Культура и наука в 18 веке

11 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

1. Золотой век русской культуры
Реформаторская деятельность Петра Великого не ограничилась сферой государственного управления и военного дела. Она также глубоко изменила быт, нравы и культуру России. Первые реформы Петра в этой области коснулись внешнего вида русских людей. В 1698 - 1700 гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднении старого русского платья. Вводились европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников.
Огромное значение для проникновения западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу, где они знакомились с укладом жизни высших сословий европейских стран. Элементы западной культуры проникали в общество и непосредственно от иностранцев, прием которых на русскую службу в начале XVIII в. резко возрос.
В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII в. активное развитие получает светская живопись, особенно такой ее жанр, как портрет. Выдающимися портретистами того времени были И.Н. Никитин (1690 - 1742), А.М. Матвеев (1701 -1739), а среди мастеров гравюры - И. Адольский. Произведения художников-граверов А.Ф. Зубова, А.И. Ростовцева и И. Пикара, донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц.
Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко проявилось при создании дворцово-парковых ансамблей (Летний сад в Петербурге).
В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей в основном гражданского назначения. Наиболее ярким проявлением этой тенденции стало строительство Петербурга. Замечательными памятниками архитектуры стали: комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини и М.Г. Земцов), Адмиралтейство (архитектор И.К. Коробов). В Москве были построены Сухарева и Меншикова башни (архитектор И.П. Зарудный).
Во второй трети XVIII в. в России складывается первое литературное направление - классицизм, которым обозначалась ценившаяся в XVII - XVIII вв. античная литература. Российский классицизм испытал влияние, с одной стороны, петровских преобразований первой четверти XVIII в., а с другой - идеологии европейского Просвещения. Условия формирования определили и наиболее характерные черты нового направления: культ государственной власти, проповедь ценности государственного служения, веру в творческие силы разума.
На первом этапе развития классицизма, в 30 - 50-е гг. XVIII в., в центре внимания находились проблемы создания нового литературного языка, реформирования стихосложения и разработки строгой системы жанров.
Ломоносов, отдававший предпочтение торжественной оде (всего им было создано 20 больших торжественных од), рассматривал этот жанр как возможность преподавать уроки царям, хотя бы и в духе ангажированной поэзии с ее обязательными похвалами адресату произведения за настоящие и мнимые заслуги.
Жанры трагедии и комедии получили наиболее полную разработку в творчестве А.П. Сумарокова (1717 - 1777), написавшего 9 трагедий и 12 комедий. Драматургия Сумарокова, подчинявшаяся канонам классицизма (единства времени, места и действия, резкое разделение героев на носителей добродетели и порока), была рассчитана на прямое воспитательное воздействие на зрителя. В его пьесах присутствовали тираноборческие мотивы: оставаясь при твердых и неизменных монархических убеждениях, автор обосновывал право подданных на свержение монарха-тирана.
Достижения русской драматургии создавали благоприятные условия для развития театрального искусства. В конце 40-х гг. в Ярославле появилась первая самобытная труппа российских актеров, которую возглавлял сын костромского купца одаренный актер Ф. Волков. В 1752 г. ярославские артисты были приглашены в Петербург и в 1756 г. были включены в состав труппы новообразованного российского театра. Театру был отведен так называемый Головинский дом на Василевском острове, а его директором был назначен А.П. Сумароков.
В архитектуре второй трети ХVIII в. получает распространение стиль барокко (от итальянского слова Barocco - странный, вычурный). Для него были особенно характерны эмоциональная приподнятость, нарядность, широкое использование контрастов, преувеличений, иллюзионистических эффектов. Крупнейшими мастерами барокко в русской архитектуре были В.В. Растрелли-сын, Д.В. Ухтомский.
В.В. Растрелли (1700-1771), сын известного скульптора, был назначен в 1730г. придворным архитектором. Наиболее плодотворные годы его работы приходятся на царствование Елизаветы Петровны. Построенные по его проектам Петергофский дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге представляли три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря, одновременно сочетавших простоту плана и торжественность отделки.
Д.В. Ухтомский (1719 - 1755) работал в Москве. Наиболее значительными постройками Ухтомского стали высокая колокольня Троице-Сергиевой лавры и триумфальные Красные ворота в Москве.
Во второй половине XVIII в. достигает расцвета российский театр. В немалой степени этому способствовало преобразование управления театрами: в 1766 г. они были переведены в подчинение коллегиального органа - "Театральной дирекции" и взяты на государственное содержание. Тогда же театры стали доступными для широкой публики.
