Культура общения офицера

Содержание

Введение            3
1. Воинский устав и воинский этикет как регуляторы поведения
сотрудников, носящих погоны. Служебные обязанности и хорошие манеры 4
2. Моральные регуляторы – честь, отвага, решительность, справедливость, верность долгу           7
3. Внешние факторы внутренней культуры: собранность, подтянутость, аккуратность           11
4. Чувство собственного достоинства и гордости за принадлежность к сословию военных          12
5. Речь как показатель культуры офицера       14
Заключение           16
Список литературы          17

Введение

Общение в жизнедеятельности людей выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство проявления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком и т. д.
К настоящему времени осуществлено множество работ, в которых общение и отношение анализируются порознь друг от друга, в то время как их надо обязательно рассматривать в сопряжении друг с другом. Ведь многочисленные факты свидетельствуют о том, что отношение проявляется и формируется, как правило, в общении. А с другой стороны, имеющиеся у общающихся лиц отношения всегда влияют на многие характеристики общения.
Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении человека или, как говорил В. Н. Мясищев, в обращении человека с человеком. Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды «язык» выражения отношений. Все это характерно для современного офицера.

1. Воинский устав и воинский этикет как регуляторы поведения сотрудников, носящих погоны. Служебные обязанности и хорошие манеры

Этикет представляет собой определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя прежде всего правила обхождения с окружающими, формы общения, приветствия, нормы поведения в общественных местах. Иначе говоря, этикет определяет, как нужно двигаться, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.
Известно, что этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, поэтому выделяют различные виды этикета. Общегражданский этикет представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых людьми при общении друг с другом, дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов – на переговорах, приемах, обедах и т.д. Воинский этикет – это совокупность правил поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также (носящие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил [12, c. 65].
Нормы и правила воинского этикета очень многообразны. Они базируются на принципах морали и нравственности, положениях военной присяги и воинских уставов, воинских традициях и ритуалах.
Воинский этикет включает в себя две группы правил: правила, регулирующие отношения между военнослужащими и правила, определяющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения. В свою очередь, первую группу правил можно разделить на подгруппы: начальник – подчиненный; подчиненный – начальник; отношения военнослужащих, равных по званию, должности [12, c. 66].
Не за страх, а за совесть – это, пожалуй, главное требование служебного этикета. В лучших традициях российской армии этикет органически связывался с честью воина, честью мундира. Понятие воинской чести специально культивировалось, публиковались своды правил, в которых в четкой и нередко афористичной форме излагались требования к поведению военнослужащих. У моряков они назывались «Правила учтивости офицера», у драгун – «Чести напоминание», у улан – «Чести наставление».
Служба в вооруженных силах считалась в России не просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного, образцового поведения человека.
Эта целенаправленная работа не была безрезультатной. Высокого мнения о моральных достоинствах и поведении русского солдата были лучшие представители русской интеллигенции. Известный дипломат и поэт Ф.И. Тютчев писал: «Пройдитесь по департаментам Франции... и спросите жителей... какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям... Можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата» [14, c. 88].
Основные нормы воинского этикета изложены в Общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Общее правило сформулировано в Уставе внутренней службы: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других... Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения».
Соблюдение требований этикета всеми военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои духовные и физические возможности. Устав предписывает всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на «вы», в других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие прибегают к более привычному для них «ты». Русский язык знает немало и иных приемлемых форм обращения в неформальной обстановке: «ребята», «братцы», «мужики» и др.
Показателем крайне низкой культуры является стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. «Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе», – говорил великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими недостатками других людей недопустимы в армейской среде. Вежливые и равные отношения со всеми, близкая дружба с некоторыми – залог прочности воинского коллектива в любой, даже экстремальной ситуации [11].
Необходимо отметить, что иногда грубость и хамство – обратная сторона неумения вести себя достойно и красиво. Можно вспомнить высказывание, принадлежащее французскому писателю Ф.Ларошфуко: «Большая часть молодежи воображает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба».
Важнейшим требованием этикета всегда является учет национальных особенностей во взаимоотношениях с другими людьми. Особенно это важно в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Устав внутренней службы требует от военнослужащих «дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями», проявлять «…уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям».
В основе культуры взаимоотношений офицеров лежит и принцип социальной справедливости, предполагающий равенство всех граждан перед законом, равноправие всех наций и уважение личности, создание условий для ее всестороннего развития. Но вернемся к этикету. К нему близки такие понятия, как вежливость, такт, скромность, воспитанность [4].
Вежливость составляет, по сути, основу этикета, представляя собой соблюдение основных правил приличия.
Такт (или тактичность) - это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени соответствующую ситуации.
Скромность - это стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать  внимание к своей личности.
Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения.
Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего. Устав требует от воина быть храбрым, бдительным, дорожить войсковым товариществом. Этикет показывает, в какой форме должны проявляться эти качества в различных ситуациях.
Основные нормы воинского этикета закреплены в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ. Общее правило сформулировано в статье 64 Устава внутренней службы. «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности, выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Взаимоотношения  между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения» [12].
В ходе службы общение воинов происходит на трех условиях: общение начальников с подчиненными, общение равных по должности и званию, общение подчиненных с начальниками.

