Культура как объект философского анализа

19 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

Введение            3
1. Понятие культуры и особенности ее осмысления в философии  4
2. Сущностные характеристики культуры в осмыслении философов  7
3. Классификация культур         13
Заключение           19
Список литературы          20

Введение

Термин «культура» относится к числу наиболее часто употребляемых. Говорят о культуре земледелия, культуре поведения, быта, речи, производственной культуре и культуре художественной, о культуре политической, правовой, физической и т.п. Этот список столь разнородных явлений, объединенных единым словом, указывает на большой содержательный багаж термина и в то же время на трудности общего определения понятия культуры.
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В философии очень часто в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация».
Такое множественное явление, как культура не могло оказаться в стороне от философских размышлений. В данной работе мы рассмотрим особенности философской рефлексии по поводу данного явления, охарактеризуем важнейшие точки зрения на культуру, постараемся раскрыть его сущность.

1. Понятие культуры и особенности ее осмысления в философии

В XIX в. в общественном сознании родилась идея: человеческая природа может раскрываться в разных культурах по-разному. Множество культур на Земле вовсе не означает, что они повторяют друг друга. Это совершенно различные культурные космосы. В культурах - разные ценностные ориентации, разные способы постижения мира, разные картины сущего. Относительно целостный феномен - культура - на самом деле существует во множестве вариантов.
XX в. внес в осмысление культурного процесса ноты напряженного драматизма, трагического ощущения невосполнимых утрат. Наиболее последовательно идея прерывности развития культуры воплощена в концепции О. Шпенглера. Философы стали рассматривать исторические эпохи как существующие параллельно, культуры - как закрытые организмы.
Культура - это выявление смысла мира в общности людей, в их практике и идеалах, разделяемых ими. Сегодня во всех учебных заведениях, в институтах, университетах, колледжах и лицеях читают новую дисциплину - культурологию. Она призвана восполнить тот пробел, который всегда характеризовали общественную науку и систему образования. Еще недавно мы в своих социальных иллюстрациях крайне редко выходили в широкий мир культуры. Социальные философы игнорировали тот очевидный факт, что любое обнаружение социальной динамика начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат формирования и утверждения новых ценностных ориентаций (9, с. 344).
Обычно исследователи, пытаясь дать определение культуры, ссылаются на тот факт, что единого, «окончательного» постижения культуры не сложилось. Приводятся ссылки, показывающие, что можно дать самые различные, порой совершенно не совпадающие определения культуры. Едва ли не у каждого исследователя есть собственная формула культуры. Что это означает? Именно то, что мы уже отметили: культура многолика, многогранна, и каждый исследователь, подойдя к ее определению, вполне естественно, заостряет свое внимание на какой-то одной ее грани, стороне, ветви... Между тем культура - это совокупный духовный опыт человечества. Все, что создано людьми, вошло в арсенал культуры. Естественно, что охватить исследовательским взором все богатство человеческих свершений не представляется возможным. Каждый философ культуры берет из огромного духовного наследия то, что кажется ему главным. На этом базируются различия в определении культуры, с которыми мы сталкиваемся постоянно.
Второе обстоятельство, которое явно смущает философов культуры, приступающих к определению культуры, - это многообразие самих культур. И когда их начинают сравнивать, то создается впечатление, будто речь идет о совершенно разных культурных космосах. Действительно, культура древних ацтеков не похожа на древнекитайскую, египетская культура отличается от античной. Сегодня на Земле можно выделить множество локальных (местных) культур. Они разнятся и по тайне своего происхождения, и по традициям, и по внутренним особенностям (2, с. 292).
Так можно ли дать единое определение культуры, если на самом деле их огромное множество? Некоторые философы культуры, скажем, Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) или Освальд Шпенглер полагали, что нет нужды в обобщающем определении культуры как феномена, поскольку мы имеем на Земле многообразие совершенно различных культурных миров. B.C. Соловьев, напротив, настаивал на том, что такое итоговое определение культуры просто необходимо, без него нельзя понять и локальные культуры. Иначе получается, будто есть «снега», но нет «снега»...
В современной философии истории можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов (4, с. 347).
1) Первый, познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык - это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык - это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
2). Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-нормативная система. Ценность - это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность); демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.).
Следует отметить, что исследователи, работающие в разных областях знания, подходят к культуре как узкие специалисты. Философы же пытаются дать философское определение культуры, социологи - социологическое, историки - историческое, антропологи - антропологическое... Позиции у них, безусловно, разные. С точки зрения философа, культура - это философская проблема.
Как совершенно верно отметил Э.В.Ильенков, «философия имеет дело с вечными вопросами... появление культуры - это тайна» (4, с. 12). Когда накапливается конкретное знание о культуре, преображается и ее философское истолкование. Проблема культуры - проблема вечная, неустранимая для философа. Беспрестанно развивающаяся, она в каждую эпоху новая. Поэтому, считают многие философы, дать окончательное определение культуры невозможно - в противном случае культура станет нефилософской проблемой. Этнографы озабочены описанием различных культур. Общее их волнует меньше. Семиотики - специалисты по знаковым системам - стараются выяснить некоторые структуры культуры. Такой перечень подходов можно представить как практически неисчерпаемый.