В 1783 г. в Петербурге открывается публичный государственный театр - так называемый Большой, или Каменный театр. Еще раньше в 1779 г. в Петербурге на Царицыном Лугу появился частный городской театр, основанный немецким антрепренером К. Книппером. В Москве в 1780 г. начал свою работу Петровский театр (получивший название по месту расположения - Петровской площади), содержателем и руководителем которого был англичанин М. Медокс. Позже, в 1783 г., Петровский театр передается в ведение Московского опекунского совета, а в 1805 г. получает звание императорского.
Становление профессионального общедоступного государственного театра в России совпало по времени с уходом классицизма в тень и нарождением сентиментализма в характерных для него жанрах - драмы и комической оперы. На русской сцене с успехом шли произведения европейских и отечественных драматургов: Бомарше, Лессинга, Мольера; Сумарокова, Фонвизина, Княжнина.
В новый этап своего развития вступило и изобразительное искусство. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. В этом жанре наибольших успехов добились А.П. Лосенка (1737 - 1773), создавший несколько выдающихся полотен ("Владимир и Рогнеда", "Прощание Гекгора с Андромахой", а также Б.И. Угрюмов (1764 - 1823), написавший серию полотен на темы русской истории. В жанре бытовой живописи, хотя и не пользовавшемся официальным почетом и спросом среди богатых заказчиков, также работали известные художники: И. Фирсов ("Юный живописец"), М. Шибанов, писавший крестьян за трапезой в курной избе или в момент сговора жениха и невесты в деревне.
Самостоятельным жанром изобразительного искусства во второй половине XVIII в. стал пейзаж - в Академии художеств был создан специальный ландшафтный класс, откуда вышли наиболее талантливые мастера жанра: С.Ф. Щедрин (1745 -1804), Ф.Я. Алексеев (1753 - 1824), запечатлевшие на своих полотнах живописные уголки Москвы и Петербурга, Павловска, Гатчины, Петергофа.
Наивысший взлет переживает портретное искусство. Ф.С. Рокотов (1735 - 1808) стал создателем интимного психологического портрета, на котором человек изображен не в парадной обстановке, а как бы наедине с собой (портреты поэта В.И. Майкова, В.Н. Суровцевой, Струйского и др.). Д.Г. Левицкий (1735-1822) достиг вершин мастерства в изображении многогранности человеческой натуры, сложности душевного мира человека. Наиболее удачными работами Левицкого являлись портреты "смолянок" - выпускниц Смольного института, изображенных каждая в характерной позе и за своим любимым занятием. Широко известны также поэтические портреты М.И. Лопухиной, В.И. Арсеньевой и др. В.Л. Боровиковский (1757 - 1825) отдавал предпочтение портрету, изображавшему модель на фоне природы, что позволяло глубже раскрыть психологический облик.
Скульптура второй половины XVIII в. развивалась под преобладающим влиянием классицизма, направлявшего ваятелей на поиск образцов высокого искусства в произведениях античности. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра I, выполненная Э.М. Фальконе (1716 - 1791). Открытие памятника состоялось в 1782 г. Скульптор М.И. Козловский (1753 - 1802), прошедший стажировку в Италии, исполнил целый ряд работ, проникнутых национально-патриотическими идеями (статуя "Самсон" для центрального фонтана в Петергофе, олицетворявшая победу русских над шведами, памятник Суворову на Марсовом поле в Петербурге). Непревзойденной глубиной психологической трактовки отличались работы Ф.И.  Шубина (1740 - 1805) - портретные бюсты А.М. Голицына, П.А. Румянцева, М.В. Ломоносов стали вершиной русской реалистической скульптуры XVIII в.
Архитектура второй половины XVIII в. еще в большей степени, чем скульптура, испытала на себе влияние классицизма. Основанные на творческой переработке наследия античной классики архитектурные приемы, применявшиеся русскими зодчими, получили условное наименование "русского классицизма" - архитектурный стиль эволюционировал к большей простоте и строгости форм, рациональному удобству планов. Наиболее важный вклад в развитие архитектурной мысли внесли В.И. Баженов, И.Е. Старое, М.Ф. Казаков.
Крупнейшее строительство развернулось в пригородах Петербурга - в Царском Селе и Павловске. По проектам архитектора Ч. Камерона (1740 - 1812) были возведены Павловский дворец и Камеронова галерея в Царском Селе, характеризующиеся сочетанием простой композиции с тщательно продуманной и изящной отделкой.
2. Система образования.
При Петре большое внимание уделялось постановке учебного дела. К 1701 г. в Москве были основаны две школы нового типа: Пушкарская (артиллерийская) и Навигацкая. Последняя выпускала не только моряков, но и инженеров, учителей цифирных школ, геодезистов, архитекторов и даже гражданских чиновников. В 1715 г. в Петербурге была основана Морская академия. Были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.
