Культура как предмет философского анализа

19 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение           3
1. Понятие культуры и ее осмысление в философии    4
2. Сущность культуры. Культура и человек     7
Заключение          13
Список использованной литературы      14

Введение

Культура многолика. Ее содержание кажется неисчерпаемым. Происхождение термина «культура» связано с челове¬ческим трудом, активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии он получил и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образован¬ность человека. Уже у Цицерона («Тускуланские беседы», 45 г. до н. э.) говорится о философии как «культуре ума». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все европейские языки, в том числе русский и белорусский.
Как философская категория «культура» относится к та¬ким научным абстракциям, которые, по Марксу, «имеют силу для всех эпох». И так как культура позволяет про¬никнуть в сущность исторического процесса, раскрыть специфику общественного развития по отношению ко всей объективной реальности, то она является всеобщей соци¬ально-философской категорией, заключающей в себе весь¬ма важную характеристику целостной исторической ре¬альности.
Понятие культуры многогранно. Оно охватывает по су¬ществу все стороны человеческой деятельности: труд и производство, быт, искусство, науку, воспитание и обра¬зование, развитие семьи и т. д. Культура - это все то, что создано человеком, а также сам процесс созидания. Она возникает тогда, когда люди от использования готовых продуктов природы переходят к производству материаль¬ных благ, подчиняя себе силы природы.
Такое множественное явление, как культура не могло оказаться в стороне от философских размышлений. В данной работе мы рассмотрим особенности философской рефлексии по поводу данного явления, охарактеризуем важнейшие точки зрения на культуру, постараемся раскрыть его сущность и роль в обществе.

1. Понятие культуры и ее осмысление в философии.

В XIX в. в общественном сознании родилась идея: человеческая природа может раскрываться в разных культурах по-разному. Множество культур на Земле вовсе не означает, что они повторяют друг друга. Это совершенно различные культурные космосы. В культурах - разные ценностные ориентации, разные способы постижения мира, разные картины сущего. Относительно целостный феномен - культура - на самом деле существует во множестве вариантов.
XX в. внес в осмысление культурного процесса ноты напряженного драматизма, трагического ощущения невосполнимых утрат. Наиболее последовательно идея прерывности развития культуры воплощена в концепции О. Шпенглера. Философы стали рассматривать исторические эпохи как существующие параллельно, культуры - как закрытые организмы.
Культура - это выявление смысла мира в общности людей, в их практике и идеалах, разделяемых ими. Сегодня во всех учебных заведениях, в институтах, университетах, колледжах и лицеях читают новую дисциплину - культурологию. Она призвана восполнить тот пробел, который всегда характеризовали общественную науку и систему образования. Еще недавно мы в своих социальных иллюстрациях крайне редко выходили в широкий мир культуры. Социальные философы игнорировали тот очевидный факт, что любое обнаружение социальной динамика начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат формирования и утверждения новых ценностных ориентаций [9, с. 344].
Обычно исследователи, пытаясь дать определение культуры, ссылаются на тот факт, что единого, «окончательного» постижения культуры не сложилось. Приводятся ссылки, показывающие, что можно дать самые различные, порой совершенно не совпадающие определения культуры. Едва ли не у каждого исследователя есть собственная формула культуры. Что это означает? Именно то, что мы уже отметили: культура многолика, многогранна, и каждый исследователь, подойдя к ее определению, вполне естественно, заостряет свое внимание на какой-то одной ее грани, стороне, ветви... Между тем культура - это совокупный духовный опыт человечества. Все, что создано людьми, вошло в арсенал культуры. Естественно, что охватить исследовательским взором все богатство человеческих свершений не представляется возможным. Каждый философ культуры берет из огромного духовного наследия то, что кажется ему главным. На этом базируются различия в определении культуры, с которыми мы сталкиваемся постоянно.
Второе обстоятельство, которое явно смущает философов культуры, приступающих к определению культуры, - это многообразие самих культур. И когда их начинают сравнивать, то создается впечатление, будто речь идет о совершенно разных культурных космосах. Действительно, культура древних ацтеков не похожа на древнекитайскую, египетская культура отличается от античной. Сегодня на Земле можно выделить множество локальных (местных) культур. Они разнятся и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям [2, с. 292].
Так можно ли дать единое определение культуры, если на самом деле их огромное множество? Некоторые философы культуры, скажем, Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) или Освальд Шпенглер полагали, что нет нужды в обобщающем определении культуры как феномена, поскольку мы имеем на Земле многообразие совершенно различных культурных миров. B.C. Соловьев, напротив, настаивал на том, что такое итоговое определение культуры просто необходимо, без него нельзя понять и локальные культуры. Иначе получается, будто есть «снега», но нет «снега» [2, c. 293].
В современной философии истории можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов [4, с. 347].
1) Первый, познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
2). Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-нормативная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!