Культура раннего средневековья

Содержание

Введение           3
1. Средневековая культура и христианство     4
2. Каролингское Возрождение       8
3. Романское направление в культуре средневековья    11
Заключение          19
Список литературы         20

Введение

Культура Средневековья - это культура, совершающая переход от родоплеменной организации общества, или "варварской" культуры - к культуре цивилизации. Точно такой же переход совершают все народы, достигшие стадии цивилизации: на Древнем Востоке и в Античности - греки и римляне. Но здесь обнаруживается своеобразие: европейские "варвары" делают переход к цивилизации, но иного типа, не рабовладельческой, а феодальной.
Раннее средневековье прошло под знаком романского стиля. Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом - римское право, господствующей религией - христианство. Варварские народы, создававшие свои государства на развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо в романизированной среде.
Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров, усугубившийся привнесением их наивного мифологического мышления, поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.
Переход от «варварских империй» к «Классическим государствам средневековой Европы», связанный с утверждением феодальных отношений, был периодом социальных и военных потрясений. В IX - Х вв. европейские народы боролись против набегов мавров, венгров, норманнов. Эта пора, прошедшая в феодальных междоусобицах, характеризуется временным упадком и оскудением духовной культуры.
Таким образом, культура Средневековья - это культура, в своей основе, феодализма, его развития и расцвета, а также создания, на заключительной стадии, предпосылок для новой формации - капитализма.

