Культура и цивилизация: общее и особенное

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На предыдущей лекции Вы познакомились с многообразием мето­дологических установок в анализе такого социального феномена как культура. Наиболее обобщающим все рассмотренные точки зрения выступает признание культуры как выражение специфического единс­тва человека с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности, когда она объединяет не только предметную сторону деятельности людей, но субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе деятель­ности (См.: Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. С.294).

Необходимо подчеркнуть, что в первобытном состоянии человек представлял собой естественное существо неразрывно связанное с окружающим миром. Это свойство отмечалось в исследованиях Э.Тэйлора «Первобытная культура» и З.Фрейда «Тотем и табу». Явления природы составляли неотъемлемую часть его бытия. Примитивный человек не противопоставлял себя и окружающую среду обитания. Он не противопоставлял себя социальной общности, отождествляя себя с родом, племенем. На уровне примитивного мышления не было раздвоения процесса познания. Явления окружающего мира увязывались с собственным состоянием человека. Так, рождение и смерть, вызывая определенные чувства (страх, ужас), выступали таинственной загадкой. Однако, постепенно по мере окультуривания человека происходит противопоставление окружающей реальности, социуму и собственному внутреннему миру. По своей сути культурный человек уже представляет надприродное существо. С эволюцией происходит раздвоение и противопоставление человека и окружающей среды.

Культура составляет основу цивилизации. Переход от первобытной (примитивной) культуры к цивилизации становится возможным с отделением умственного труда от физического, с возникновением ремесел, оформлением письменности и научных знаний, появлением товарного производства и обмена.

Понятия культура и цивилизация не являются тождественными, но одновременно оказываются связанными между собой. С эпохи Древней Греции в уровне развития присутствует разделение на цивилизацию и варварство. Цивилизованным народам приписывалась вся добродетельность. Варвары оценивались как разрушители «цивилизации». В Новое времени просвещенный человек, как представитель Западного мира, должен был привнести плоды цивилизации дикарям.

Общими свойствами для культуры и цивилизации являются следующие:

1) уровень развития культуры и цивилизации есть ценностная характеристика общественного бытия;

2) причина их порождения – человеческая деятель­ность;

3) в содержании отображаются результаты этой де­ятельности и способ освоения окружающей действительности.

В перево­де слово «цивилизация» в переводе с латинского языка «civilis» означает - гражданский, госу­дарственный. Истоки понятия "цивилизация" относят к эпохе античности, "где гражданин (civis) был непосредственно причастен к общест­венным делам (civilis) в обществе (civitas), обладавшем четкой и определенной организацией". Именно эта четкая организация и да­вала возможность римлянам (а до них грекам) противопоставлять себя варварам как человеческой общности совсем иного рода.

В средневековье Данте разрабатывает идею и понятие civitas – как характеристику общечеловеческого единства, которое находится "над" отдельной личностью, "над" отдельными группами людей, "над" целыми народа­ми. Данте находился на позиции расмотрения единого христианского мира.

В середине XVIII века под данным термином подразумевалось некая характеристика состояния уровня общественного развития. Французские просветители, остро ощущавшие и необходимость, и противоречивость перехода общества на принципиально новую ступень развития, связанную с формированием капиталистических отношений, с возникновением гражданского общества, в котором важнейшими являются права человека, с развитием научно-технического прогресса. Цивилизация отождествляется с идеальным обществом, основанного на принци­пах разума и справедливости.

В XIX веке, термин цивилизация использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития (дикость-варварство-цивилизация). В результате огромного массива этноисторического материала сформировалась "этнографическая концепция цивилизаций", согласно которой для каждого народа характерна своя цивилизация.

В XIX веке в научной литературе ут­вердились в науке три основных подхода в понимании "цивилизация":

1) утилитарный, представляющий цивилизацию как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого (концепция Ф. Гизо о существовании локальных цивилизаций) и в качестве прогресса человеческого общества в целом  («этноисторичность цивилизаций»);

2) стадиальный, рассматривающий цивилизацию как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого (концепции "исторических" и "неисторических" народов, закон Г. Гегеля «трех стадий развития нравственности» (семья, гражданское общество и государство), закон О.Конта «трех стадий эволюции мысли» (теологической, метафизической и позитивной), теория К.Маркса «общественно-экономических формаций»;

3) локально-исторический, утверждающий качественную уникальность различных этнических и исторических общественных образований (Н.Данилевский и его концепция культурно-исторических типов, которую в дальнейшем развил О.Шпенглер).

