Культура ХX века: содержание и основные векторы развития

25 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Мировая культура XX века представляет собой сложный процесс (слайд № 5), разделенный двумя мировыми войнами. Результатом двух мировых войн стал глубокий кризис гуманизма и других идеалов и ценностей, составлявших основу западной цивилизации и культуры. Сложность и противоречивость ситуации осложнялось разделением мира на два противоположных лагеря: социалистический и капиталистический. После II мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм. Противостояние этих систем осложняло развитие мировой культуры как единого целого.

Первая половина ХХ века характеризуется завершением становления индустриальной цивилизации и переходом к постиндустриальной.

В социально-экономическом плане капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический. Классический капитализм развивается в соответствии с законами рынка и свободной конкуренции. Это выражалось в жесткой борьбе между производителями, эксплуатации наемных работников, периодически повторяющимися кризисами перепроизводства.

Подтверждением необходимости реформирования капиталистического способа производства стал кризис 1929-33 гг. Ярким воплощением усиления роли государства в организации и регулировании экономических и социальных отношений стал «новый курс», провозглашенный Ф.Д.Рузвельтом. В ходе осуществления этой политики были осуществлены ряд реформ, ограничившие продолжительность рабочего дня, минимальный уровень оплаты труда, социальные выплаты по безработице, минимальному уровню бедности, обязательного отпуска и пенсии и т.д.

Благодаря «интервенционистским» мерам было ликвидировано абсолютное неравенство в обществе и обеспечен необходимый минимум социального равновесия, что создало предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться еще в 1940-е годы, но из-за II мировой войны оформилось в США к концу 1950-х гг., а в других европейских странах – в 1960-е годы.

В целом, государственно-монополистический капитализм, сложившийся к началу ХХ столетия несколько смягчил негативные последствия  капиталистического способа производства. В то же время происходила неограниченная эксплуатация наемного труда, что создавало предпосылки для социальных кризисов и социалистической революции.

В первой половине ХХ столетия происходит вторая научно-техническая революция, начавшаяся в конце XIX века. В ходе ее возникновения оформляется новая неклассическая наука, отличающаяся от классической. В ней уже нет претензий на полную объективность и адекватность знания, его соответствия внешнему миру. Теперь знание все меньше имеет эмпирическое, опытное начало. Оно в нарастающей степени становится чисто теоретическим, и теоретический уровень начинает превалировать над эмпирическим. Все большее значение в познании приобретает теории и модели, построенные математическим образом. Главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма. В каждой науке возникают множество дисциплин и школ. Складывается плюрализм общих картин мира, претендующих на истинность. В подобных случаях вступает в силу принцип релятивизма, согласно которому та или иная теория признается истинной лишь в определенной системе данных или координат.

Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и науч­ной деятельности. Доступ к информационным сетям, зна­нию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц мо­жет получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности рабо­тает более 50% трудоспособного населения. Концепция “информационного общества” определила пути формирования “материального тела” культуры конца XX века.

Культура ХХ века характеризуется: (слайд №6): распространением гуманистических принципов и идеалов, установкой на научно-рациональное познание мира, политизацией общественной практики.

В культуре XX века развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской. (слайд № 7). Понятие “сциентизм” происходит от латинского слова “scientia” - знание, наука. Сциентисты утверждают: на­уке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйст­во, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например, существует сфера искусства, веры, человеческих чувств и отноше­ний. Антисциентизм предстает как реакция на преувели­чение роли науки. Для него характерно принижение зна­чения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные кризисы: экономический, экологи­ческий, национальный.

Характерной чертой культуры ХХ столетия становятся процессы индустриализации, институционализации и интернационализации (слайд № 8). Общество представляет собой наследие институтов, т. е. организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Отрицательно воздействует на культуру сверхорганизованность наших общественных условий. В современном индустриальном обществе господствуют безличные экономические, технологические, политические структуры над живой человеческой деятельностью. На определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Наука и искусство становятся индустрией, механизм развития которой ускользает от их создателей. Обучение становится все более и более формализованной. На смену медленным процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение какого-то постоянства культурной среды, пришло ее производство. В определенном смысле происходит необычное смещение культуры как среды в сторону культуры как горизонта. Современной среде культуры, ввергнутой в производство благодаря расширенному кругу институционализации, программирования, соответствует подвижный горизонт зрелища. События, модели, проекты возникают и тотчас ускользают. Вторая черта горизонта зрелищность. Зрелище побуждает к тому, чтобы на него смотрели, оно заставляет не думать.

Индустриализация изменила культуру и социокультурную среду. Информация и разнообразные технические средства способствуют усилению абстрактной рационализации коллективной жизни в целом. Данный процесс усиливается расширением сферы влияния средств массовой информации.

Одной из решающих трудностей современного общества выступает значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человек подавляет в себе иррациональные страсти и стремится рационализировать свою жизнь. Человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей – все еще в каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным.

Вторая половина XX века характеризуется оформлением глобальных проблем, разрешение которых возможно только усилиями всех стран и народов, выступающих в качестве единого субъекта. Собственно культурное сотрудничество превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества.