1. Средневековая культура и христианство

Средневековая культура отличалась ярко выраженным церковно-религиозным характером. Это сказывалось во всех областях средневековой культуры – в науке, литературе, школе, искусстве. Церковь освящала своим авторитетом средневековый феодальный строй и была духовной руководительницей феодального общества.
В V - XII в. религиозность масс переставала быть по преимуществу пассивной. Огромное «молчащее большинство» из объекта церковного воздействия начинало превращаться в субъект духовной жизни. Теперь определяющими в ней становились не богословские споры церковной элиты, а бурлящая, чреватая ересями народная религиозность. Возрастал спрос на «массовую» литературу, которой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах. Питомниками свободомыслия стали городские нецерковные школы, число которых, начиная с X в. постоянно увеличивалось. Здесь, а затем в университетах развивалась оппозиция официальному церковно-феодальному мировоззрению. Дух протеста и свободомыслия все больше распространялся среди школяров, становившихся более учеными, но отнюдь не более благонравными. Бродячие школяры (ваганты, голпарды), пересекавшие Европу с севера на юг и с востока на запад в поисках учителей поавторитетней, школ получше и жизни посчастливей, создали свою латинскую поэзию, дерзкую, осуждающую церковь, сытых и благополучных, воспевающую радости вольной и полнокровной жизни. В их среде распространялась оппозиция городских низов существующим феодальным порядкам. Остроумные, бичующие пороки общества и прославляющие радость жизни стихи и песни вагантов знала и распевала вся Европа от Толедо до Праги, от Палермо до Лондона [7, c. 98].
XI столетие развивает те культурные тенденции, которые сформировались в предыдущем столетии, однако это не механическое «приращение» к тому, что уже было найдено, а их обогащение и синтез, особенно ярко выступающие в сферах интеллектуальной жизни и искусства. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение культурного кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока, прежде всего арабской, явившиеся в определенной мере следствием крестовых походов, послужили стимулами развития школьного дела и системы образования [7, c. 114].
Кафедральные школы в крупнейших интеллектуальных центрах Европы превратились во всеобщие школы, а затем университеты, бывшие объединениями преподавателей или преподавателей и учеников. В XII веке такие высшие школы сложились в Париже, Монпелье, Салерно, Болонье, Палермо, Оксфорде и других городах.
Средневековые университеты, особенно Парижский, стали центрами схоластики. Однако уже вторая половина XII в. показала, что творческие потенции августино-платонического подхода в схоластике стали исчерпываться. Отсюда проистекал столь жадный интерес к философии Аристотеля, которая проникала в Западную Европу различными путями из Испании, через Толедо, где сочинения греческого философа и его арабских комментаторов начали переводить на латинский язык еще в XI в., через Византию, Италию и Сицилийское королевство, где трудились целые школы переводчиков и где особое внимание уделялось естественнонаучным сочинениям Аристотеля. Наконец, в Западной Европе делались самостоятельные переводы с греческих и даже арабских рукописей. В середине XIII в. Вильем из Мербеке заново перевел основные произведения Аристотеля, ряд важнейших комментариев к ним и отредактировал лучшие из существовавших переводов [2, c. 76].
Учение Аристотеля быстро завоевывало огромный авторитет в научных центрах Италии, Испании, Англии и Франции. Однако в начале XIII в. оно встретило резкое сопротивление в Париже со стороны августиновски настроенных французских теологов, испугавшихся интеллектуального радикализма, заложенного в нем. Последовал ряд официальных запретов, были осуждены близкие к пантеизму взгляды магистров Парижского университета Амори Венского и Давида Динанского, однако аристотелизм в Европе настолько стремительно набирал силу, что к середине XIII в. церковь оказывалась бессильной перед этим натиском и встала перед необходимостью ассимилировать аристотелевскую доктрину. К выполнению задачи по христианизации Аристотеля были привлечены доминиканцы. Синтез аристотелизма и католической теологии осуществил Фома Аквинский (1125/26-1274), чья деятельность была вершиной и итогом теолого-рационалистических поисков зрелой схоластики. Его основные сочинения - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В них он пытался примирить догму и науку, веру и знание, метафизическое и реальное. Фома исходил при этом не из абстрактно-платонического умозрения ранней схоластики. Он признавал ценность познания, движущегося от чувственного опыта к абстракции человеческого разума. Однако в случае конфликта разума с истинами откровения предпочтение все же отдавалось последним, человеческое знание оказалось бесполезным и даже вредным. Таким образом, конечным критерием науки оказывалась трансцендентная, а не материальная действительность, что в конечном итоге сводило на нет все - усилия познавательного разума. Синтез Фомы оказался иллюзорным и не разрешил проблему взвешенного соотношения веры и разума, что с очевидностью показала вся дальнейшая история томизма (религиозной философии Фомы) [1, c. 56].
Стремление к синтезу проявилось не только в теологии и философии, но и в других сферах интеллектуальной жизни. XIII - XIV века - это столетия «сумм», грандиозных энциклопедических сводов знания, не отличавшихся критическим подходом к собранному материалу, но стремившихся к всеохвату того, что было известно в различных областях, не обязательно строго «научных». Одним из самых популярных сочинений энциклопедического характера в XII в. была «Книга сокровищ» Брунетто Латини, флорентийского юриста и дипломата, объездившего всю Западную Европу. Свою энциклопедию он написал на французском языке, который в то время уже начинал соперничать с латынью как средство международного общения. Латини был наставником Данте.
К XII в. традиционно относят зарождение интереса к опытному знанию в Западной Европе. Накапливались технические изобретения, расширялись познания в медицине, химии и других науках. В период крестовых походов европейцы многое позаимствовали на Востоке. Вошли в научный оборот естественнонаучные сочинения античных авторов, арабских ученых (Аверроэса, Авиценны, Аль-Кинди и др.).
В XII-XIII вв. определенный прогресс наметился в области механико-математических знаний. В Европе широкой известностью пользовались итальянские математики и астрономы. «Книга счета» Леонардо Фибоначчи (1202 г.) положила начало деятельности целой плеяды итальянских математиков, которых отличал интерес не только к теоретическим штудиям, но и практическому их применению, что сказалось на развитии инженерного дела, строительной практики, торговли и финансовой системы, расцветших позже в эпоху итальянского Ренессанса [1, c. 58].
Изменялось отношение к математике и у более широких слоев. В исторических сочинениях и описаниях городов стало отводиться место «количественным характеристикам». Формировались зачатки математико-статистического взгляда на окружающее, предвосхищавшего некоторые тенденции последующего развития европейского знания.
Центром взаимодействия западноевропейской, византийской и арабской культур было Норманнское королевство в Сицилии, где процветали различные науки и искусства, развернулась широкая деятельность по переводу философских и естественнонаучных сочинений греческих и арабских авторов на латынь.
В XII в. жажда познания не только бога, но и мира охватывала все более широкие слои общества, постепенно переставая быть прерогативой лишь ученой элиты. Развивалось «описательное естествознание». Создавались многочисленные бестиарии (книги о животных), лапи-дарии (книги о камнях и металлах), физиологии (наставления в природоведении) . В Оксфордском университете переводились и комментировались естественнонаучные трактаты древних ученых и арабов. Философ Роберт Гроссетест сделал попытку внесения математических методов в естествознание.

