Культура Греции Ренессанс в России

Содержание

1. Культура Древней Греции.
2. Эпоха ренессанса в русской культуре.

Список использованной литературе.

1.  Культура Древней Греции.

Историю древней Греции принято делить на 5  периодов,  которые являются одновременно и культурными эпохами:
эгейский (III - II тыс. до н.э.),
гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
классический (V - IV вв. до н.э.),
эллинистический ( в. п. IV -  сер.  I  вв.  до  н.э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла  в  классический период.
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху  и,  несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов,  у греков были местные  общинные  культы,  боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного,  политического и  экономического объединения греческих полисов.  Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо  ими  осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и  его творцы аэды.  В этом смысле старое изречение,  что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.
Вопрос о  происхождении  великих  богов  олимпийского пантеона чрезвычайно труден.  Образы этих богов очень сложны,  и каждый из  них пережил длительную эволюцию.  Основными богами греческого пантеона являются: Зевс,  Гера,  Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм -  обожествление  человека, представление о богах,  как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари,  украшение статуй богов,  их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски.  Отправление общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал и частный,  домашний культ,  обряды его,  более скромные,  совершались главами семей и родов.  Жречество в Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия.  Жрецы просто считались служителями при храмах; в  некоторых  случаях  они занимались гаданием,  прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной,  но не  давала  непосредственной власти,  так как зачастую официальным культом руководили гражданские должностные лица. Греческие полисы в этом отношении сильно отличались от восточных деспотических государств с их засильем жречества.
Следующая доминанта греческой культуры - мифология.  Греческая мифология -  это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с  собственно мифами также и исторические легенды и предания,  сказочные сюжеты,  литературные новеллы,  свободные вариации на мифологические темы.  Но  так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.
В числе мифов обнаруживается глубоко архаический  пласт  тотемистических мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэроне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы  о  Деметре  и  Персефоне,  о Триптолеме и  Якхе,  о  Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев. Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.
Греки населили всю природу божественными существами:  в  рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов:  о борьбе между поколениями богов,  о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.
К образам  культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей и  устроителей городов, великих певцов,  поэтов и художников.  Таковым является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и  "Одиссеи".  По  гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:
- теория индивидуального творчества (авторство Гомера);
- теории народного эпоса;
- синтетические  теории  (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).
Итак, греческая  мифология  при  всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет одну особенность и доныне  производящую столь сильное  впечатление на слушателя и читателя - высокая художественность и гуманизм образов.
Одним из  самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр.  Он возник на основе народных песен и плясок во  время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры,  родилась трагедия (трагос -  козёл,  ода  - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.
Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3  трагедии и 2 комедии.  Смотрели с утра до вечера,  а чтобы все жители смогли посетить театр,  выдавались из казны  специальные  театральные деньги.
