Культура понимания и конфликты

Оценивая людей, мы часто употребляем слова «куль­турный человек», «воспитанный человек» или, наоборот, «некультурный», «невоспитанный». В понятие этих слов вкладывается общая культура воспитанного человека, культура речи и культура общения, культура одежды, культура взаимоотношений. Сюда следует непременно отнести доброжелательное отношение к людям, желание и потребность сделать для окружающих, даже незнако­мых, что-то приятное, невозможность обидеть человека, т.е. то, что можно назвать «культурой понимания».

Почему же так часто оказываемся мы в ситуациях, когда торжествует бескультурье, когда ранят нас обидное сло­во, грубость, нетактичность? Можно ли избежать таких ситуаций? как вести себя? как выйти из конфликта с достоинством?

Очень часто в ситуации эмоциональной напряженности (на грани конфликта, ссоры), сосредоточившись лишь на своих переживаниях и порой на нечаянную обиду (а ино­гда промашку, оплошность) другого человека, который может быть очень огорчен происшествием, сконфужен, мы реагируем ехидным замечанием и вместо извинения слышим в ответ грубость. В этом случае оба не правы, оба не проявили такт, деликатность, оба не захотели понять друг друга.

Бывают и такие ситуации, когда один горячится, вы­плескивая свои эмоции, а другой спокойно с улыбочкой на это реагирует, вызывая новую бурю негодования. На­рочито «иезуитское» спокойствие чаще всего тоже не доводит до добра и обижает «спокойного»: как же так? Я постарался проявить спокойствие, выдержку, пытаюсь разумно объяснить ситуацию, а в ответ — раздражение, грубость.

Но ведь в этом случае спокойствие могло показаться нарочитым, вызывающим (видите и спокойствие в опре­деленной ситуации может быть вызывающим) и воспри­нято как указание на ваше моральное превосходство.

Любой человек, если он взволнован, задет, хочет, что­бы вы откликались на его эмоции, а ваше поведение, ваше спокойствие не совпадают с его состоянием. Опять не пра­вы оба, у обоих отсутствует культура понимания.

Свидетелями и участниками ссор по любому поводу мы бываем довольно часто, а потом долго переживаем их. Случаются ссоры по пустякам и между членами одной се­мьи, и между сослуживцами, и между чужими людьми, едущими в одном трамвае. И часто вовсе не оттого, что это злые, сварливые люди. А потому, что у каждого из них свой стиль поведения, свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», свое понимание вежливости.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!