Культура первобытной эпохи

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Изучение культуры первобытной эпохи имеет большое теорети­ческое и практическое значение. История появления человека на Земле, становления человеческого общества, формирования его культуры насчитывает не один миллион лет. Временная масштаб­ность первобытной эпохи уже сама по себе обусловливает ее особое место и значимость в истории человечества. Это, во-первых.

Во-вторых, культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Здесь ее истоки. Множе­ство явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи: язык, письменность, ис­кусство, религия, мифология, наука, нравственность, этикет, брак и семья, жилище, одежда и многое другое.

В-третьих, многие проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной культуры: история воз­никновения человека, происхождение рас, народов, появление ми­фологии, религии, искусства и т. д.

В-четвертых, первобытная эпоха не ушла полностью в прошлое. Она еще продолжает существовать в отдельных уголках земного шара: в джунглях Амазонии, в центральных районах Африки, на островах Океании, в глубинных районах Австралии.

И наконец, в-пятых, некоторые элементы первобытной культу­ры сохраняются в жизни современного общества. Это суеверия и предрассудки, магия и колдовство, элементы язычества в сущест­вующих религиях и в быту, пережитки анимизма, фетишизма, тотемизма и" другое.

Черты и остатки первобытной культуры требуют всестороннего осмысления, научного анализа и учета в современном культурном строительстве. Все это обусловливает большое мировоззренческое, научное и практическое значение изучения культуры первобытной эпохи.

Первобытная эпоха охватывает весь огромный период от появ­ления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. По современным научным дан­ным человек как вид существует около 2,5 млн. лет, хотя нижнюю грань первобытно-общинного строя определить более-менее точно нелегко. Верхняя его грань в различных регионах колеблется в пределах 5 тыс. лет. В некоторых районах мира первобытные отношения сохраняются до сих пор. Таким образом, большая часть человеческой истории приходится на период первобытной эпохи.

Согласно археологической периодизации, основанной на раз­личиях в материале и технике изготовления орудий труда, в истории первобытного общества выделяются три века: каменный, бронзовый (медный) и железный. Каменный век делится на древнекаменный — палеолит (примерно от 2,6 млн. лет до н. э. до XII тысячелетия до н. э.), среднекаменный — мезолит (примерно от XII до VII тысяче­летия до н, э.), новокаменный — неолит (примерно от VII до IV тысячелетия до н. э.), меднокаменный — энеолит (примерно от IV до II тысячелетия до н. э.). Бронзовый век — примерно II — начало I тысячелетия до н. э. Железный век — примерно с середины I тысячелетия до н. э.

Древнекаменный век делится на эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Человеческий род существует около 2,5 млн. лет. Homosapiens(человек разумный) — всего лишь около 40 тыс. лет. Орудиями труда человек пользовался более 2 млн. лет. Их употребление открыло перед первобытным человеком более широкие возможности ис­пользования природных ресурсов, приспособления к окружающей среде, коллективной охоты, защиты в борьбе с хищниками. При этом постоянная совместная трудовая деятельность сплачивала первобытное общество. Усложнение общественной жизни привело к необходимости обмена опытом и передачи его от человека к человеку, от поколения к поколению. Возникли членораздельная речь, язык, искусство, мифология, религия — возникла культура.

Почему это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего ответить на другой — чем человек отличается от животных?

Естественный процесс биологической и культурной эволюции породил в человеке и только в человеке новое отличительное свойство: способность использовать символы. Ни одно живое суще­ство кроме человека не обладает этой способностью. Самой важной формой символического выражения является членораздельная речь, которая обеспечила коммуникацию идей; коммуникация — это со­хранение, традиция, а сохранение — это аккумуляция и прогресс. Использование символов привело к возникновению и развитию культуры. Поведение человека — это символическое поведение. Че­ловек становится человеком лишь тогда, когда он приобщается к тому порядку феноменов, который мы называем культурой. Ключ к этому миру, путь в него один — символ.

Из сказанного становится понятной причина происхождения культуры первобытного общества. Важное место в ней занимает мифология. Она являлась основной формой мировоззрения чело­века на древнейшей стадии его развития. Тысячелетиями мифы господствовали в духовной жизни человечества, определяли основ­ные направления ее развития.