2. Моральные регуляторы – честь, отвага, решительность, справедливость, верность долгу

В основе офицерской идеологии и морали всегда лежало выполнение воинского долга перед Отечеством. Этот долг русские офицеры честно исполняли во всех войнах, и офицерство по праву может считаться самым патриотичным слоем общества. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем офицерской психологии.
Офицер воспитывался в представлениях о благородстве и почетности своей миссии, в осознании своей высокой роли в жизни страны. Представления о благородстве воинского дела имели давние традиции. Еще в приказе на смотре войскам 26 июня 1653 г. отмечалось, что "больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и аще кто, воинствуя... за православную веру... небесного царства и вечной благодати сподобится". В одной из книг, изданных для офицеров по Высочайшему повелению военным ведомством в первой половине XIX в., обязанности офицера характеризовались следующим образом: "Офицер должен строго исполнять свои обязанности, постоянно стремиться к одной цели и безропотно приносить все пожертвования. В нем нравственная сила армии. Его дело сохранять священное сокровище военного духа, в котором заключена тайна прочных побед; его дело основать или утвердить могущество отечества, образуя ежегодно воинов из граждан, призываемых под знамена". Именно на осознании этой своей миссии зиждилось представление офицера о его положении в обществе: "Офицерское сословие есть благороднейшее в свете, так как его члены не должны стремиться ни к выгоде, ни к приобретению богатства или других земных благ, но должны оставаться верны своему высокому, святому призванию, руководясь во всем требованиями истинной чести и сосредоточивая все мысли и чувства на самоотверженной преданности своим высшим военачальникам и отечеству" [14, c. 70].
В свете этого первостепенное значение имела и имеет до настоящего времени присяга, ведущая происхождение из предшествующих столетий. По присяге 1651 г., например, офицер подтверждал "крестным целованием", что он "Царю прямити и добра хотети во всем правду, никакого лиха ему, Государю, не мыслить, с немецкими и иными людьми биться, не щадя головы своей до смерти, из полков и из посылок без указу не отъезжать и воевод не оставлять, по свойству и дружбе ни по ком не покрывать".
Нарушение офицером присяги расценивается как бесчестье и не может быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший присягу человек ни руководствовался. Интересно, что декабристы выбрали для своего выступления именно такой момент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена, а само выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Константину Павловичу), другой, которую еще предстояло принять. В ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы попросту невозможным.
Офицер любых убеждений считает себя в принципе связанным присягой, и отступить от нее для него столь же немыслимо и позорно, как, например, проявить трусость на поле боя. Поэтому случаи нарушения присяги офицерами были единичны. Офицер мог делать какой-то политический выбор только в том случае, если присяга переставала действовать. А такое положение сложилось только в начале 1917 г.
Для офицера всегда считалось главным совершенно другое - преданность Отечеству и любовь к избранной профессии: "Военный найдет в важности и пользе своих обязанностей нужную твердость к их исполнению, а в самом исполнении - средство возвысить себя в собственных глазах и заслужить общее уважение; и если бы усилия его остались временно без вознаграждения, то голос совести и истинная любовь к отечеству поддержат еще его рвение и преданность" [14, c. 72].
Гордость за профессию справедливо рассматривается русскими военными публицистами как одно из самых важных качеств офицера. "Нигде жажда славы и истинное честолюбие, а не тщеславие, так не важно, как в офицерском кадре. Служба военная в денежном отношении, безусловно, невыгодна и вознаграждает лишь того, кто увлечен военной славой и для кого роль руководителя кажется заманчивой и соединена с ореолом величия", - отмечал один из них. Другой писал: "Нам нужен офицер, обожающий свой мундир, свой быт, все особенности военной службы с ее лишениями и опасностями, - офицер, которого ни за какое жалованье нельзя было бы сманить ни в акциз, ни на железную дорогу, чтобы все это казалось ему скучным, неприветливым, совершенно чуждым его сердцу" [14, c. 78].
Естественно, что офицер должен был представлять собой образец честности и порядочности. Еще в "Учении и хитрости ратного строения пехотных людей" 1647 г. подчеркивалось, что "ратному человеку надобно быти зерцалу учтивости, чести и чювства". "Верность слову, не только клятве, всегда отличала офицера. Измена слову, фальшь - низость, недостойная звания его", - отмечалось в военной публицистике начала XX в.. Офицерам строжайше запрещалось брать взаймы деньги у своих подчиненных и вообще у всех нижних чинов и вообще совершать поступки, которые хотя бы косвенно могли бросить тень на их порядочность. В русской армии всегда хорошо помнили простую истину, что для того чтобы иметь авторитет, командир должен прежде всего нравственно быть безупречным.
Проблема морального авторитета офицера стояла всегда, но решалась она в разное время по-разному, в зависимости от тех представлений, которые были распространены в обществе в соответствующее время. В допетровской России в этом плане большую роль играли имущественный ценз и родовитость начальника, местничество в данном случае объективно выполняло практическую дисциплинирующую функцию. В то время, когда в общественном сознании знатность происхождения почиталась наивысшей ценностью, более родовитый человек изначально обладал большим авторитетом уже в силу своего происхождения и мог его разрушить только отрицательными личными качествами.
Категории чести и достоинства отражают моральную ценность офицера и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.
Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