2. Каролингское Возрождение

Каролингское возрождение, «Каролингский ренессанс» - культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры.
Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др. [5, c. 114]
В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование - применительно к условиям феодально-церковные культуры - стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии - Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ средневековья, создатель пантеистической системы.
Значительного развития достигла историография. При дворе Карла Великого были созданы апологетические «Королевские анналы»; со 2-й трети 9 в. развивалось местное летописание («Фульдские анналы», «Сеи-Бертинские анналы» и др.). Выдающимся исторические произведения Каролингского возрождения является «История лангобардов» Павла Диакона. Создаются политические трактаты, биографии (Карла Великого, написанная Эйнгардом, Людовика Благочестивого, написанная епископом Теганом, и др.).
Получила развитие литература, формировались народные языки (романские и германские), выработалось новое, легко читаемое письмо - так называемый каролингский минускул. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей [5, c. 117].
В каролингском искусстве, воспринявшем как торжественную импозантность позднеантичного и византийского искусства, так и местные варварские традиции, сложились основы европейского средневекового феодального искусства. Интенсивное строительство этой эпохи известно во многом по литературным источникам (обширные комплексы монастырей и резиденций-«пфальцев» с дворцом и капеллой; укреплениях бурги»; базиликальные церкви с развитой объёмной композицией и динамическим силуэтом).
Среди немногих сохранившихся построек - многоугольная центрическая капелла императорской резиденции в Ахене (до 798-805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде (около 820-822), 3-нефная церковь с вестверком, трансептом и башнями в Корвее (822-885), надвратная постройка в Лорше (около 774). Храмы и дворцы широко украшались мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806) и фресками (фрагменты росписей в церквах Мюнстера, около 800, и Осера, 841-858).
Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии). В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781-783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816-835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.) [4, c. 98].
Скульптура представлена главным образом изделиями из слоновой кости (оклады книг, складни, гребни, ларцы и т.д.); развиты были литьё, чеканка и гравировка по металлу, украшение изделий эмалью и камнями, резьба по камню и алебастру.
Примитивные формы деревянной статуи Святой веры (10 в., сокровищница монастыря в Конке), обитой листами золота и усыпанной драгоценностями, свидетельствуют о живучести варварской традиции.

