Культура и субкультура: общее и особенное

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Общая культура включает нормы и ценности, призванные упорядочить социальную практику. Достаточно сложно в полном объеме охватить все многообразие социального мира в рамках официальной культуры.

Общество предполагает наличие множества групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, у каждой из которых формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Поскольку общество - целостность, постольку образующие его элементы должны действовать согласованно. Формирующаяся культура дает средства организации и координации действий коллективных индивидов: естественно складывающиеся связи между людьми, которые образуют основу их совместной жизни, фиксируются и закрепляются культурой в виде стандартов, норм поведения.

У разных социальных групп могут быть значительные отклонения от провозглашаемых и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. Степень такого отклонения зависит от самого общества. Если оно благополучно и устойчиво в социально-политическом отношении, такие противоречия не столь очевидны и контрастны, они существенно сглаживаются.

Приставка «суб» в русском языке образует слова (существительные и прилагательные) со значением вторичности, побочности, подчиненности, малости по сравнению с тем, что названо в производственной основе. Первоначально термином «субкультура» обозначались отклоняющиеся от доминантной модели поведение в маргинальных, периферийных формах, воспринимавшихся как низовой пласт культуры.

Малые культурные миры и называются субкультурами. В них отражается специфические свойства культурной среды, характерные для определенных социальных общностей. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре, городской субкультуре, субкультуре казаков и т.п. Каждое сообщество создает свою субкультуру. В литературе различают западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д.

В узкой трактовке субкультура система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства и т.д. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

В теоретическом плане раскрытие феномена субкультуры позволяет выявлять процессы, явления и факты в культурной дифференциации современного общества. Используемые термины для обозначения данного феномена (акультура, контркультура, неформалы и т.д.) акцентируют внимание на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии, типах межличностных связей, социальной активности и т.д.

Все свойства культуры применимы к понятию «субкультуры». С углублением индустриальной революцией, которая, которая буквально расколола общество, происходит становление многочисленных форм субкультур. Благодаря огромному выбору продуктов и культурных изделий появляется и огромный выбор социальных структур. Можно сказать, что мы живем при «субкультурном взрыве». Наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем, осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или группам различного характера.

Проблематика субкультуры представляет интерес для отечественных и зарубежных ученых – криминологов, социологов, психологов. В культурологии существует несколько подходов к раскрытию понятия «субкультура». Так, часть специалистов считает, что субкультура – это совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная культура). По мнению З.В. Сикевич, субкультура – это система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества. Также существует мнение, что субкультура – это трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, выступающая как позитивная (профессиональная субкультура), так и негативная (делинквентная и некоторые молодежные субкультуры) реакция на социальные и культурные потребности общества. С.А. Сергеев считает, что суб­культура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, характерных более мелким общностям, обособленных пространственно и социально. Другие ученые понимают субкультуру как особую сферу культуры, целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным целостным строем, обычаем, нормами.

На сегодня наиболее полно изучены молодежные (протестные или девиантные) субкультуры, субкультурные традиции, школьная (детская) субкультура, субкультуры военнослужащих, заключенных и т.п. групп, занимающих подчиненное положение в системе социальных институтов: образование, армия, пенитенциарная система.

В научной литературе присутствуют различные подходы в выявлении условий и причин наличия субкультур. Принято различать два основных фактор: выделение определенной общности из общества; осознание членами сообщества своей причастности к нему и противопоставление себя обществу в целом и всем другим сообществам.

С позиции социального взаимодействия (Я.М.Гилинский) формированию субкультуры способствуют следующие условия: неустроенность и неудовлетворенность личности (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия); неспособность или неприятие индивидом активных форм само­утверждения и преодоления конфликтных ситуаций; потребность общения в референтной группе; интеграция неформальных групп как следствие давления социального контроля.

Термин «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы культурных ценностей начинают претендовать на некоторую универсальность, выходя за рамки собственной культурной среды и провозглашая новые ценностные установки для широких социальных общностей. Для обозначения таких феноменов в культурологии используется понятие контркультура. Например, движение киников в Древней Греции, раннее христианство, ранний буддизм. Контркультура выступает в качестве тотализатора культурно-исторического процесса, содержит в себе возможности преобразования, обновления культуры.

Довольно часто социальная группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов. Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

На сегодня проявлением контркультуры является движение неоглобалистов, которое выступает против экономической и культурной глобализации, транснациональных компаний, разделения стран на богатых и бедных, резкой социальной поляризации в современном мире.

С позитивными субкультурами люди постоянно имеют дело. Ярким примером субкультур, проявляющихся на протяжении столетий, являются воинская и конфессиональная субкультуры.

Воинская субкультура - наидревнейший и универсальный исторический тип субкультуры, когда воины выделились в самостоятельную социальную группу со своими ритуалами, приемами ведения боя, церемониями и обрядами. Воинская субкультура включает систему ценностей, артефактов и моделей поведения, относящихся как к мирному, так и к военному времени.

Армейская субкультура часть или частный вид воинской субкультуры. Армейская субкультура гораздо моложе, поскольку ее формирование связывают с появлением крупных земледельческих государств и древневосточных империй. Армии стали массовыми, насчитывающими сотни тысяч человек. Они требовали от солдат профессиональной подготовки, длительного отрыва от семьи, проживания в закрытых военных лагерях и казармах, и соответственно формирования непохожего на гражданский образ жизни военного, или армейского образа жизни. Наибольшего развития армейская субкультура получает в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Конфессиональная субкультура складывается на основе общности вероисповедания и принадлежности к определенной религии. На основе этой общности формируются общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Принято говорить о христианской, мусульманской, буддистской культурах в целом. В рамках общей конфессиональной субкультуры отдельные ветви и направления создают свои субкультуры. Примером тому являются православная, католическая, протестантская и иные субкультуры.

