Культура и религия

План:

Введение.
1. Сущность культуры, ее основные свойства.
2. Культура и религия.
Список использованной литературы.

Введение.

Некоторые ученые считают, что общество существует и у животных: групповая жизнь, взаимодействие, конфликты, общение позволяют так думать. Но вот чего у них, вне всяких сомнений, нет, так это КУЛЬТУРЫ. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсутствуют у представителей животного мира.
Культура — чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Культуру определяют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В другом случае ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев. В данном реферате мы рассмотрим и проанализируем соотношение таких сторон человеческой действительности, как культура и религия.
А начнем мы с того, что определим понятие и важнейшие свойства культуры.

1. Сущность культуры, ее основные свойства.

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX веках его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным” (1, С. 76).
Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur  означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни  можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества,  передавать от поколения к поколению и составляют культуру.   Исходной  формой и первоисточником развития культуры  является человеческий  труд, способы  его осуществления  и  результаты.
Культура являет собой  совокупность всех тех духовных достижений  человечества,  которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные,  с течением  истории  получили статус  общественно-объективных и как бы над временных  духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную  традицию (1, С. 78).
Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.
К материальной культуре относятся, прежде всего,  средства  производства и предметы труда. Материальная  культура -  показатель уровня практического овладения  человеком природой.  К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт,  уровень образования,  состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества,  уровень развития потребностей  и  интересов людей.  Духовная культура отлагается в «вещной»  форме.  Все это живет и сотрудничает с современным  поколением и является культурой только в отношении  с живым  разумом.
Перед человеком – целый океан  культурных ценностей, созданных  всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности (3, С. 54).
Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
Культура  —  цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Так как культурные ценности формируются на основе опыта людей и  отбора видов их поведения, то прошлые и нынешние культуры различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Существует великое множество различий между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду, а также религиозные обряды.

2. Культура и религия.