3. Романское направление в культуре средневековья

Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. и ит. Roma - Рим), что указывает на его связь с античной, древне-римской культурой. Романский стиль развивается ранее всего (XI в.) во Франции - самой развитой тогда стране. Ведь и «Песнь о Роланде» появилась именно там, как и первые средневековые замки, крепости, стены с башнями, окружавшие не только замки, но и вновь возникающие города.
Образование городов - важнейший фактор для этой эпохи. Значительное место приобретает новая сила, рождающаяся в городах,- ремесленники, цехи, в которые они объединяются. С этим новым, складывающимся сословием связаны не только изменения в политической и государственной жизни, но и новые явления в искусстве. Так, широкое распространение прикладного искусства выражает одну из сторон реальной жизни - ее материальную, внешнюю форму [1, c. 202].
Работа ремесленников безоговорочно воспринималась в качестве искусства: предметами искусства считались не только ювелирные, но и кожаные (например, седла) и другие изделия. Особенно славились Лиможские эмали и другие украшения, как просто орнаментальные, так и сюжетные, всякого рода амулеты и вотивные предметы (от лат. voto - обет) вроде известного изображения Святого Водима, обратившего в христианство целую область. Это изображение выполнено из дерева, но с медной головой.
В таких изделиях художественного ремесла отчасти примирялись противоречия времени: основным из них было с одной стороны тесная связь или даже подчинение культуры церкви, религии, а с другой - все большее взаимодействие с реальной жизнью.
В средневековой культуре определяющая роль принадлежит религиозно-философским учениям. Среди них - теория одного из отцов церкви Блаженного Августина (354-430). Родом из Северной Африки, Августин был сыном отца-язычника и матери-христианки. Учился он риторике в Риме и Милане, изучал древнегреческую философию, учение Платона, оказавшее на него большое влияние. Идейно принял в 387 г. христианство и стал епископом в Африке. В его учении сильно математическое начало. Путь к спасению души и истине - это путь к порядку и числу, что значит к понятию красоты. Совершенная фигура - фигура «разносторонне равнозначная», следовательно, завершенная, замкнутая. Речь идет о законченности понятий: начало и конец. И это положение очень важно для изобразительного искусства, для архитектуры: та же завершенная композиция, построение форм, четкая каноничность решения, ведущая к статичности изображения. Свою теорию Блаженный Августин изложил в 30 книгах под названием «Исповеди», написанных в виде молитв и рассказывающих о его жизни и мыслях. Идеи Августина нашли выражение как в романском, так и в готическом стилях [1, c. 206].
Последователи Августина, схоласты (от греч. scholasticos - школьный) в первый период своей деятельности (XI-XII века - время романского стиля) на основании учения Августина, который в свою очередь опирался на учение Платона, стремились систематизировать христианское учение и соответственно влияли на усиление строгих правил канона в искусстве.
Существовавшая у схоластов иерархия в их сочинениях - часть, подчасть, глава, член, вопрос, раздел, пункт - соответствует строгой иерархии в построении мироздания: Бог, ангелы, святые, люди, животные, растения, камни. На основе этих понятий строился декор в церквях.
Однако в раннюю романскую эпоху в философии развивались и другие теории. Одной из них было учение Пьера Абеляра (1079 - 1142). В своей книге «Да и нет» и других французский мыслитель утверждал значение разума по формуле «познаю то, во что верю», выступал против обобщенного понятия «человечности», взявшего верх над понятием «человека» и других положений схоластики. Абеляра объявили еретиком. Главным его противником был французский аббат Бернар Клервоский (1090- 1153), основатель бенедик-тинского монастыря в Клерво (1115). Бернар принадлежал к числу инициаторов Крестовых походов (особенно второго похода, 1147- 1149 год), важнейших событий Средневековья в XI-XIII вв., мощных военных походов в Малую Азию против «неверных», за освобождение «Гроба Господня» и «святой земли» Иерусалима. Бернар Клервоский сыграл немалую роль в теологии и философии своего времени.
Замечательным литературным памятником эпохи явилась «Переписка Абеляра с его возлюбленной Элоизой». Переписка возникла в результате того, что Абеляр похитил Элоизу, племянницу каноника, но был с ней насильственно разлучен. После этой любовной драмы Абеляр жил в различных монастырях и скитах. Он умер по дороге в Рим, где хотел пожаловаться на своих врагов папе. Переписка привлекла особое внимание в XIX веке, когда много раз переиздавалась. Прах влюбленных был соединен и похоронен на кладбище Пэр Ляшез в Париже, а их имена стали нарицательными [5].
С XII в. ведет свое начало также повлиявшая на всю культуру Средних веков история ересей и ее героев. Примеров из этой мучительной истории множество. Так, некий монах Генрих не то из Тулузы, не то из Лозаны толковал по своему сущность Евангелия и проповедовал свое учение от Луары до Пиренеев. В 1134 году он был заключен в тюрьму в Клерво, потом в Тулузе, и далее следы его пропадают. Пьер де Бриез умер на костре между 1132 и 1139 годами. История продолжается и далее в последующий период готики. Монах Фра Дольчино (от ит. fra - «брат» - монах), объявлявший о конце света, был жестоко казнен в 1307 году. Его имя приобрело особую известность, потому что он упомянут в великой «Божественной Комедии» Данте Алигьери в XXVII песни «Ада».
