Культура как деятельность человека

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В культурологической теории существует два взгляда на то, что может быть названо культурой. Если культура - вся надбиологическая деятельность, то к ней должны быть отнесены любые формы и результаты этой деятельности, независимо от того, ради удовлет­ворения какой человеческой потребности они были созданы. И любая деятельность, любое поведение человека и его поступки — тоже культура. Но ведь не только на уровне обыденного сознания, но и на теоретическом есть понятие «культурный человек» и так называют далеко не всякого. И есть понятие «некультурный чело­век», «некультурное поведение», культура поведения. Значит, не всякий человек и не всякое поведение и деятельность могут быть отнесены к культуре. Здесь, казалось бы, все ясно. А как быть с историей?

Что считать культурой, а что нет? Культура противоречива— утверждают ученые, отрицающие понятие «антикультура». В ней действуют разнонаправленные тенденции и вне их противоречивого единства нельзя понять ни историю культуры, ни ее нынешнее состояние. Поэтому понятие «антикультура», исключающее из клас­са культурных явлений некоторые низкого уровня объекты, дейст­вия и поступки людей, не отражает всей сложности и противо­речивости культурно-исторического процесса (см.: 3; 81).

Когда речь идет об истории, то отнести к культуре первобытного общества не только орудия труда, пещерные росписи, вылепленные из глины фигурки животных и людей, но и орудия охоты и войны кажется естественным. Сложнее с более поздним временем. В соответствии с таким пониманием культура Средних веков — это не только средневековый замок с толстыми стенами и башнями, но и стенобитные орудия, различного рода орудия для разрушения замков и уничтожения людей. А позднее Средневековье — это не только готические соборы, сияющие витражи, григорианские хора­лы, но и орудия пыток, которые применялись и усовершенствова­лись еще и в эпоху Возрождения.

И совсем сложно с современной культурой, к которой надо отнести не только величайшие достижения ума и рук человека, но и явления другого порядка: атомную и водородную бомбы, газ БФ, которым фашисты уничтожали людей в газовых камерах, крылатые ракеты, химикаты, разрушающие землю, наркоманию и духовный дурман «масскульта». С теоретической точки зрения все это — часть современной культуры. Но есть и другая точка зрения. Многие ученые и деятели искусства считают, что, оценивая результаты человеческой деятельности, нельзя игнорировать, какие потребно­сти она удовлетворяет. И то, что ведет к разрушению личности, обращено к низменным инстинктам, не способствует духовному развитию человека не может быть названо культурой. К культуре относится только то, что имеет гуманистическое содержание. Куль­тура создана человеком для созидания, а не для разрушения, для возвышения, а не уничтожения. И сейчас, когда в жизни появилось много негативного, когда под угрозой находится жизнь людей, культура нуждается в защите. Возникла проблема не только эколо­гии природы, но и экологии культуры (см. 4, 5).

Понятие «экология культуры» введено в научный оборот Д.С. Лихачевым (см. 4; 5). Он, а также Ч. Айтматов, а еще раньше А. Швейцер и многие другие считают, что культура — это вершина человеческой деятельности, лучшие достижения в создаваемом человеком мире (см.: 6; 81—95, 323—330).

Какой же из подходов правильнее? И тот и другой. Определяя бытие культуры, ее онтологию, к культуре следует отнести все созданное и создаваемое человечеством. Это позволит понять всю сложность культурно-исторического процесса в прошлом и в на­стоящем. Однако этим не ограничивается постижение культуры. Необходима оценка человеческой деятельности — аксиологический подход к культуре. Если при онтологическом определении культуры констатируется, что культура — это все создаваемое людьми, то аксиологический подход выявляет только те ее виды и формы, тот уровень, которые способствуют сохранению, развитию и совершен­ствованию самого человека, то есть служат во благо человеку и природе, носят созидательный характер.

До сих пор, говоря о культуре, мы преимущественно обращали внимание на то, что она охватывает весь созданный человеком мир. Но это не содержание культуры, а только проявление ее: культура не сводится к совокупности составляющих ее предметов и явлений.

Действительным содержанием культуры является развитие са­мого человека. В созданном людьми предметном мире культура присутствует как воплощенный в нем личностный аспект сущест­вования человека, его деятельности и результатов его труда.

Определяя сущность культуры, необходимо не забывать, что она создается не только людьми, но и для людей, что человек присут­ствует в ней и как ее творец, и как ее результат. Человек формируется под воздействием культуры того общества, в котором он живет. Но' его труд, его деятельность, в свою очередь, создают и развивают культуру. И то, какую культуру выбирает и осваивает человек и какую создает, характеризует его личностные качества. Создание культуры включает в себя и производство самого человека. Творя мир вещей, предметное и духовное богатство общества, человек создает и самого себя, совершенствует свои силы и возможности. Человек является субъектом и одновременно главным результатом своей собственной деятельности, самоизменяющимся, саморазви­вающимся существом. Поэтому культуру можно определить и как самосозидание, самопроизводство человека в конкретных формах материальной и духовной деятельности.

Содержанием культуры является процесс исторического разви­тия человеческих способностей, взглядов, представлений, вопло­щенный во всем многообразии создаваемого им мира.

Без этого нельзя понять сущность культуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!