В XX в. полностью обнаружились кризисные явле­ния техногенной цивилизации. Человек стремился вырваться из зависимости от приро­ды. Высшими ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращива­ние технологических и научных знаний. Развитие техни­ки и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного разви­тия. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обнов­ления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Современная научно-техническая культура представляет собой своеобразный набор различных микрокосмов, которые необходимо синтезировать в единое целое. Помимо всего прочего интеграционные процессы вынуждают к культурному сотрудничеству народов, которое превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества.

XX веку свойственна растущая интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах.

Усиливается секуляризация и ХХ век становится самым безрелигиозным в истории Запада.

Не следует забывать еще одну проблему, а именно усиливающееся влияние массовой («бульварной») культуры. Массовая культура создается и навязывается специалистами-мастерами. Оно только пародирует высокую культуру, паразитизируя на ней. В литературе принято олицетворять массовую культуру с североамериканским образом жизни. В этой связи некоторые ученые (А.Гобар «Культурная война») утверждают об угрозе потери своего лица культуры западной Европы и самобытности культуры народов.

В развитии мировой культуры существенную роль играет диалог культур Запада и Востока, который предстает как естественный постоянный процесс не сводимый к простому синтезу какой-либо единой идеологии. Сегодня диалог культур Востока и Запада приобрел поистине общечеловеческую значимость. В нем заинтересован индустриальный Запад, пытающийся снизить конфронтацию с «третьим миром», подключить его к мировой экономике и политике (правда, далеко не всегда на равных условиях), но и Восток, ищущий пути и средства модернизации. Диалог культур Востока и Запада – это естественный постоянный процесс.

Альтернативу мировой цивилизации составляет противоречие между полисной и неполисной цивилизациями. Сейчас Атлантический океан, а не Средиземное море, является центром полисной (западной) цивилизации. На периферии евро-американской цивилизации происходит расшатывание традиционных структур. Причем Россия оказалась на периферии полисной цивилизации. Ныне евро-американская цивилизация находится перед лицом тех же проблем, что и Римская империя накануне своего краха. Однако условия несколько иные. Во-первых, полисная цивилизация теперь не находится в глухом «варварском» окружении, подобно греко-римской предшественнице. Во-вторых, масштабность неполисных цивилизаций перестает быть геополитической доминантой: включение России в систему Демократического Севера (Объединенная Европа, Япония и Северная Америка) и осуществление плана Дж. Буша по созданию Общеамериканского рынка приведет к выпадению Латинской Америки из контекста «третьего мира». Именно включение России в систему евро-американской цивилизации может спасти ее перед лицом опасности, идущей со стороны Юга, представляющего собой совокупность неполисных цивилизаций. Тогда она сможет оказать существенное влияние на развитие планетарной цивилизации.

Происходит смена типов культур, характеризующаяся целым рядом кризисных явлений. Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выход из сложившегося положения. Сегодня намечаются два противоположных пути решения. Один — это надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, рациональной организации жизни. Первостепенное значение приобретают цели духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий. Второй путь разрешения кризисных явлений “альтернативный” или “эзотермический”. Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более “естественным” для человека и жизни – ограничением потребностей, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

Современные мыслители кризис культуры и цивилизации объясняют влиянием техники. По М.Хайдеггеру современная техника поставила на службу человека и природу, и самого человека. К. Ясперс, утверждал, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины – поставляющего производства. Одни в качестве выхода из сложившейся ситуации видят обращение к архаическим концептуальным кладовым, к построениям древней мифологии, к сокровищницам древневосточной мудрости.

Характерный момент в развитии современной культуры — появление и формирование нового. Общепринятое восприятие мировой культуры связано с идеями исторической и органической целостности, представлениями о традициях. Новый образ культуры все более ассоциируется с идеями космическими, экологическими, этическими идеями единства Человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план так же, как и этические. Движение «зеленых», поиски новой нравственности, движения за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) – все это ростки новой альтернативной культуры.

Новый тип культурного взаимодействия предполагает отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс.

Рождающаяся новая культура, признает плюрализм, поскольку разнородность, разнообразие выступают величайшей культурной ценностью, фактором развития социальной жизни.

Развитие человеческой культуры вступает в новый, переломный период. Буквально на глазах новая культура – глобалтех. Среда существования глобалтеха - это социальный суперорганизм, способный в некоторой степени определять свою судьбу и несущий в себе многообразие культур разных народов.

Другой из возможных альтернатив развития глобальной цивилизации может оказаться в силу цикличности истории возникновение социальной Мегамашины, подобной древневосточной монархии. Ведь западная цивилизация прервала естественный ход классического, восточного пути развития цивилизаций: она - аномальное явление в кругу цивилизаций. И нереализованные потенции европейской истории могут обрести жизнь. Если обратить внимание на тенденции в функционировании западных транснациональных корпораций (большинство из них является американскими), то можно прийти к выводу о том, что нарождающаяся планетарная цивилизация по своей сути может стать неорабовладельческой. В отличие от физического принуждения древнего рабства возможно применение (и это делается уже сейчас) мощных методов манипулирования психикой человека при помощи средств массовой информации и коммуникации, непосредственного воздействия на мозг человека, психотронного оружия и пр. Планетарная цивилизация, таким образом, может оказаться «неорабовладельческой».

В целом, современная культура воплощается во множестве создаваемых материальных и духовных явлений и ценностей. В культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Другой характеристикой является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему. Для литературы и искусства, философии и общественной мысли характерна политизация.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!