Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII — XV ВВ.)

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В середине XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому наше­ствию, что имело катастрофические последствия для ее эконо­мики и культуры. Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, разрушением материаль­ных ценностей, городов и селений. Установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго, частые набеги завое­вателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани - все это создало крайне неблагоприятные условия для восстановления  и даль­нейшего развития экономики и культуры.

Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установле­ния ига было резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс- в феодальную эпоху. Разруше­ние городов, подрыв их экономики постоянной выкачкой средств для выплаты дани в Орду замедлили темпы их развития.

Тяжелый урон понесла культура. Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного произ­водства - основы материальной культуры. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. Многие его памятники были разрушены. На полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия матери­альных средств и мастеров-строителей. Когда оно возобновилось в конце XIII в., оказались утраченными основные виды исполь­зуемых ранее строительных материалов и техники, поэтому так недолговечны были здания, возведенные в это время. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упа­док летописание. Пережили упадок живопись, прикладное искусство и другие области культуры.

Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли ее уничтожить совсем. Культура Руси, возрождавшая­ся на базе прочных культурных традиций, которые были созда­ны в домонгольский период, сохранила свой национальный об­лик, оставаясь европейской по типу и направленности развития. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А. С. Пуш-кин,"татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля". Их влияние было весь­ма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды феодальных верхов. Не обнаружи­вается никаких заимствований у монголо-татар ни в обще­ственной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в ар­хитектуре.

В результате политических событий ХШ - XIV вв. различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в разные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей меж­ду отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло раз­личия в языке и культуре, существовавшие и ранее. Это приве­ло к сложению на основе древнерусской народности трех братс­ких народностей - русской (великорусской), украинской и бе­лорусской. Основу культур этих народностей составили тра­диции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт. Но вместе с тем культура каждой из них по­степенно приобрела свои специфические черты, отражавшие складывавшиеся этнические особенности народа и конкретно-исторические условия его экономического, политического и культурного развития. В дальнейшей своей истории три брат­ские народности не утратили сознания своего единства, осно­ванного на общности происхождения, генетической близости языка и культур.

Формированию русской (великорусской) народности, начав­шемуся в XIV и завершившемуся в XVI в., способствовали воз­никновение общности языка (при сохранении в нем диалектных различий) и культуры, складывание общей государственной тер­ритории. Большую роль в стирании этнических и культурных различий сыграли перемещение масс населения из одних районов в другие, вызванное монголо-татарским нашествием, народная колонизация новых регионов на севере и северо-востоке страны.

Два основных, тесно связанных между собой обстоятельства исторической жизни народа в это время определяли содержание культуры и направление ее развития: борьба с золотоордынским игом и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, со­здание единого государства.

Монголо-татарское нашествие привело к углублению феодаль­ной раздробленности. Этому способствовала политика завоева­телей: поощрение и разжигание междоусобной борьбы русских князей. Дальнейшее феодальное дробление русских земель обо­собляло местные культуры и усиливало в них локальные особен­ности. Однако в любом княжестве были силы,стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, к государственному единству. Их настроения и активная борьба получали отражение в памятниках культуры, которые тем самым выходили далеко за рамки областных явлений и разрушали культурную обособлен­ность феодальных центров. В культуре разобщенных феодальных княжеств наряду с сепаратистскими тенденциями все более отчетливо проявлялись и тенденции объединительные.

Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре и красной нитью проходит через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

Для культуры этого времени характерна также идея нераз­рывной связи Руси XIV - XV вв. с Киевской Русью и Владими-ро-Суздальской Русью. Обращение к славному прошлому своей страны, к традициям и памятникам культуры времен незави­симости, к своей "античности" возбуждало патриотические чув­ства, внушало уверенность в успехе борьбы с иноземными пора­ботителями. Эта тенденция отчетливо проявилась в устном на­родном творчестве, летописании, литературе, в политической мысли, архитектуре.

В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упад­ком в различных сферах культуры, хотя уже с конца XIII в. на­блюдались признаки начавшегося возрождения. Внешние связи русской культуры в это время почти полностью прерваны. Толь­ко Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запа­да, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры.

Эти города, не испытавшие нашествия и погрома, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени и оказали большое влияние на развитие культуры в других русских землях.

Со второй половины XIV в. - второй этап - начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами  хозяй­ственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути ос­вобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее зна­чение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении суще­ственных местных особенностей в культуре идея единства Рус­ской земли становится ведущей.

С конца XIV в. устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами. Оживленный обмен книжными богат­ствами происходил через монастыри Афона и Константинополя, в которых жили русские книжники, занимавшиеся переводами и переписыванием рукописей.

На Русь переселялись выходцы из Балканских стран, подверг­шихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выда­ющуюся роль в развитии русской культуры: митрополит Кип-риан, Григорий Цамблак, Пахомий Логофет. Южнославянское влияние на русскую культуру заметно проявилось в литературе и в искусстве.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!