Основным видом искусства романского времени была архитектура, существовавшая в основном в двух видах: замок (крепость) и собор (монастырский ансамбль).
Уже в IX веке начали появляться замки, служившие убежищем во время вражеских набегов. Сначала они были деревянными, но после изобретения машин для метания камней, устроенных по принципу лука и другой техники, замки-крепости стали строить из камня. Основное сооружение - собственно сам замок - состоял из трех частей. Верхний этаж - сеньер, здесь располагалось жилище владельца. В нижнем этаже помещались склады, конюшни, загоны для скота. В подземелье находились колодец и тюрьма. Замок был окружен крепостной стеной, затем рвом, через который можно было перейти только по мосту. Мост был подъемным, и когда его поднимали, попасть в замок становилось почти невозможно. Часть ансамбля составляла дозорная башня, через отверстия которой на головы нападающих сыпались камни, лилась горячая смола и т. п. Башня эта во Франции называлась донжон, а в Германии - бергфрид. Обращает на себя внимание и еще одна черта средневековой культуры - появление национальных особенностей, что связано с формированием национальных государств, прежде всего, как уже говорилось, во Франции [1, c. 212].
Первые каменные замки были построены во Франции в XI веке. В качестве примера часто приводят известный замок в Куси. Что касается аналогичного примера церковной архитектуры, таковым считается Нотрдам (Богоматерь) Ла Гранд в Пуатье. По плану - это господствующий тип, ведущий начало от античных и раннехристианских римских храмов - базилика. Название он получил от слова «базилевс» (от греч. - властитель). Такие здания в античности использовались как «казенные дома»: для биржы, торгов, собраний и т. п. Базилика представляет собой прямоугольник, разделенный внутри колоннами или столбами на продольные части, называемые нефами (от лат. - navis - корабль). В конце здания - в алтаре в античных языческих храмах должна была стоять статуя бога, обычно того, которому посвящался храм. В христианских храмах - это место богослужения. Средний неф выше и шире боковых. Каждый из боковых нефов может завершаться, как и центральный, полукруглым выступом-апсидой, предназначенной для алтаря. Алтарные ниши лучше всего освещены находящимися в них окнами. В остальном помещении свет падает через окна в боковых стенах и окна фасада. Со временем пространство перед алтарем центрального нефа расширяется, чтобы там могло поместиться большее количество молящихся. Для этого центральный неф пересекается поперечным нефом, называемым «трансепт». Таким образом, план принимает крестообразную форму. В плане средневековых базилик лежит латинский крест - крест с более длинным, чем поперечный, продольным нефом.
Подобные храмы строили уже после IX века в Бретании, Нормандии, Шампани, Прирейнской области. В них еще преобладают деревянные перекрытия на стропилах (бревнах, служащих основанием для крыши). В дальнейшем проблема перекрытия становится одной из главных для архитектуры Средневековья. Своды появляются позднее, с развитием романского стиля.
Подобно замковым ансамблям, возникают монастырские ансамбли - аббатства: храм, помещение для аббата, кельи для монахов, двор, сад, служебные постройки и прочее. Таким было аббатство Сен Жермен де Пре (XI в.), бенедиктинское аббатство в Нормандии. Нельзя не упомянуть и могущественное аббатство Клюни (XI в.) в Бургундии. Отличительные черты этой архитектуры: простота форм, преобладание массы над пространством, сочетания каменных блоков. Мощные стены объединяют внутреннее пространство - место молений, отрешенности от всего земного - от внешнего мира. Размеры храмов внушительны, они монументальны, торжественны. Фасад с двух сторон фланкирован двумя башнями. Третья башня появляется над средокрестием - пересечением трансепта и продольных нефов. Аббатство Клюни во многом господствовало над менее значительными монастырями и диктовало им свои правила, тем более что именно в Клюни папа Урбан II впервые призвал к крестовым походам [1, c. 216].
В таких романских ансамблях и храмах скульптуры мало. Капители колонн примитивны, но с развитием романского стиля они приобретают, можно сказать, сюжетный характер: изображаются библейские персонажи, сцены (Поклонение волхвов, Ева и т. д.), причем фигуры плоскостны и подчинены характеру стены, как и более монументальные фигуры в порталах, на фасаде. Скульптуры, которыми изобилуют церкви зрелого романского стиля, не имеют самостоятельного значения, они - придаток архитектуры, подчинены ей и слиты со стенами. Пластическое совершенство, гармония пропорций принесены в жертву выразительности, часто утрированной.
Влияние античности, большая свобода и нарядность наблюдаются в церквях южной Франции, на территории, принадлежавшей Риму. Так, например, в известной церкви Сен Трофим в Арле использованы античные коринфские капители, много орнамента, особенно растительного; в нарядности и полихромии ощущается влияние Востока.