Мифология теснейшим образом связана с религией, идеологией, наукой, литературой, искусством. Научный подход к изучению мировых религий (христианства, ислама, буддизма) показывает, что они «наполнены» мифами. Литература выросла из мифа через различные формы словесного творчества: сказки, героический эпос, легенды, исторические предания. Свидетельства тесной связи с мифологией отчетливо прослеживаются и в появлении различных наук. Так возникли натурфилософия, история, медицина, астроно­мия и другие научные знания в Древней Индии, Китае, Месопота­мии, Египте, Древней Греции и Риме. Из мифологии выделились и такие формы общественного сознания, как искусство, политиче­ская идеология и др. Живопись, пластические искусства широко использовали мифологические символы и сюжеты в художествен­ных целях. Некоторые формы мифологического мышления сохра­няются в наше время в массовом сознании рядом с элементами научного знания и научной логики (представления о НЛО, о жизни после смерти, о конце света, политические и идеологические мифы и т. д.).

Почему возникла мифология? Почему восприятие мира первобытным человеком приняло такую своеобразную форму, выразилось в системе фантастических представлений об окружающей его при­родной и социальной действительности. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира, она выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, пони­мания мира и места в нем человека, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

Главные предпосылки мифологического мышления заключают­ся, во-первых, в том, что в древности человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной, и, во-вторых, в нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося еще отчетливо от эмоциональной сферы. В результате человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами. Изображение природных сил в виде челове­чески одушевленных образов порождало причудливую мифологи­ческую фантастику.

Важнейшей чертой мифа является символизм — подмена в пер­вобытном мышлении субъекта и объекта. Заменяя в мифе одни символы другими, мифологическая мысль делает описываемые ею предметы более доступными для понимания и осмысления на данном уровне знаний.

Таким образом, неспособность установить различие между ес­тественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, эмоциональность— эти и другие особенности первобытного мышления превратили мифологию в своеобразную символическую систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир и сам человек.

Как показали исследования, на ранних стадиях развития мифы были примитивны, кратки, элементарны по сюжету и содержанию. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих более сложные разветвленные циклы. Так сложились мифологические системы, например антич­ная, древнеславянская, скандинавская и многие другие.

Таким образом, мифология — это совокупность произведений человеческой фантазии, содержащих в себе своеобразные объясне­ния фактов реального мира. Мифы родились из потребности, любознательности, мысли человека на ранней стадии его развития, на основе практического, повседневного опыта. По мере расшире­ния этого опыта и границ познания, вместе с ростом материальной и духовной культуры расширялся круг мифологической фантазии, усложнялось ее содержание. Мифология, таким образом, это не только примитивное, донаучное объяснение явлений окружающего мира, но и форма поддержания определенного природного, рели­гиозного и социального порядка. Мифологическое мышление об­ладает не только элементами фантазии, но и зачатками логики.

Мифотворчество стало своеобразным символическим языком, си­стемой, в рамках которой человек ощущал, осмысливал себя в мире.

Исследование широкого круга мифологических источников об­наружило при всем их необычном многообразии целый ряд общих основных тем. К самым древним мифам относятся мифы о проис­хождении людей — антропогонические, ибо одним из первых воп­росов, который пытался разрешить первобытный человек, был вопрос — кто он в этом мире? Откуда он появился? Древний человек не выделял себя из мира природы и вел свой род от животных, растений и, наоборот, животные происходили от людей. Так воз­никли зооантропоморфные мифы.

К древнейшим относятся и мифы о происхождении солнца, луны, звезд — солярные, лунарные, астральные. В них либо создание светил приписывается сверхъестественному существу, либо эти светила представляются людьми, ранее жившими на земле и воз­несшимися на небо.

У народов, поднявшихся на более высокий уровень культурного развития и создавших сложные мифологические системы, их основу составляли мифы о происхождении мира, вселенной — космогони­ческие. Такие мифы содержат одну из двух идей: идею творения или идею развития. Идея творения — креационная: мир создан сверхъ­естественным существом — богом-творцом, великим колдуном и т. п. Идея развития — эволюционная: мир возник постепенно из некоего первоначального бесформенного состояния — хаоса, мра­ка, воды, яйца и пр.

Особый тип составляют теогонические мифы — мифы о проис­хождении богов. Широко распространены мифы о чудесном рож­дении, о судьбе, о смерти и бессмертии, о загробной жизни.

На более высокой ступени развития у многих народов появля­ются эсхатологические мифы — пророчества о конце света.

Особое место занимают мифы о культурных героях. С их дея­тельностью связывается приобретение различных культурных благ:

добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, возникновение искусств, установление обычаев, обрядов, правил поведения, соци­альных институтов. Их разновидностью являются близнечные мифы, в которых фигурируют два героя-антипода: один олицетворяет добро, другой — зло, один творит благо, другой наносит вред.