В период расцвета греческой культуры (VI - V вв.  до  н.э.)  в Афинах жили  и  творили  самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы: Эсхил, которого по праву  называют  отцом  трагедии  за  его  бессмертные произведения ("Прикованный Прометей",  "Персы");  Софокл,  создавший трагедии "Царь Эдип", "Электра", и др.; Еврипид - автор "Медеи", "Ипполита", "Ифигении в Авлиде".  Классиком в греческой комедии является Аристофан, написавший комедии: "Мир", "Женщины в народном собрании", "Всадники" и др.
Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической  Греции  были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы греческой архитектуры - сохранившиеся до  нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля:  дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.
Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы:  Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.
Живопись была  широко  распространена  в древней Греции в виде фресок и мозаик,  которыми украшают храмы и здания,  но они  почти  не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.
Эллинизм (эллинистическая эпоха III - II вв.  до н.э.) принято рассматривать прежде всего как культурное явление, как распространение греческой культуры в завоёванных Македонией странах. Культура эллинистического мира была сложна и многообразна. Она была синтезом и разными сочетаниями греческой  культуры  и  культуры стран Ближнего и Среднего Востока. Для эллинистической культуры характерно её греческое оформление и  глубокие местные традиции.  В этот период получил широкое распространение в эллиническом мире общегреческий язык  -  койне,  ставший средством межнационального общения.  Греки - воины,  чиновники, ремесленники, торговцы, рассеянные на обширных территориях эллинистического мира, преодолевали полисную ограниченность своих взглядов.  В их среде получило широкое распространение новое мировоззрение  -  космополитизм (от греческого слова "космополитес" - "гражданин мира").
Знания, накопленные в Греции и на древнем Востоке, в сочетании с успехами и практическим освоением обширных пространств способствовали быстрому развитию наук. В эпоху эллинизма углублялась дифференциация и происходила систематизация наук. Благодаря исследованиям Стратона (III в. до н.э.) появилась наука физика.  Выдающийся вклад в развитие математических наук внесли Евклид и Архимед; в развитие астрономии - Аристарх; в создание географии - Эрастофен.  Сочетание греческой медицинской теории  и практики с древневосточным опытом дало расцвет медицинских знаний в александрийской школе.  Её основатель Герофил создал описательную анатомию человека.  Из всех эллинистических обществ наиболее известна история Египта благодаря сохранившимся  на  египетской  почве папирусам. В Александрии была собрана огромная для того времени библиотека (до 700 тыс.  папирусных свитков). При дворе царей Египта Птолемеев был  организован  Мусейон  - научное учреждение с общежитием  для учёных, которых Птолемеи приглашали сюда со всего эллинистического мира. Здесь им были созданы условия для занятий наукой,  философией, литературой.
Призванным главой александрийских поэтов был Каллимах, большой популярностью пользовался Феокрит. Александрийские учёные прославились также достижениями  в  области математики,  естественных и технических наук. Но Александрия была не единственным центром науки и искусства. В Афинах продолжались традиции  греческой философии.  В период эллинизма возникли и развивались две новые философские системы - стоиков и  эпикурейцев. Традиции  Аристофана  продолжил  автор множества комедий Менандр. Крупнейшим греческим  государством  и  центром  эллинистической культуры были Сиракузы на острове Сицилия.
Имело свои  выдающиеся  достижения  изобразительное  искусство эпохи эллинизма.  Были созданы значительные памятники архитектуры, сочетавшие греческие и восточные традиции, для которых характерно стремление к  грандиозности  и великолепию.  Характерна натуралистичность в портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача душевных и физических страданий. Новым в структуре было неизвестное для греческой классики изображение пейзажа как фона,  на котором  развёртывался сюжет.  Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла больших успехов,  но от картин, написанных главным образом восковыми красками, и от фресок почти ничего не сохранилось. Общее культурное наследство периода эллинизма составляет существенную  часть той основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.