В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах шкал: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого, в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.
Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, сиречь наука числительная". Л.Ф. Магницкого, в которой были введены арабские цифры вместо буквенных. Затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили "Таблицы логарифмов и синусов". В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев.
Накопление знаний и растущие потребности государства в квалифицированных специалистах ставили новые, более сложные задачи в области образования. В 1731 г. по предложению бывшего сподвижника Петра I генерал-прокурора Сената П.И. Ягужинского был учрежден Сухопутный шляхетский (дворянский) кадетский корпус - сословное военно-учебное заведение закрытого типа. Корпус готовил не только будущих офицеров российской армии, но и гражданских чиновников. Помимо военных дисциплин в программу были включены иностранные языки, география, юриспруденция и другие общеобразовательные предметы. В последующее время были образованы Морской, Артиллерийский и Инженерный корпуса, находившиеся в сфере особого покровительства правительства.
Учебные заведения - гимназия и университет - были предусмотрены в структуре Академии наук, основанной по указу Петра I в 1724 г. Однако скудная материальная база, организационная нечеткость, неудачный набор преподавателей - из иностранцев, не владевших русским языком - отрицательно сказывались на качестве подготовки учащихся. Улучшение наметилось лишь после того, как в 1758 г. руководство научной и учебной частью Академии наук было поручено М.В. Ломоносову. Благодаря ему было поднято на более высокий уровень преподавание гуманитарных дисциплин, главные предметы стали вестись на русском языке, преподавательский состав гимназии был пополнен наиболее одаренными студентами академического университета.
Вместе с тем состояние академических учебных заведений по-прежнему оставляло желать лучшего. Университет, влачивший жалкое существование, не выполнял своего предназначения быть оплотом просвещения. Поэтому с начала 50-х гг. внимание М.В. Ломоносова сосредоточилось на организационной подготовке нового, подлинного центра образования и науки - Московское университета.
Открывшийся в 1755 г. Московский университет имел три факультета: философский, включавший физико-математическое и словесное отделения, медицинский и юридический. Характерно изначальное отсутствие в структуре университета богословского факультета, традиционного для европейских учебных заведений подобного типа. Московский университет с самого начала выступал и в роли активного распространителя научных знаний: в нем читали общедоступные лекции, устраивали публичные диспуты, издавали научную и учебную литературу. В 1757 г. при университете была образована Академия художеств, где обучались студенты по трем специальностям: архитектуре, живописи и скульптуре.
Новые организационные основы в начале первой четверти XVIII в. получила и наука. Указ об учреждении Академии наук в Петербурге был подготовлен при жизни Петра I, однако начал исполняться уже после его смерти. В 1725 г. прибыли приглашенные из-за рубежа ученые и был назначен первый президент Академии - лейб-медик Л.Л. Блюментрост.
По своему статусу Петербургская Академия наук была близка к Парижской и Берлинской академиям, пользовавшимся государственной поддержкой. Однако зависимость научного учреждения от государственной власти в России была более тесной, чем на Западе. Формально самостоятельная. Петербургская Академия фактически подчинялась Сенату и страдала от бюрократического вмешательства в ее внутренние дела. Так, на протяжении 35 лет почти безграничным влиянием пользовался советник Канцелярии и библиотекарь Академии И.Д. Шумахер, немало навредивший М.В. Ломоносову и другим передовым ученым.
В то же время Академия наук в России располагала достаточными средствами, выделявшимися из государственного бюджета для проведения разнообразных научных работ и была неплохо технически оснащена: в ней имелись Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. Научно-исследовательские кадры распределялись по трем классам: математических, физических и гуманитарных наук. При этом преимущественное внимание уделялось развитию двух первых классов. Из области гуманитарного знания более других поощрялись исследования по истории и востоковедению.
Во второй половине XVIII в. в России предпринимаются попытки реформировать систему образования. Усилия были направлены на создание в стране системы воспитания "новой породы людей", способных служить опорой престола и претворять в жизнь замыслы монарха. Наиболее энергичным проводником этого курса стал И.И. Бецкой (1704 - 1795), выдающийся педагог и организатор учебного дела в России. В 1764 г. Екатерина Екатерина II утвердила разработанное им "Генеральное учреждение о воспитании обоего пала юношества", где излагались главные педагогические принципы автора.
Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком, и по этой причине решительно высказывался за создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в пяти-шестилетнем возрасте и выпускающих их в жизнь к восемнадцати-двадцати годам.