3. Внешние факторы внутренней культуры: собранность, подтянутость, аккуратность

В вооруженных силах моральные нормы отражают своеобразие тех условий, в которых живут и действуют военнослужащие. В них закрепляются нравственные требования к защитникам Отечества, которые сложились в обществе в связи с представлениями людей о воинском долге, офицерской чести, доблести, героизме, мужестве, войсковом товариществе. Моральные нормы предъявляют особо высокие требования к тем нравственным качествам военнослужащих, которые необходимы им в войне, в вооруженной борьбе. Чтобы победить сильного противника, каждый воин должен быть храбрым, мужественным, способным на подвиг и самопожертвование.
Говорить о культуре поведения офицера - значит говорить и о его манерах. Это слово обозначает какие-то устойчивые признаки, ставшие привычными особенности отношения к окружающим и даже просто постоянно повторяющиеся движения, которые находят свое выражение в том, как садиться, вставать, ходить, разговаривать и т. д.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика [12].
В офицерском коллективе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.
Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Собранность - состояние, выражаемое фразой «все под контролем», готовность действовать четко и оперативно. Спокойствие, внимательность, ни одного лишнего движения, но все что нужно - делается мгновенно и точно.

4. Чувство собственного достоинства и гордости за принадлежность к сословию военных

Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само уважения. И только потом достоинство должно получить общественное признание.
Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию.
Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т.е. как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.
Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.
Огромное значение Вооруженных Сил в развитии любого государства предопределяет признание обществом значимости ратного труда, высокий социальный и нравственный статус военнослужащих – защитников Отечества, формирует у них чувство гордости за принадлежность к ратному сословию. Именно это чувство является духовной основой военной службы и корпоративного единения воинов [12].
Особенной формой проявления этой корпоративности является наличие внешних отличительных признаков, по которым гражданские узнают военных, а военные различают друг друга. Еще одной функцией этих признаков является удовлетворение потребности людей, служба которых связана с риском для жизни, иметь внешние отличительные знаки, которые бы отражали их заслуги перед государством и символизировали потенциальную готовность встать на защиту общества. Именно в этом главное предназначение воинских символов: знамен и флагов, штандартов и вымпелов, знаков различия и отличия, без которых не может существовать ни одна армия мира, и вся совокупность которых, рассматриваемая в развитии и взаимодействии, составляет систему военных геральдических знаков и объединена единым понятием – «военная геральдика».
5. Речь как показатель культуры офицера