2.  Эпоха Ренессанса в русской культуре.

Рубеж XIX - XX веков Николай Бердяев назвал временем культурного Ренессанса в России, имея в виду расцвет поэзии и философии, "напряженные религиозные искания, мистические и оккультные настроения, необычайный творческий подъем в изобразительном искусстве", с мнением философа согласно абсолютное большинство историков, культуроведов, хотя, конечно, признается условность подобного определения (собственно эпоха Ренессанса закончилась в Европе уже около трех веков назад).
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX века было открытие в Москве художественного театра (1898) , основанного К.С.Станиславским (1863 - 1938) и В.И.Немировичем-Данченко (1858 - 1943). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой (газета "Новое время"), а также представителями символизма - с критической статьей "Ненужная правда" в журнале "Мир искусства" выступил В. Брюсов. Ему, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э.Мейерхольда - родоначальника метафорического театра.
В 1904 году в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской (1864 - 1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б.Вахтангова (1883 - 1922) отмечено поисками новых форм, его постановки носят радостный, зрелищный характер ("Чудо святого Антония" М. Метерлинка, "Принцесса Турандот" К. Гоцци и др.). В 1915 году Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра (1914) А.Я.Таиров (1885 - 1950) стремился к созданию "синтетического театра" преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.
Развитие лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С.И.Мамонтова и С.И.Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И.Шаляпин (1873 - 1938), Л.В.Собинов (1872-1934), Н.В.Нежданова (.1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М.Фокин (1880-1942) и балерина А.П.Павлова (188!-1931).
Русское искусство получило мировое признание ("Русские сезоны" С.П.Дягилева в Париже, 1909 – 1912 гг.).
Выдающийся композитор Н.А.Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки ("Садко", 1896; "Сказка о царе Салтане", 1900; "Сказание о невидимом граде Китеже", 1904; "Золотой петушок", 1907). Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера "Царская невеста"(1898). Профессор петербургской консерватории по классу композиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых учеников (А.К.Глазунов, А.К.Лядов, Н.Я.Мясковский и др.).
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX века наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса и философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С.В.Рахманинова (1873 - 1943), бывшего во многом прямым наследником Чайковского (оперы "Алеко", 1892: "Франческа да Римини", 1904 и др.); в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н.Скрябина (1871 —1915; "Божественная поэма", "Поэма экстаза", "Прометей" ("Поэма огня", 1910) и др.; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (1882 - 1971; балеты "Жар-птица", 1910; "Петрушка", 1911; "Весна священная", 1913 и др.).
Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX -XX веков произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн.
В творчестве Ф.О.Шехтеля (1859 - 1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному (типография А.А.Левенсона в Мамонтовском переулке, 1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот (1900 - 1902), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз - все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. Здание органически вписывается в окружающее пространство. В декоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены по рисункам зодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения — превратить бытовую среду  своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.
С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма — стиля, который оформится в 20-е годы. Торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке (1909) и здание типографии "Утро России" (1907) можно назвать предконструктивистскими.
В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л. Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894 - 1896; Никольские торговые ряды на Никольской ул., 5; 1899 - 1903 и др.). В неорусском стиле работали А. В. Щусев (1873-1949) - здание Казанского вокзала в Москве (1913—24), В. М. Васнецов - здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901 - 1906) и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль — неоклассицизм (особняк А. А. Половцева на Каменном острове, 1911 - 1913, архитектор И.А.Фомин).
По целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн - один из наиболее последовательных стилей.
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизмом. Первым последовательным представителем этого направления был П.П.Трубецкой (1866 - 1938) , сложившийся как мастер в Италии, где прошли его детство и юность. Уже в первых русских работах скульптора (портрет И.И.Левитана и бюст Л.Н.Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты нового метода -"взрыхленность", бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.
Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза). Гротескное, почти сатирическое изображение императора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументу Фальконе (Медному всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшего вздыбленного коня - толстозадый солдафон (Репин) на грузной, пятящейся назад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности, Трубецкой усилил общее впечатление давящей грубой силы.
По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н. А. Андреева (1873 - 1932) , тонко передающий трагедию великого писателя, "усталость сердца", столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.
Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С.Голубкиной (1864-1927) , переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа ("Идущий", 1903; "Сидящий человек", 1912). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями ("Изергиль", 1904, "Старая", 1911 и др.).