В соответствии с проектом Бецкого были открыты: Воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей и "несчастнорожденных" младенцев (1764 и 1770 гг.). Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) с отделением для мещанских девиц (1765), Коммерческое училище (1772), а также были преобразованы кадетские корпуса. И.И. Бецкой призывал педагогов увязывать умственное, физическое и нравственное воспитание, считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его возрастом, не допускать телесных наказаний.
В 1782 - 1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой обучения. Это были так называемые "народные училища": главные - в губернских городах и малые - в уездах. Малые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания (чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис). Главные являлись четырехклассной школой, где, помимо начальных дисциплин, преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Сеть народных училищ быстро росла: в конце XVIII в. их насчитывалось уже 288, в которых обучалось 22 тыс. чел.
Кроме государственных школ, по инициативе частных лиц были созданы училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779 г. по почину Н.И. Новикова при Московском университете была открыта учительская семинария - первое в России педагогическое учебное заведение. Улучшилась подготовка врачебных кадров - в конце XVIII в. в России имелось три медицинских училища. Медико-хирургическая академия и медицинский факультет при Московском университете.
3. Расцвет русской науки
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицыну, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и другим вельможам.
С декабря 1702 г. стало выходить первое в России печатное периодическое издание - газета "Ведомости" (тираж от 100 до 2500 экз.), информировавшая читателей о важнейших событиях внутренней и международной жизни, о ходе боевых действий и т. п.
В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и в поиске полезных ископаемых.
Русские моряки-гидрографы предприняли значительные усилия для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Атласовым, И. Ев-реиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф. Беневиным, И. Унковским. Начатая на рубеже XVII - XVIII вв. работа С. Ремезова по картографии ("Чертежная книга Сибири") была продолжена в первой четверти XVIII в. И.К. Кирилловым, начавшим составлять сводный "Атлас Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.
За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В. И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Особенно активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.Н. Татищев, Я.В. Брюс.
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей, особенно в области механики, создании новых станков и механизмов. Так, М.И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений;
Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания "потаенных судов" (подводных лодок); И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Широко известным механиком петровского времени с мировым именем был А.К. Нартов - изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела и т. д.
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.
В послепетровское время в  Академии наук сосредоточились крупные научные силы: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, астроном Ж. Делил, физики Г. Рихман и Ф. Эпинус. Подлинно пионерской была научная деятельность М.В. Ломоносова. Сформулированные им атомно-молекулярные представления о строении вещества, сохранения материи и движения, мысли о кинетической природе тепла, исследования атмосферного электричества, теория цветообразования, идеи об изменении во времени земной поверхности и ряд других открытий стали началом новых направлений в естественных науках.
В число приоритетных направлений академической работы входило изучение географии, природы страны и быта населяющих ее народов. С этой целью предпринимались многочисленные научные экспедиции. Особенно плодотворной оказалась Вторая Камчатская экспедиция во главе с капитаном-командором Витусом Берингом (1733 - 1743 гг.). Ее итоги намного превзошли первоначально поставленную задачу - выяснить, соединяется ли Азия на северо-востоке с Америкой.
В ходе экспедиции были открыты берега северо-западной Америки, пролив, названный в честь начальника экспедиции, описаны северные берега Сибири, на контурную карту нанесены Курильские острова и Северная Япония. Ученые - участники экспедиции обобщили свои наблюдения в фундаментальных трудах: ботаник И.Г. Тмелин в четырехтомной книге "Флора Сибири" и записках "Путешествие по Сибири"; молодой натуралист С.П. Крашенинников в двухтомном "Описании земли Камчатки". Историк Г.Ф. Миллер, также участвовавший в экспедиции, собрал множество документальных материалов по истории Сибири, составивших 38 фолиантов (они получили в науке название "портфелей Миллера"). На их основе был подготовлен капитальный труд "История Сибири", охватывавший период времени от присоединения Сибири к России до середины ХVIII в.
Так же, как и естественные науки, во второй трети XVIII в. далеко вперед шагнула историография. К середине века завершается превращение исторических знаний в науку, чему во многом способствовали труды В.Н. Татищева (1686 - 1750). Его "История Российская" в четырех частях, доведенная до конца XVI в., в смысле подхода к предмету изучения являлась уже настоящим научным трудом (хотя и оформленным в виде летописного свода). Историей плодотворно занимался и М.В. Ломоносов, уделявший преимущественное внимание древнему периоду русской истории и времени Петра I. Перу Ломоносова принадлежат: "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1754 г.", "Краткий Российский летописец с родословием", историческая поэма "Петр Великий".