Н.Я. Данилевский показал взаимоотношения двух различных культур, ввел в научный оборот термин «культурно-исторический тип». Он доказал научную ценность этого термина. Одним из первых поднял вопрос о существовании единой всеславянской цивилизации во главе с Россией и ввел понятие «всечеловеческой цивилизации». В настоящее время существует понятие о возможной общечеловеческой цивилизации. Против последнего утверждения говорит то, что общечеловеческая цивилизация построена на унификации всего богатства цивилизаций на основе одной (западной). Данилевский же выступал за возможность создания Всечеловеческой цивилизации, цивилизации - где все входящие в нее культурно-исторический типы равноценны. Конечно, его работа излишне политизирована. Так, в произведении отчетливо прослеживается негативное отношение автора к Европе.

О.Шпенглер довел противопоставление культуры и цивилизации до логического конца. Он рассматривал цивилизацию и культуру как взаимоисключающие, полярно противоположные состояния общества. Если культура есть естественное развитие социальных систем, то цивилизация становится гибелью культуры. О. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудительность», интеллектуальный холод, практический рационализм, смену душевного бытия умствованием, преклонение перед деньгами, развитие современной науки, иррелегиозность и тому подобные проявления.

Очень долго оба эти термины «культура» и «цивилизация» применяли для характеристики человека. Еще в начале ХХ века про­тивопоставляли человека истинно культурного, воспитанно­го и образованного, человеку цивилизованному, полагая,, что цивили­зованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.

В современной научной литературе присутствуют несколько позиций видения понятия «цивилизация», как:

1) определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом, характер который определяется господствующими производственными отношениями (В «античной цивилизации – рабовладельческие отношения", в "буржуазной цивилизация" – капиталистические отношения и т.д.);

2) этапа общественного развития, как последующего за периодом варварства, и противостоящего ему. Для нее характерно образование классов, государс­тва, урбанизации и наличия письменности (Морган, Ф.Энгельс);

3) состояние культуры в той или иной области человеческой деятельности («техническая», «эстетическая», «массовая» и т.д.);

4) характеристика целостности всех культур, подчеркивающая их общечеловеческое единство ("мировая цивилизация", "цивилизо­ванный образ жизни" и т.д.);

5) уровень или ступень развития общества и культуры. Например, «античная цивилизация» или «современная цивилизация»;

6) определенный исторический этап, используемый для обозначения развития национальной или региональной культуры. В частности, китайская цивилизация средневековья, русская цивилизация петровских времен, западная цивилизация, арабская цивилизация.

Культура в представленных подходах предстает как матрица, код цивилизации. Культура может жить (пусть в фрагментарном, размытом виде) даже после того, как цивилизация ушла в прошлое. Так, в современной цивилизации продолжают жить элементы античной цивилизации, легенды, традиции. Культура представляет собой общечеловеческое, а цивилизация временное понятие. В отличие от культуры как сферы духовной деятельности, цивилизация представляется в качестве материальной деятельности и ее результатов. Если понятие «культура» определяет уровень овладения социально-значимой информацией, то понятие «цивилизация» характеризует состояние самой культуры.

Культура обеспечивает хранение и трансляцию, от поколения к поколению, информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Ядро культуры вырабатывается веками и обретает устойчивость и прочность социокультурно-генетического аппарата. Оно также обладает высокой устойчивостью потому, что оно окружено особым защитным  культурным поясом. Он состоит из системы социальных, поведенческих, нравс­твенных и интеллектуальных реакций на все виды акультурации. За­щитный пояс препятствует обратному воздействию на ядро культуры со стороны внешней культурной среды, защищает это ядро от разру­шения и трансформации. Культура –  это внутреннее состояние самого человека, оценка его духовного развития, его свободы, его духовной автономности и направлена на формирование личности.

Сегодня наиболее распространенной является просветительское определение цивилизации, согласно которой – это состояние общества, воплощающее рациональные способы воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Такое представление породило требования «вести дело цивилизованно», «жить цивилизованно». В современном понимании цивилизованный человек – это, прежде всего, ориентированный на непринятие тоталитаризма во всех его формах. (Тоталитаризм – от лат. тоталис – полный, целый – государственный режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, наукой, искусством, политикой и т.д.). В экономическом отношении – это отказ от обогащения любыми средствами ради наживы и переход к честной деятельности. В политическом отношении – это привычка к уважению свободы и прав человека. В области нравственности - это установка на культурный плюрализм, признание морально-нравственных ценностей различных культур.