Живописи романского времени сохранилось совсем мало. Пожалуй, два самых известных памятника монументальной росписи Средневековья находятся в церкви св. Николая в деревушке Тавэн и в церкви аббатства Сен-Савен, где ими покрыты все стены. Эти росписи на библейские сюжеты лишены глубины пространства, фон светлый, преобладают зеленые и желтовато-охристые тона.
Более других распространен устрашающий сюжет - Страшный Суд. Особенно часто он встречает прихожан сразу же при входе в церковь: в полукруге (тимпане) над порталом изображены события Страшного Суда. В центре выразительная фигура Всевышнего Судии - Христа, кругом, по сторонам,- черти, наказывающие грешников. Наиболее свободно представлены фигуры плачущих, страдающих грешников. Фигура Христа сверхчувственна, более абстрактна, лишена сюжетной фабулы и как бы противопоставлена земному миру - это создает контраст божественного и земного. Внутренняя динамика образа выражена в гротескном изломе фигуры, напряженном ритме складок. В поздний период усиливается объемность фигур, чему пример - изображение св. Петра в портале священной ему церкви в Муассаке на юге Франции.
Значительное явление французского романского искусства - известные замки по берегам реки Луары. Недаром в великолепном сериале телевидения (по каналу «Культура») «Знаменитые замки Европы» им было уделено большое внимание. Их число впечатляет (60 более или менее примечательных). Это замки, которые строились и достраивались на протяжении веков и меняющихся стилей: от романского, последующего за ним - готического и позднее, вплоть до XVII в.: замок Анжер IX в. с капеллой XI в., 17 его башен были достроены к XIII в., прославленный замок Блуа (строился с IX в.) - резиденция короля Франциска I. Замок Ланже принадлежал Ричарду Львиное Сердце (с конца XIII в.); замок Шинон, где он умер, стал резиденцией Карла VII, его стены видели Жанну д'Арк, а потом кардинала Ришелье, знаменательного персонажа истории и одного из героев ряда романов А. Дюма-отца. История Франции тесно связана с Луарой, как связана с ней династия правителей Франции с XIV по XVI вв. (Людовик XII, Франциск I и другие). Особый интерес к этой истории, к замкам Луары возник в связи с их описаниями и местом в литературе; в поэзии Пьера де Ронсара (XVI в.), а также в романах не только Дюма, но и Бальзака, Стендаля, Альфреда де Виньи. Замки Луары овеяны легендами, что типично для Средневековья, когда процветает литература разных форм: народные сказания, эпос, а в период готики - замечательная рыцарская поэзия. Ее распространение охватывает всю Европу.
Литература этого периода связана еще с одним весьма значительным для Средних веков искусством - искусством книги, разумеется, рукописной, украшенной иллюстрациями, миниатюрами и другими элементами книжного оформления.
История и рассмотрение книжного искусства Средних веков занимает многие тома научных трудов, она обильна фактами, многообразна и заслуживает специального исследования. Сложилось множество школ создателей этих произведений во Франции и в Германии романского и готического времени, а также в Англии [6, c. 139].
Второе по значимости государство Средних веков к концу XV в. превратилось в «Священную римскую империю германской нации». Оно было основано в 962 году германским королем Отгоном I. Весьма напористые германские племена во главе с Оттоном I покорили Центральную и Северную часть Италии, а также Бургундию, Нидерланды, отдельные области Швейцарии, Чехию. Вместе с тем уже с XIII в. начинается и обратный процесс распада, окончательно завершившийся к середине XVII в.
Но во времена Отгона I и его ближайших преемников государство развивалось, особенно значителен был рост городов, о которых уже говорилось. Соответственно процветало искусство. И особенно примечательной была миниатюра того времени. Один из выдающихся ее примеров - Евангелие Отгона III (XI в.), внука Отгона I, выполненное в стиле одной из многих школ романской миниагюры, который можно назвать «антикизирующим». Изображения по ан-гичному свободны, лишены экзальтированной динамики, отличающей произведения других школ. Античные колонны, представленные на многих лисгах книг эгой школы, придаюг сгагуарность всем сценам этих миниатюр, как и уравновешенная, хотя и не строго каноничная, но чегкая композиция и постановка фигур.
Архитектура германских городов во многих случаях отлична от типично романской уже тем, что часто здания строятся не из камня, а из кирпича, особенно в городах, входящих в торговый Союз Ганзы во главе с Любеком. Приморские города Ганзы давали клятву защищать свои акватории от очень распространенных тогда пиратских судов. Союз носил определенно прагматический характер, что и сказалось на искусстве. Постройки в ганзейских городах проще, скульптура грубее. Зато ремесленные изделия достигают высокого уровня совершенства. Так, знаменитый Гальберштадтский шкаф (начала XIII в.) ничуть не уступает в художественном отношении церковным алтарям, тем более что по форме он близок к ним. Его двери, сделанные в виде алтарных створок, изображают святых и изобилуют орнаментом.
Характерное произведение германского зодчества этого периода - колокольня в Роттенбурге, в которой, подобно другим постройкам рассматриваемого времени (конец XII-XIII вв.), уже проглядывают черты готического стиля.