В отличие от немецких ученых, подвизавшихся в Академии наук, - Г. Миллера и 3. Байера, которые доказывали скандинавское происхождение правящей династии русских князей и самого имени Русь, Ломоносов развивал точку зрения о местных корнях древнерусской государственности и южном, славянском происхождении этнонима Русь. Так завязался спор норманистов и антинорманистов в русской историографии.
Во второй трети XVIII в. в России складывается первое литературное направление - классицизм, которым обозначалась ценившаяся в XVII - XVIII вв. античная литература. Российский классицизм испытал влияние, с одной стороны, петровских преобразований первой четверти XVIII в., а с другой - идеологии европейского Просвещения. Условия формирования определили и наиболее характерные черты нового направления: культ государственной власти, проповедь ценности государственного служения, веру в творческие силы разума.
На первом этапе развития классицизма, в 30 - 50-е гг. XVIII в., в центре внимания находились проблемы создания нового литературного языка, реформирования стихосложения и разработки строгой системы жанров.
Ломоносов, отдававший предпочтение торжественной оде (всего им было создано 20 больших торжественных од), рассматривал этот жанр как возможность преподавать уроки царям, хотя бы и в духе ангажированной поэзии с ее обязательными похвалами адресату произведения за настоящие и мнимые заслуги.
При Екатерине II положительные изменения произошли в организации научно-исследовательской работы. В 1783 г. директором Петербургской академии наук была назначена княгиня Е.Р. Дашкова, проявившая недюжинные способности на административном поприще. За двенадцать лет ее пребывания на этом посту были приведены в порядок академическое хозяйство и академические учебные заведения, налажена работа общедоступных курсов по основным отраслям наук, активизировалась издательская деятельность Академии. Так, увидело свет первое издание сочинений М.В. Ломоносова, основаны два периодических издания - литературно-художественный и исторический журнал "Собеседник любителей российского слова" и "Новые ежемесячные сочинения" - издание, популяризировавшее научные знания.
В 1783 г. была учреждена Российская академия, которую возглавила также Е.Р. Дашкова. Данное учреждение, собравшее выдающихся писателей и ученых, было задумано как гуманитарный научный центр, специализирующийся главным образом на изучении русского языка, упорядочении его грамматики, стилистики и произношения. С этой целью был подготовлен б-томный "Словарь Российской Академии", содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.
Важнейшей областью научно-исследовательской деятельности оставалось изучение природных ресурсов страны. Наиболее плодотворными явились пять академических экспедиций, организованных в 1768 - 1774 гг. для комплексного обследования природы, хозяйства, населения, быта и культуры районов России.
Особенно значительные результаты были достигнуты в ходе исследований П. С. Палласа (1741 - 1811), охвативших Волжско-Окский бассейн, южный Урал, Казахстан, Сибирь, а также экспедиций И.И. Лепехина (1740-1802), собравшего богатейший материал по Европейской части России, Казахстану, побережью Каспийского моря. Широкие изыскания проводились в Крыму, на Северном Кавказе, на юге Украины, Чукотке, Алеутских островах и в Русской Америке.
Во второй половине XVIII в. были сделаны важнейшие технические изобретения.
Механик-самоучка И.П. Кулибин (1735 - 1818) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора (т. н. "зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм. Наиболее фундаментальной работой Кулибина являлся проект одноарочного деревянного моста через Неву пролетом в 298 м. Однако, несмотря на успешное испытание модели моста, проект не был осуществлен.
Другой крупнейший изобретатель, солдатский сын И.И. Ползунов (1728 - 1766), в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. В 1765 г. он построил первую паросиловую установку для заводских нужд. Однако за неделю до ее пуска изобретатель скончался, а машина, проработав менее двух месяцев, была заброшена.
В 60 - 70-х гг. предприниматель из г. Серпейска Р. Глинков разработал чесальную машину с ручным приводом и прядильную машину с водяным приводом, дававшие многократное увеличение производительности труда. Однако эти и другие изобретения не могли получить широкого применения в России с ее технико-экономической отсталостью и господством крепостнических порядков.
Во второй половине XVIII в. значительно продвинулось вперед изучение истории. В это время работали крупные историки - М.М. Щербатов и И.И. Болтин. 7-томный труд Щербатова "История Российская от древнейших времен", хронологически доведенный до начала царствования Михаила Романова, был интересен не только с точки зрения представленного в нем богатого исторического материала, но и с точки зрения попыток установления причинности исторических событий, которые автор связывал с особенностями исторических личностей, господствующими идеями и нравами каждой эпохи.

(17.2 KiB, 24 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!