающийся пианист и симфонический дирижер), И. Ф. Стравинский («Жар-птица», «Петрушка»).

Развитие архитектуры характеризовалось следующими тен­денциями: резкое увеличение строительства домов различного типа в российских городах; смешение различных стилей прошлого (эклектика) в творчестве крупнейших архитекторов А, И. Резанова (дворец вел. кн. Владимира Александровича в Петербурге) и В, А. Шретера (пристройка к зданию Мариинского театра); в 60-70-е гг. XIX в. на основе изучения памятников древнерусско­го зодчества, деревянной архитектуры Севера шли поиски русско­го национального стиля, отличавшиеся обильным декорированием зданий узорами («Терем» в Абрамцеве под Москвой архитектора И. П. Ропета, здание Исторического музея в Москве архитектора В, О, Шервуда); в церковном строительстве русско-византийский стиль, господствовавший в 60-70-е гг. (храм Христа Спасителя архитектора К. А. Гона), сменился в 80-90-е гг. подражанием стилю русских церквей XVII в. (церковь Воскресения «на крови» в Петербурге архитектора А, А. Парланда).

Господствующим в архитектуре нач. XX в, становится стиль модерн с использованием самых разнообразных художественных средств (фрески, мозаики, витража, керамики, скульптуры и т. д.). Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло, развивалось многоэтажное строительство, появлялось стремление к комплексной застройке, ансамблю.

Вторая половина XIX в. стала переломной для русского театра. Впервые в его репертуаре значительное место заняли пьесы отечественных авторов (А. Н. Островский, А, В. Сухово-Кобылин, другие драматурги). Резкое увеличение числа провинциальных театров привело к их демократизации. Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, Самыми извествными из новых демократических театров стали Малый Художественный театр, основанный в 1 898 т. К. С, Станиславским и В. И. Немирович-Данченко (Станислав­ский разработал оригинальную систему работы актера над обра­зом, получившую мировую известность) и Драматический театр в Петербурге В. Ф. Комиссаржевской.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!