Импрессионизм мало затронул творчество С.Т.Коненкова (1874-1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический "Самсон, разрывающий узы", 1902; психологический портрет "Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин", 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора - "Нике", 1906, мрамор; "Стрибог", 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогих странников — "Нищая братия", 1917, дерево).
На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX века, полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.
Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, "На миру", 1893), проза отупляющего труда (А.Е.Архипов, "Прачки", 1901) и революционные события 1905 года (С.В.Иванов, "Расстрел", 1905). Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Не глобальные исторические события интересовали вдохновенного певца русской старины А. П. Рябушкина (1871-1924), а эстетика русского быта XVII века, утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность.
Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника ("Русские женщины XVII столетия в церкви", 1899; "Свадебный поезд в Москве XVII века", 1901; "Едут" или "Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века", 1901; "Московская девушка XVII века", 1903 и др.). Историческая живопись Рябушкина - это страна идеала, где художник находил отдохновение от "свинцовых мерзостей" современной ему жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной.
В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала ("Улица в Китай-городе. Начало XVII века", 1900). Творчество М.В.Нестерова (1862-1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев ("Видение отроку Варфоломею", 1889 - 1890, "Великий постриг", 1898).
Ученик Саврасова И. И. Левитан (1860 - 1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму ("Березовая роща", 1885-89) и явился создателем "пейзажа настроения", которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости ("Март", 1895; "Озеро", 1900) до философских размышлений о бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1894).
К. А. Коровин (1861 - 1939) - самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов. Начав свой путь художника в абрамцевском кружке мецената С. И. Мамонтова (1841 - 1918), объединившего лучшие художественные силы Москвы, во второй половине 80-х годов вместе с Мамонтовым Коровин посетил Париж и Испанию, это предопределило начало нового этапа его творчества. Художник все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Вновь посетив Париж, он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-пове-ствовательными, ни психологическими мотивами ("Париж", 1902; "Париж вечером", 1907; "Париж. Бульвар капуцинок", 1911). В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах ("Цветы", 1911; "Розы и фиалки", 1912; "Сирень", 1915 и др.). Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить "прелесть незаконченности", "этюдность" живописной манеры. Полотна Коровина - это "пиршество для глаз".
Центральная фигура искусства рубежа веков — В. А. Серов (1865 - 1911). Ученик Репина, знакомый с лучшими музейными собраниями Европы, он также испытал влияние художественного кружка, сплотившегося вокруг С.И.Мамонтова. В Абрамцева появились и первые зрелые работы художника ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888), импрессионистическая светоносность которых и динамика свободного мазка, ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к "реализму поэтическому". Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу (портреты К.Коровна, 1891; М.Ермоловой, 1905, кн. Орловой, 1911). Поиски законов художественной трансформации действительности, стремление к символическим обобщениям привели к изменению художественного языка: от импрессионистической достоверности полотен 80-90-х годов к условности модерна в исторических композициях ("Петр I", 1907) и цикле на античные сюжеты ("Похищение Европы", 1910).
Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир - М. Врубель и В. Борисов-Мусатов.   Творческая   индивидуальность М. А. Врубеля (1856 - 1910) проявилась в различных видах искусства: в монументальном декоративном панно ("Испания", 1894) и станковой картине ("Царевна-лебедь", 1900), портрете (С.И.Мамонтов, 1897; портрет жены художника Н.И.Забелы-Врубель, 1904) и театральной декорации (к операм Римского-Корсакова "Снегурочка" и др.), книжной иллюстрация (к Лермонтову).
Центральный образ творчества Врубеля - Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках ("Демон сидящий", 1890; "Демон летящий", 1899; "Демон поверженный", 1902). Для искусства художника характерно стремление к постановке философских проблем. Его размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущей ему символической форме воплощены в картине "Шестикрылый серафим" (1904), навеянной стихотворением А.С.Пушкина "Пророк" и музыкой Н.А.Римского-Корсакова. Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свой живописный язык - широкий мазок "кристаллической" формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобно самоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениям художника.
Искусство лирика и мечтателя В. Э. Борисова-Мусатова (1870 - 1905) - это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, "когда общество жаждало обновления и очень многие не знали, где его искать". Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма ("Майские цветы", 1894; "Гобелен", 1901: "Призраки", 1903; "Изумрудное ожерелье", 1903 - 1904). В русской художественной культуре рубежа XIX - XX веков творчество Борисова-Мусатова - одно из самых ярких и масштабных явлении. Однако подлинное признание пришло к художнику лишь после смерти.