В обыденной жизни понятие цивилизации увязывается с уровнем социального и экономического развития общества и представляет собой преобразованный человеком мир материальных объектов. Цивилизация все чаще понимается как синоним урбанизации, скученности, тирании машин, как источник дегуманизации мира.

Цивилизация, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Вместе с тем развитие техники, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета. Цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. К негативным качествам цивилизации обычно относят ее тенденцию к стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятым истинам, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления, которые воспринимаются как «социальная опасность».

В любом случае цивилизация предстает неотъемлемой чертой, характеристикой культуры. Она включает в себя:

1) преобразованную человеком окультуренную природу (в естественной природе существование цивилизации невозможно);

2) средства этого преобразования (материальную культуру);

3) социальную культуру (общественные отношения, духовную культуру общества);

4) собственно человека, усвоившего материальные и духовные ценности;

В широком смысле слова под цивилизацией подразумевается совокупность материальных и культурных достижений общества в его историческом развитии. Цивилизованность подразумевает осознание человечества как единого существа. Так, В.Соловьев в работе «Русская идея» подчеркивал следующее: «Мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое  собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения, очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества».

Узкая интерпретация понятия «цивилизация» предусматривает вычленение только уровня развития материальной культуры.

В утилитарном представлении цивилизация – это то, что дает "комфорт", удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой". Комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим окружением, что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но так же культурным.

Особенности цивилизации образуют следующие факторы:

1) географическая или природная среда обитания;

2) духовные ценности (религия или идеология, возводимая в ранг светской религии;

3) система ведения хозяйства;

4) политическая организация общества;

5) ментальность (характеристика, применяемая для больших групп народов) и менталитет (описание свойств отдельного челове­ка).

В научной литературе присутствуют разные основания в выделении признаков и характерных черт цивилизации. Наиболее распространенным является следующие признаки:

образование государства;
возникновение письменности;
отделение земледелия от ремесла;
расслоение общества на классы;
появление городов.

В качестве характерных черт принято выделять следующие параметры:
устойчивая общественная организация;
малоподвижность;
инерционность;
порядок и дисциплина.

Цивилизация, включая в себя все характеристики культуры, переносит акцент на характер, уровень, на степень зрелости, на тип организации и самоорганизации того или иного общества.

В развитии современной культуры и цивилизации наблюдается тенденция единения, способствующая оформлению метакультуры и метацивилизации.

Метакультура – это правила общечеловеческой морали, регулирующие выживание человечества как единого целого. Метацивилизация – правовые, финансовые, социальные объединения, определяющие вектор развития современных народов.

Не случайно сегодня мы говорим о мировой цивилизации, которая вклю­чает в себя весь самобытный опыт каждого народа, опыт всех ми­нувших эпох и несет в себе некую интегральную функцию. Причины тому очевидны: все более возрастающая система мировых экономи­ческих взаимосвязей, необходимость общего согласия для того, чтобы обеспечить всему человечеству и каждой его части нормаль­ное, мирное развитие, ход научно-технического прогресса со всеми его достижениями, проблемами и опасностями. В настоящее время в политике многих государств успешно используется концепция "общего дома" - попытка рассмотреть жизнь современного человечества с точки зрения общемировых масштабов, а множество существующих в современном обществе куль­тур с позицией единой мировой цивилизации.

Завершая рассмотрение первого вопроса, следует подчеркнуть, что важнейшей причиной кризисного состояния культуры и цивилизации является изменение иерархии ценностей, соотношения материального и духовного в потребностях и деятельности человека, в его целеполаганиях и оценках. Духовная и материальная стороны культуры развиваются неравнозначно, с преимущественным опережением материального производства, техники, технологий и позитивной науки. Техническое творчество в настоящее время становится одной из главных причин культурно-цивилизационного кризиса. Путь, способный вывести нас из сложившегося кризисного положения – этическое саморазвитие, самосовершенствование в идеале каждого человека, в том содержании и объеме, которые заданы этическими императивами XXI века.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!