2. Сущностные характеристики культуры в осмыслении философов

Как уже говорилось в первом параграфе данной контрольной работы, культура неразрывно связана с историей. Она есть то, что сделано (развито, улучшено, изменено) самим человеком, обществом. В культуре выражена способность людей, человечества к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории. В понятии «культура» мыслители всех времен стремились выразить качественное своеобразие человеческого прогресса, его истории в отличие от «естественной истории» всего окружающего нас мира.
Содержание культуры - это развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения людей и социальных групп, а также обусловленный способом материального производства процесс развития сущностных сил человека, его самореализации, творческой деятельности, социально значимой по своей направленности на освоение и изменение мира, в котором живет и действует сам человек.
Различая материальные и духовные ценности, можно выделить материальную культуру и культуру духовную как относительно самостоятельные области. Под первой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства, а также способов овладения ими. Под второй - совокупность знаний, форм и методов мышления, сфер идеологии (философия, нравственность, право, сознание, религия, искусство, наука) и способов деятельности по созданию духовных ценностей (2, с. 291).
В сферу материальной культуры обычно включаются все имеющиеся орудия и средства труда, относящиеся к материальному производству, навыки обращения с ними, способы производственной деятельности, а также результаты труда. Сюда же можно отнести и совокупность знаний, непосредственно связанных со сферой материального производства.
В разграничении культуры на материальную и духовную есть рациональное зерно, но его нельзя абсолютизировать. Всегда надо помнить об относительности границ материальной и духовной культуры. В самом деле, станок материален, он состоит из стальных, латунных, медных и прочих деталей, но если бы в нем не были воплощены мысль конструктора, талант, навыки, способности рабочих, изготовивших его, он не стал бы предметом культуры.
Культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры вне общества. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую ему культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способа их производства. Степень же развитости культуры может быть различной - сильной или слабой, высокой или низкой. Она зависит от конкретных этапов исторического развития общества, условий развития человечества, возможностей, которыми оно располагает, конкретного индивида с его склонностями, способностями, устремлениями и мечтаниями.
Научное понимание культуры требует ее рассмотрения в функциональном контексте всех общественных явлений - экономических, социальных, политических, бытовых, этнических и т. д. Культура немыслима вне тесной связи с остальными сферами жизни. Ее нельзя считать простой совокупностью созданных в результате творческой деятельности людей материальных и духовных ценностей, ибо тогда в тени останутся закономерная взаимосвязь компонентов культуры и их развитие.
Предметом теории культуры выступает как духовное, так и материальное производство, их взаимосвязь. Труд и знание, духовное и материальное находятся в диалектическом единстве. Поэтому для понимания культуры каждого исторического периода важную роль играют как закономерности формирования и развития материальных составляющих, так и духовные достижения конкретного исторического этапа развития страны, народа, нации. Не случайно в трудах культурологов большое место занимают вопросы, связанные с отношением к культурному наследию прошлого. Преемственность является одной из важнейших закономерностей развития всей материальной, духовной и художественной культуры человечества.
Каждый новый этап в развитии культуры есть зеркало человеческого прогресса. Его становление идет не в стороне от мировой цивилизации, а представляет собой закономерное продолжение всего лучшего, прогрессивного, демократического, что могло выработать человечество в конкретных жизненных условиях прошедших времен.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!