Слово - один из важнейших элементов культуры офицера. Культура русской речи может вызывать положительные (радость, гордость, удовлетворенность результатом труда и т. п.) и отрицательные эмоции (страх, гнев, обиду и т. п.), в результате меняется и настроение, и работоспособность.
В каждом случае важно найти необходимую форму общения, тональность, аргументы. Сухо, без эмоций прочитанный доклад  или презентация вызывает у слушателя сон. Интонация подчеркивает, а иногда и изменяет сущность слов и смысловую информацию. Простое сердечное слово, хорошо подобранные аргументы, эмоциональная окраска - средства, которые характеризуют уровень культуры русской деловой речи и способствуют установлению психологического контакта между руководителями и подчиненными.
Речевой этикет гласит, что при защите своей точки зрения не следует оказывать давление на личность партнера: «У вас устаревшие представления...», «Вы лжете!». Такие нападки всегда вызывают защитную реакцию. Опровергая аргументы оппонента, следует использовать слова: «Не кажется ли вам...», «Не следует ли учитывать ...». Специалисты по военной психологии считают целесообразным использовать следующие выражения: «нужно признать, что я принял неверное решение», « вы прекрасно справились с заданием», «каково ваше мнение?», «давайте решать проблему вместе», «я признателен вам за выполненную работу» и др. [10, c. 103]
Эффективность общения заключается в том, что следует употреблять чаще слово «мы» вместо раздражающего «я». Иногда полезно вначале согласиться с другой стороной, чтобы затем по частям опровергнуть изложенную оппонентом точку зрения. «Вы говорите, в принципе, верно, но здесь следует иметь в виду следующие моменты...» и поэтапно опровергать его аргументы. В данном случае предварительным согласием ослабляется стремление противника защищать себя, и, как правило, стороны соглашаются быстрее. Не следует опускаться до споров. Лучше задать вопрос: «Вы не согласны со мной, а как, по-вашему, следует действовать?»
Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». Умение слушать - это один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона и речевого этикета. « Не слушать, - писал Бальзак, - это не только отсутствие вежливости но и признак пренебрежения... Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания...» Офицер, следующий речевому этикету, соблюдающий культуру речи, уважающий мнение других, не позволяющий личным эмоциям брать верх над собой, как правило, вызывает глубокую симпатию у подчиненных.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры офицера. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Умение слушать - профессиональная черта офицера.

Заключение

Воинский этикет – это совокупность правил поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также (носящие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил.
Воинский этикет включает в себя две группы правил: правила, регулирующие отношения между военнослужащими и правила, определяющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения. В свою очередь, первую группу правил можно разделить на подгруппы: начальник – подчиненный; подчиненный – начальник; отношения военнослужащих, равных по званию, должности.
Служба в вооруженных силах считалась в России не просто почетным долгом каждого мужчины, но и незаменимой школой высоконравственного, образцового поведения человека.
Категории чести и достоинства отражают моральную ценность офицера и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.

Список литературы

1. Аватер И. Я вас слушаю. - М.: Эксмо, 2007.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс,2006.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 2003.
4. Деловой протокол и этикет. - М.: ИЦ «Коринф», 2002.
5. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: Инфра-М, 2004.
6. Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы. - М.: Логос, 2001.
7. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Форум, 2006.
8. Михайличенко НА. Риторика. - М.: Изд-во Берегиня, 2003.
9. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М.: Экономика, 2001
10. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев, 2002.
11. Панкратов В. Н.   Культура общения офицера. - М.1993.
12. Платонов Б. Н.   Воинский этикет. - М., 1983.
13. Сафронов В.И. Культура общения сотрудников МВД: Конспект лекций. - М.: Изд-во «Мир книги», 2002.
14. Социальная  и военная  психология / Под peд. Н. Ф. Феденко. - М., 1990.

(17.3 KiB, 59 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!