Заключение

Средневековая культура отличалась ярко выраженным церковно-религиозным характером. Это сказывалось во всех областях средневековой культуры – в науке, литературе, школе, искусстве. Церковь освящала своим авторитетом средневековый феодальный строй и была духовной руководительницей феодального общества.
Каролингское возрождение, «Каролингский ренессанс» - культурный подъём в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в 8-9 вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры.
Название «романский» происходит от слова «Рома» (от лат. и ит. Roma - Рим), что указывает на его связь с античной, древне-римской культурой. Романский стиль развивается ранее всего (XI в.) во Франции - самой развитой тогда стране. Ведь и «Песнь о Роланде» появилась именно там, как и первые средневековые замки, крепости, стены с башнями, окружавшие не только замки, но и вновь возникающие города.

Список литературы

1. Баткин М.Н. Культура раннего средневековья. – М.: Наука, 1985.
2. Васильев А.А. История средних веков. – М.: Республика, 1994.
3. Гуревич В.А. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Просвещение, 1987.
4. Кузищин Н.М. История средних веков. – М.: Просвещение, 2003.
5. Розин В.М. Введение в культурологию. – М.: Форум, 2007.
6. Удальцова Н.Н., Карпова В.П. История средних веков. – М.: Просвещение, 2003.
7. Хейзинга Н. Осень средневековья. – М.: Теис, 2004.

(22.7 KiB, 45 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!