Далекая от современности тематика, "мечтательный ретроспективизм" роднит Борисова-Мусатова с "Миром искусства" (1898 - 1924) - объединением петербургских художников (Бакст, Добужинский, Лансере, Сомов и др.) во главе с А. Н. Бенуа (1870 - 1960). Огромную роль в нем играл меценат С. П. Дягилев (1872 - 1922), занимавшийся организацией выставок, изданием журнала с тем же названием, художники "мирискусники" были участниками знаменитых Русских сезонов, организованных Дягилевым. Отвергая и академически-салонное искусство, и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, "мирискусники" проявляли интерес к жизни лишь постольку, поскольку она уже выразилась в искусстве. Отсюда поиск художественного образа в минувшем. За столь откровенное неприятие современной действительности "мирискусников" критиковали со всех сторон, обвиняя в пассеизме (бегстве в прошлое), в декадансе, в антидемократизме. Однако появление такого художественного движения не было случайностью. "Мир искусства" явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже XIX - XX веков и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства.
Журнал "Мир искусства" был изданием нового для России типа. Он знакомил читателей с историей искусства и с современными художниками России и Европы, печатал множество репродукций. В нем сотрудничали художники, критики, писатели, философы.
К интерпретации прошлого, особенно XVIII века, обращались К. А. Сомов (1869 -1939) , совмещавший эстетизм и трезвую иронию ("Эхо прошедшего времени", 1903,  "Осмеянный поцелуй", 1908; "Дама в голубом", 1897-1900) , А. Н. Бенуа (версальские версии, 1896-1906); Е. Е. Лансере (1875-1946; "Никольский рынок в Петербурге", 1901; "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе", 1905).
Творчество Н. К. Рериха (1874 - 1947) обращено к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», 1897; "Заморские гости", 1901; "Никола", 1916). Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. И это не случайно, ведь учителем Рериха в Академии художеств был известный пейзажист А.И.Куинджи. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн (использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные), так и с увлечением культурой древней Индии (противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала).
Ко второму поколению "мирискусников" принадлежали Б.М.Кустодиев. (1878 -1927), одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка ("Купчиха", 1915), З.Е.Серебрякова, исповедовавшая эстетику неоклассицизма ("Пьеро. Автопортрет в костюме Пьеро", 1911; "Крестьяне", 1914).
Заслугой "Мира искусства" было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.
Московские участники выставок, противопоставив западничеству "Мира искусства" национальную тематику, а графическому стилизму - обращение к пленэру, учредили выставочное объединение "Союз русских художников" (1903 - 1923). В недрах "Союза" развился русский вариант импрессионизма (И.Э.Грабарь, "Февральская лазурь",1904; Ф.А.Малявин, "Вихрь", 1906) и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем (К.Ф.Юон, "Троицкая лавра зимой", 1910; "Мартовское солнце", 1915).
В 1907 году в Москве возникло другое крупное художественное объединение "Голубая роза", в которое вошли художники - символисты, последователи Борисова-Мусатова. "Голуборозовцы" испытывали влияние стилистики модерна, отсюда характерные черты их живописи - плоскостно-декоративная стилизация форм, поиск утонченных цветовых решении (П.В. Кузнецов, "Мираж в степи", 1912; М.С.Сарьян, "финиковая пальма", 1911). Плодотворно работая в театре, "голубо-розовцы" непосредственно соприкоснулись с драматургией символизма (Н.Н.Сапунов оформлял спектакли по пьесам Метерлинка, Ибсена, Блока).
Художники объединения "Бубновый валет" (1910 - 1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры - натюрморт выдвигалось на первое место (И.И.Машков "Синие сливы", 1910). Овеществленное, "натюрмортное" начало вносилось и в традиционно психологический жанр - портрет (П. П. Кончаловский "Портрет Г. Якулова", 1910). "Лирический кубизм" Р.Р.Фалька (1886 - 1958) отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией ("У пианино. Портрет Е.С.Потехиной-фальк", 1917). Школа мастерства, пройденная в училище у таких выдающихся художников и педагогов, как В.А.Серов и К.А.Коровин, в сочетании с живописно-пластическими экспериментами лидеров "Бубнового валета" И.И.Машкова, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая "Красная мебель" (1920).
С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля "Бубнового валета" стал футуризм, одним из приемов которого был "монтаж" предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время (декоративное панно А.В.Лентулова "Василий Блаженный", 1913).
Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М. Ф. Ларионова (1881 - 1964) , одного из организаторов "Бубнового валета" ("Отдыхающий солдат", 1910) и его жены художницы Н.С. Гончаровой ("Мытье холста", 1910). Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизм близки фаитастячес-хи-иррациональные полотна М.3.Шагала (1887-1985, "Венчание", 1918; "Я и деревня", 1911). Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н.Филонова (1883-1941, "Восток и Запад", 1912-13; "Пир королей", 1913; "Крестьянская семья", 1914).
Таким образом, русская культура рубежа веков предстает подлинной вершиной развития общей культуры дореволюционной России. Достижения отечественной культуры влились в общемировой историко-культурный процесс.

Список использованной литературе.

1. Бердяев Н. А. Кризис искусства. - М.: СП "Интерпринт", 1990.
2. Введение в культурологию. Курс лекций. – М.: Прогресс, 1993.
3. Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. -  М.: Высш. школа, 1990.
4. Ильина Т. В. История искусств. - М.: Высш. школа, 1994.
5. Культурология. Учебное пособие для вузов. /  Под ред. А.А. Власова. – М.: Проспект, 1998.
6. История русского искусства. В 13-ти т. /Под общ. ред. И. Э. Грабаря. - М.: АН наук СССР, 1953 -1969.
7. Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII - нач. Х1Х века. - М.: Изд. МГУ, 1983.
8. Поликарпов В.М. Культурология. – М.: Гардарика, 1997.
9. Розин В.М. Введение в культурологию. – М.: Форум, 1997.

(25.2 KiB, 17 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!