Рост субкультур наиболее показателен в профессиональном мире.  Профессиональная субкультуракомплекс традиций, включающий в себя стереотипы поведения, особенности образа жизни, символику и атрибуты, сложившиеся в данной профессиональной среде. Профессиональная субкультура образуется на основе общих символов, ценностей норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой.

Профессиональная субкультура предполагает со­бой определенной качество профессиональной деятельности, охваты­вающую как мотивацию и стимуляцию социальной активности, так и механизм социальной регуляции и саморегуляции. Применительно к деятельности органов внутренних дел это проявляется в единстве общечеловеческих (естествен­но-правовых) и специфически-профессиональных требований, характеризующих как способ,  так и результат деятельности.  В  данном случае специфика  деятельности  обуславливает соотношение целей и средств, определяемых наличным уровнем нравственного сознания. Профессиональная субкультура юристов, врачей, учителей и представителей других профессий тесно связана с содержанием работы и ролью, которую играют в обществе ее представители.

В целом, профессиональная субкультура накладывает большой отпечаток на образ жизни человека, в чем-то даже предопределяя не только круг его общения, но и манеру поведения, разговора, моральные установки.

Конструирование сферы деятельности начинается с символического разделения ее субъекта и объекта. Конструирование статуса профессионала предполагает обозначение дистанции, разделяющей его и объект его деятельности. Это разделение поддерживается, в частности, профессиональными традициями.

В большинстве профессиональных сред существуют более или менее явно выраженные табу на самоидентификацию с объектом (клиентом). В учительской среде проблемной считается ситуация, когда дети учителя обучаются в том классе, где он преподает. Характерны рассказы об учителе, который относится к собственному ребенку, обучающемуся в его классе, подчеркнуто беспристрастно, порой даже занижая ему оценки. Такое отношение считается нормативным и означает, что статус профессионала вытесняет и замещает родительский. Таким образом, профессиональная субкультура препятствует идентификации учителя с учеником – даже если это его сын, родственная связь между ними не должна никак обозначаться. У хирургов известно поверье, что лучше не оперировать своих коллег-врачей, а также близких людей (родственников и знакомых): говорят, в этих случаях больше опасность врачебных ошибок и осложнений.

Немаловажная роль в оформлении профессиональной субкультуры принадлежит системе взаимоотношений профессионала и объекта его воздействия. Так, особенности коммуникации учителя и ученика, нашла отражение в популярных анекдотах «про Вовочку» – двоечника и грубияна. Значительная часть актерских баек, шуток и примет связана с темой провала; среди обсуждаемых тем – мандраж (страх перед выходом на сцену), зажим, (скованность во время исполнения роли), феномен белого листа (забывание текста роли на сцене, когда перед глазами актера будто бы лист белой бумаги). Музыканты, как и драматические артисты, боятся ситуации, когда зал «расползается», т.е. внимание зрителей отвлекается от сцены, и начинаются разговоры их между собой. Все это не что иное, как моменты нарушения коммуникации между актером и залом (публикой).

Одно из средств персонификации объекта профессиональной культуры  – номинация, т.е. наделение именем. Студенты-медики называют по имени учебные скелеты и манекены, на которых отрабатывают разные лечебные процедуры, а также труп, который они препарируют в учебных целях. Среди археологов отмечено наделение именем найденных в раскопе останков людей и животных. Во время раскопок в 1978 году Рюрикова городища под Новгородом студенты-археологи нашли череп коня. Говорили, что это конь некоего Сигурда. Этот еще не найденный Сигурд был на протяжении всей экспедиции постоянным героем шуток и нарративного творчества. Образ его постепенно обрастал человеческими чертами: сидя в раскопе, студенты пытались представить его оружие, одежду, жену или любовницу, дружину весь образ жизни. В шутку распределялись роли: одна из участниц экспедиции стала «женой Сигурда», другая его любимой, третий советником, четвертый оруженосцем. Воображаемый герой все более включался в коммуникативную структуру временного археологического сообщества.

В актерской среде объектом персонификации становится театральный зал. Известен прием, который используют, чтобы снять мандраж, зажим и другие формы нарушения коммуникации с залом во время спектакля: актер находит в зале «одно лицо», смотрит этому человеку в глаза и играет как бы для него одного.

Много субкультур появилось среди специалистов различных сферах досуга. Субкультура проявляется в различных видах спорта. Так, пример любителей серфинга или парашютного спорта свидетельствует, что досуг может служить основой истинного образа жизни. Здесь можно вспомнить известный лет пять назад художественный фильм «На гребне волны» (американское название “Break point”). Группа серферов представлена там как совершенно обособленная, живущая своей жизнью группа, главной ценностью которой является свобода, не привязанность к одному месту, сплоченность, океан и большие волны. У них свой язык, отличительный внешний вид и манера поведения. На примере серфинга видно как вид спорта становится субкультурой, которая приобретает вид символизма, который придает ему характер тайного общества или религиозного ордена.

Таким образом, субкультура характеризуется своими ценностями: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки. Каждая субкультура - явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!