Религия является составной частью духовной культуры любой эпохи, любого общества. Искусство, как и мораль, в течение длительного времени сосуществовали в синкретическом единстве с религией. Вместе с тем различные сферы культуры испытали далеко не однозначное воздействие со стороны различных исторических форм религии,
Известно, что сейчас многие писатели и художники, как за рубежом, так и в нашей стране обращаются к религиозной символике, религиозным образам и сюжетам.
Кроме того, знакомство молодежи с историей культуры приводит их к осознанию необходимости знания основных религиозных образов, сюжетов, идей, нашедших воплощение в различных жанрах искусства. Нередко изучение культурного наследия приводит неискушенного молодого человека к однозначным утверждениям о том, что культовая деятельность породила искусство и мораль, что лучшие творения культуры — результат вдохновения художников под воздействием религиозных идей и образов. Под влиянием средств массовой информации у многих людей формируется мнение об исключительно положительном воздействии религии и церкви на культуру и об отрицательном воздействии атеизма. Все отрицательные результаты искажения отношений церкви и государства в нашей стране в 1917—1985 гг., разрушения культовых памятников в 20—30-е и 60-е годы, кризис культуры и нравственности в настоящее время — все это нередко рассматривают как результат функционирования атеистического общества, как следствие победы атеизма, что именно атеисты уничтожили бесценные памятники прошлого, культурные ценности народа.
С точки зрения верующего, духовная культура предполагает обязательную связь со сверхъестественным, когда термин «духовный» тождествен «божественный», религиозный. В таком случае, духовная культура светская, секуляризованная, свободная от религиозного содержания и влияния церкви рассматривается как «бездуховность», как антипод культуры.
В соответствии с философским понятием «дух» как обозначением невещественного начала в отличие от материального, природного начала — духовная культура в отличие от понятия материальная культура предполагает все те ценности в области науки, искусства, морали, просвещения и других сфер духовной деятельности людей, связанной с производством идей, которые удовлетворяют духовные потребности человека и общества.
В различных концепциях культуры по-разному освещается место религии в системе духовной культуры (4,С. 34).
Теологи настоятельно переносят источники духовной культуры в религиозную сферу. Некоторые советские исследователи утверждали прямо противоположное мнение, доказывая, будто религия ни на каком этапе исторического развития человечества не является элементом его духовной культуры, не входит в состав национального культурного наследия. В основе данного утверждения лежит предпосылка, согласно которой общественное сознание следует признать элементом духовной культуры в той мере, в какой оно истинно.
Однако, любая религия наряду с ложными, искажёнными содержит и подлинные ценности, а ложность в свою очередь, является отражением такого состояния мира и общественных отношений, когда сознательное выражение могло быть только религиозным (4,С. 35).
Таким образом, даже если признать ложность религии, то это отнюдь не дает основания исключать ее из истории духовной культуры: на определенных этапах развития человечества она не только стала первой формой сознательного отражения действительного мира, но была синтезом духовной культуры вообще, на что обращали внимание многие исследователи, культурологи, философы, религиоведы.
Само же развитие духовной культуры предстает перед нами как процесс секуляризации, освобождение различных сфер жизни общества и индивида, социальных отношений и институтов от религиозного санкционирования.
Действительно история культуры представляет собой преобладание в духовной культуре на разных исторических этапах существования то одних, то других мировоззренческих форм: засилие религии — в древности и средневековье, развитие свободомыслия и религиозного критицизма — в эпоху просвещения, возрастание интереса к религии в современных условиях. Однако, общей тенденцией является неизменный рост светских, нерелигиозных элементов, начиная с рабовладельческого общества (2,С. 43).
Речь, конечно, идет о христианской культуре. А при изучении истории культуры необходимо обязательно учитывать, с какой религиозной формой она связана. Разумеется, в мусульманской и буддистской культурах соотношение светских и религиозных элементов по мере исторического развития будет иным, но и здесь наблюдаются то же тенденции развития от сакрализации 'к секуляризации.
Религия не только занимала разное место в структуре духовной культуры на разных этапах исторического развития. Ее воздействие на разные сферы духовной жизни общества было также различно. Оно в значительной степени зависело как от сферы духовной жизни, так и от исторических форм религии (6, С. 89).
Так, религия более тесно всегда была связана с такими элементами духовной культуры, как мировоззрение, мораль, искусство. Несколько иное соотношение складывалось с наукой, которая по мере отпочкования и развития не только стремилась к полной самостоятельности и независимости от религии, но и вступала в конфликт, в постоянную конфронтацию, как мировоззренческую, так и фактологическую.
Кроме того, каждая из исторических форм религий воздействовала на различные культурные элементы в соответствии со своей спецификой. Православие способствовало развитию литературы, книгопечатания, живописи, зодчества, хорового искусства, но вплоть до XVIII века боролось против распространения таких видов искусства, как инструментальная музыка и скульптура. Католицизм благотворно сказался на развитии всех видов искусства, но в чрезвычайно сложных отношениях в течение длительного времени находился с наукой. Протестантизм отказался от всех видов искусства, кроме музыки, чрезвычайно упростив ее формы. В то же время он способствовал развитию философии и науки.
Если учесть, что обряд является традиционной формой передачи культуры новым поколениям, то религиозная обрядность всегда являлась и является важной сферой духовной жизни общества (6,С. 91).
Из всех форм духовной жизни наиболее тесные отношения связывают такие элементы культуры как мораль и религия. Религия и религиозные организации выступали всегда мощным регулятором нравственности, особенно в мировых религиях.
Рассматривая вопросы взаимоотношений морали и религии можно привести высказывание одного из иерархов русской православной церкви митрополита Николая о том, что человеческий разум сам по себе бессилен преодолеть пропасть якобы образовавшуюся между научно-техническим прогрессом и состоянием нравственности в современном мире: «Здесь решающее слово принадлежит уже религии». Подобного же рода утверждение мы и в последнее время в завуалированной или открытой форме слышим из уст многих представителей творческой интеллигенции, из средств массовой информации. Например, участник третьей международной церковной конференции, посвященной 1000-летию «крещения» Руси, Фэри Фон Лилиенфельд, профессор университета из ФРГ в своем интервью «Литературной газете» утверждала: «Попытка заменить Бога на что-то иное и приводит, как мне кажется, ко лжи и неправде» (4,С. 129).