У развитых аграрных народов существенное место в их мифо­логических системах занимают календарные мифы, связанные с чередой природных циклов. В них нашли отражение и труд земле­дельца, и труд скотовода, разнообразные приемы их профессио­нальной деятельности в зависимости от смены времен года, природно-климатических условий и т. д.

В процессе эволюции первобытного общества возникали и получали развитие адекватные новым условиям жизни формы верований. Религия уходит своими корнями в глубины первобытной эпохи. Почему она возникла? Как известно, природа не терпит пустоты, а разум — неизвестности. Религия, так же как мифология и искусство, не решая духовных и практических проблем в научном плане, снимала их, создавая иллюзорный мир, удовлетворяя тем самым нужды .человека. В этом заключалась ее иллюзорно-компен-саторная функция. Вместе с тем, она создавала особое миропони­мание, религиозную картину мира в сознании человека, тем самым выполняя мировоззренческую функцию. И наконец, религия коррек­тировала поведение человека, упорядочивала жизнь первобытного общества с точки зрения своих норм и предписаний. В этом проявлялась ее регулятивная функция.

Наиболее древней формой религии является магия — действия, основанные на вере человека в свою способность символическими действиями (ритуалами, обрядами, заклинаниями) оказывать вли­яние на естественный ход событий. Широкое распространение получили различные виды магии: производственная, промысловая, охранительная, лечебная, вредоносная и др.

Культ предков — почитание духов умерших сородичей — являл­ся одной из наиболее распространенных форм первобытных веро­ваний. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью ко­торых пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю (см. 5).

Анимизм — форма первобытной религии, связанная с верой в душу и духов, которыми якобы обладают все живые существа, а также предметы и явления природы. Если все объекты имеют душу, то на нее можно повлиять и добиться для себя желаемого результата. Для этого применялись приемы магии. В первобытной культуре анимизм был универсальной формой религиозных верований. С него начался процесс развития религиозных представлений, обря­дов, ритуалов. Многие культы основаны на анимистических пред­ставлениях. Термин «анимизм» ввел в культурологию выдающийся английский этнограф Э. Тайлор (см. 5). Анимизм как вера в управляющие божества, в подчиненных им духов и души, в жизнь после смерти представляет собой начальную стадию религиозного миропонимания, не отличаясь структурно от последующих полите­изма и монотеизма.

Фетишизм — форма первобытной религии, связанная с почита­нием неодушевленных предметов, которые также наделялись сверхъестественными силами и свойствами. Фетишем мог стать любой предмет (камень, дерево, родник, роща, озеро, гора и т. д.), который вызывал удивление или обладал притягательной силой, отличался красотой или уродством, символическим подобием. Но форма сама по себе еще не делала предмет фетишем. Главное то, как он воспринимался, как к нему относились, чего от него хотели.

Тотемизм — вера в таинственную кровную связь между опреде­ленными группами людей и животными, растениями или явлениями природы. Функционально тотемизм был способом осознания кол­лективом людей их единства, которое проецировалось на внешний объект природы. С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими». Так сформировался ключевой элемент социальной самоидентификации, который во многом оп­ределил пути дальнейшего развития человеческой культуры.

Наряду с развитием и усложнением религиозных взглядов на природу и самого человека в ней, социокультурный процесс в первобытном обществе способствовал возникновению и накопле­нию научных знаний. Так, развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, а следо­вательно, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена — к усовершенствованию счетных систем. В ко­нечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенство­вать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. А с появлением выплавки рудных металлов зародились начатки химии.

К неолиту относится дальнейшее развитие первобытной куль­туры. Совершенствуются орудия труда, приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование). Появляются луки, стрелы, ке­рамическая посуда. Человек переходит к более сложным формам производства. Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики, которые многие исследователи называют «неолитической революцией», сыграли огромную роль в дальнейшем развитии первобытной культуры и самого человека. С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству с помощью человеческой деятельности. Неолит был высшей и последней стадией многотысячелетнего каменного века.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к применению металлов. Это повлекло за собой значительные сдвиги в его жизни — культура человечества обрела совершенно новые формы. В наиболее благоприятных экологиче­ских зонах (Египет, Месопотамия, бассейн Инда) процесс разложе­ния первобытного общества закончился к III—II тысячелетиям до н. э., а в наименее благоприятных (некоторые районы Океании, Африки и Америки) — не завершился до сих пор.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!