На этой ложной посылке и основывается вывод о том, что только верующий может быть подлинно нравственным человеком, а атеизм — это «болезнь души» и основа безнравственности. При этом и богословы всех направлений христианства, иудеи да и мусульмане, а также современные «богоискатели», прежде всего, ссылаются на поучения в большом количестве встречающиеся в Библии. Больше всего ссылаются на так называемые «десять заповедей», данные будто самим богом через Моисея (книга «Исход» «Ветхого Завета»), и заповеди Христа и его апостолов в Новом Завете:
1. Я — Господь Бог твой ... да не будет у тебя других богов;
2. Не делай себе кумира и никакого изображения его...;
3. Не произноси имени господа твоего напрасно...;
4. ...день субботний — Господу Богу твоему...;
5. Почитай отца твоего и матерь свою...;
6. Не убивай;
7. Не прелюбодействуй;
8. Не кради;
9. Не произноси ложного свидетельства;
10. Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего.
Эти заповеди объявляются «вечными», раз и навсегда данными всем людям без исключения. Это — предписания, которые человек должен выполнять не по убеждению, а под страхом божьей кары.
Религия, присвоив себе некоторые, выработанные на протяжении истории народов простые нормы нравственности, исказила их, возведя в ранг «божественного закона». Она объявила простые нормы нравственности данными от бога, предложила считать их вечными, в эксплуататорском обществе разъясняла их в интересах эксплуататорских классов, провозглашала, что для устранения общественного зла достаточно признания этих моральных норм и проповеди. Именно таким образом истолковываются и «десять заповедей» христианской религии.
Религия, формируясь как идеологическое обоснование социального неравенства в условиях зарождения антагонистических отношений, внедрилась в область морали в форме этических учений, образуя один из существенных элементов культурной надстройки общества.
Пожалуй, из всех сфер культуры жизни после морали религия больше всего связана с искусством. Прежде всего, хочется подчеркнуть, что религия, хотя и отличается по своей структуре, истории развития, субординации функций от искусства, имеет с ним много общих черт.
Дело в том, что на уровне общественного сознания и религия, и искусство имеют общий объект отражения — общественное бытие данного общества, окружающую человека природную и социальную действительность (3,С. 56).
Имеется общее и в форме отражения — и религия, и искусство отражают мир в конкретно-образной форме. Образный характер отражения влечет за собой такие общие особенности, как очень большая роль фантазии в создании как художественных, так и религиозных образов, а также преимущественная направленность искусства и религии к чувству, то есть обращение в значительной мере к эмоциональной стороне сознания.
Трудно сказать, как возникло искусство параллельно с религией или прежде религии. Вернее всего, что правы те ученые, которые считают, что сознание первобытного человека, будучи нерасчлененным, содержало в себе зачатки всех форм сознания, которые и отпочковались позднее, по мере развития человечества. Однако если говорить не об искусстве, связанном с конкретными религиозными формами, то следует иметь в виду, что и для искусства вообще в виде вымышленных образов и ситуаций и для науки в виде гипотез и прогнозов характерна фантазия, как способ отражения действительности. Но если мы сравним сказочные сюжеты и персонажи с религиозным сюжетом и образом, то увидим, что нерелигиозная фантазия рассматривает свои образы как вымышленные, как плод творчества, воображения. Религиозная же фантазия исходит из реальности фантастического образа. Верующий, усомнившийся в реальности Иисуса Христа, «чуда непорочного зачатия», «чудес и исцелений, воскрешении» из мертвых, совершенных Христом; «чуда воскресения» и т. п., тем самым перестает быть верующим в полном смысле этого слова. Религия требует слепой веры в реальное существование сверхъестественных существ, свойств и связей. За малейшее сомнение в реальности не только триединого бога и богоматери, но и дьявола средневековая церковь отправляла «еретика» на костер. Это требование веры в реальность сверхъестественного является важнейшим моментом искажения религиозным сознанием картины мира и особенно места в нем человека.
Художник же никогда не требует признания созданных им образных отражений действительности за самую действительность, часто прибегая к откровенной условности.
По-разному проявляется и воздействие религии и произведений искусства на психику человека. В религии оно связано с утешением, означающим нередко примирение с действительностью в надежде достигнуть слияния с идеалом после смерти. Искусство же выводится из жизненной практики и как бы проецируется в будущее, не снимая и не притупляя противоречий между действительностью и идеалом, нередко всячески усиливает сознание этого несоответствия. Тем самым искусство порождает стремление к практически активной деятельности.
Эта психологическая функция искусства, свойственная в полной мере лучшим произведениям мировой художественной культуры, обеспечивает им бессмертие.
Отметим также, что в разных исторических формах религии искусство используется в разных масштабах и формах, но без искусства не обходится ни одна религия. Причина этого, конечно же, в эмоциональном воздействии искусства на человека. По утверждению теологов, эстетические чувства человека и природу искусства можно объяснить только с позиции религии. В соответствии с их точкой зрения  способность души к восприятию красоты, равно как и талант художника, есть дар божий.
И раньше, и сейчас светское искусство, использующее религиозные образы и сюжеты, отличается тем, что последние используются в художественных произведениях в качестве средства, формы для раскрытия самых различных идей сугубо человеческого, земного, мирского содержания.

Список использованной литературы.

1. Введение в культурологию. Курс лекций. – М.: Прогресс, 1993.
2. Гусейнов А.А., Р.Г. Апресян Этика. – М.: Гардарика, 1998.
3. Комиссарова Э.Я. Религия и культура. – Магнитогорск: МГПИ, 1994.
4. Культура: теории и проблемы. Сб. ст. – М.: МГУ,1995.
5. Культурология. Учебное пособие для вузов. /  Под ред. А.А. Власова. – М.: Проспект, 1998.
6. Розин В.М. Введение в культурологию. – М.: Форум, 1997.
7. Угринович Д.М. Искусство и религия. – М.: Просвещение, 1982.

(15.0 KiB, 28 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!