Культура эпохи Абсолютизма

25 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

XVII в. - эпоха зарождения, становления рационализма. В социально-политической жизни наблюдается заметное усиление феодального строя, принимавшей форму абсолютной монархии. Очень часто XVII век называют эпохой абсолютизма. Одновременно набирает силу тенденция утверждения капиталистических отношений. Об этом красноречиво свидетельствует история Англии XVII века. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой, а после 1689 года произошла реставрация вновь монархии. В это время рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного субъекта - "третьего сословия" и его выдающихся идеологов.

XVII в. стал временем формирования национальных культур. Италия уступает ведущую роль Франции, которая с середины XVII века и до середины ХХ столетия стала законодательницей в области развития культуры и искусства.

Одновременно уже прорисовываются контуры единой мировой культуры. Если ранее ведущие позиции в развитии культуры занимал Восток, то постепенно Западная Европа начинает играть ключевую роль в культурных процессах.

Наряду с оформлением национальных культур внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс ее дифференциации, результатом которой становится все более обособленными и самостоятельными каждая из областей культуры. Тенденция обособления каждой из областей культуры наиболее благоприятно отразилась в области науки.

XVII столетие – век науки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и тесном единстве с философией, религией и искусством. Наука все более обособляется и в ней формируется фигура ученого в его современном виде. Если в XVI веке таковым был Н.Коперник, то такие ученые существуют во множестве – Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон, Р.Бойль. Наука не только становится самостоятельным явлением в культуре, но и в ней происходит настоящая революция. В математике ее осуществили Г.Галилей, Р.Декарт, Б.Паскаль, И.Ньтон. В астрономии – И.Кеплер, в биологии – У.Гервей, в химии – Р.Бойль.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса. В это время были изобретены важнейшие технические изобретения: телескоп, микроскоп, ртутный барометр, часы с маятником и т.д.

Мироощущения, миросозерцание эпохи Декарта и Спинозы, Ньютона и Лейбница, Рембранта и Рубена, Мильтона и Мольера - в целом было оптимистическое, не отвергающее, а принимающее мир во всем его многообразии, проникнутое верой в возможность его разумного переустройства и совершенствования. Поэтому человек XVII в. - это искатель, естествоиспытатель, экспериментатор, который ставил себя в совершенно иное отношение к окружающему миру, чем античный мудрец - философии средневековый "чернокнижник", для которого наука выступала как носитель и выразитель в духовном мире человека, в его куль­туре объективного, общезначимого содержания, равнообязательного для всех. С позиций анализа ментальности человека XVII в. следовало бы рассматривать все явления культурной жизни абсолютистского века.

В эпоху Ренессанса основными заказчиками были всевозможные знатные вельможи, а центрами культурной жизни – города и провинции, в условиях Нового времени основным заказчиком становится королевский двор, а центром культурной жизни – королевские дворцы.

Аристократическая культура XVII – первой половины XVIII в. лишена демократического содержания, она поистине «страшно далека от народа» и ничего просветительского, ни даже просвещенного в ней нет. Блестящие умы эпохи – Т.Гоббс, И.Лейбниц, И.Ньютон, несколько позднее – Ш.Монтескье, не были приближены ко двору и творили как бы сами по себе, сообразуясь с потребностями времени, а не власти. С другой стороны, в это же время центрами художественной культурной жизни становятся прежде не очень заметные Нидерланды и Испания – государства, еще недавно составлявшие одно целое, а теперь, после национально-освободительной Нидерладской революции, жившие как будто бы в разных временах.

С конца XVI века в архитектуре и искусстве большинства западноевропейских стран оформляется барокко. В этом стиле нашло свое воплощение драматическая сложность и вечная изменчивость жизни. Грандиозность, пышность, интенсивность чувств, пристрастие к эффективной зрелищности нашли полное воплощение в барокко. В архитектуре главное место занимают городские ансамбли, дворцы и церкви. Изысканность и живописность построек этого времени придают причудливые формы фасадов и беспокойная игра светотени. Сложные очертания зданий как бы вливаются в пространство, сообщая выразительность и динамизм. Барокко часто называют искусством иллюзий. В скульптуре и живописи свойственны неожиданные оптические эффекты. В живописи реальность сочетаются с фантазией, религиозный мистицизм с подчеркнутой чувственностью, экспрессия и динамизм. Стиль барокко доминировал на протяжении XVII века. В начале XVIII века сосуществовал с рококо. С 1770-х годов на смену барокко пришел классицизм.

Классицизм сложился в XVII веке. Одним из важнейших черт было обращение к формам античного искусства. Классицизм, господствовавший в Европе на протяжении почти двух столетий, провозглашал нормативное искусство, идеальные образцы которого находил в античности. Классицисты чисто механически переносили нормы античной культуры в Новое время. Оперируя понятиями гармонии и красоты, они искали их не в жизни, а в наследии прошлого. С исторической точки зрения классицизм был безусловным шагом назад в культурном развитии общества, а идеологический его концентрат был направлен на оправдание и возвышение иерархического устройства общества, венчаемого просвещенным монархом.

Теоретические установки классицистов поражали своим догматизмом и неуступчивостью. Каноны фактически ограничивали художника по всем статьям. В искусстве жанры разделялись на высокие и низкие, слог на возвышенный и простонародный. Представители классицизма, обряжая героев Нового времени в античную тогу, отвращали взор художника от реальности, от подлинных коллизий времени. Мастера рассматривали свои произведения как плод разума и логики, возвышающихся над хаосом и текучестью жизни. В архитектуре логичность и ясность форм. Главную роль играет ордер, оттеняющий общую структуру произведения. Со второй половины XVII века классицизм вбирает в себя пространственный размах барокко. Живопись классицизма отличается возвышенным философским содержанием. На картинах четко представлены пространственные планы, линии и предметы. Отличительной стороной стали линия и светотень.

Классицизм XVII – начала XIX веков испытал влияние идей  просвещения. В архитектуре наряде, со стремлением к простоте, воздвигаются изысканные сооружения. В изобразительном искусстве позднего классицизма – ампира, гармонично сочетались гражданский пафос и мужественный драматизм и лиричность. В классицизме XVIII века больше археологической точности, чем в предшественнике, больше изящества, выдумки и разнообразия, но также чувствуется недостаток весомости и силы. Классицизм XVIII века отбрасывает в некоторых случаях один из основных признаков стиля – античные классические формы и в самой своей основе не был чужд романтизму. Возникает искушение считать «второй» классицизм переработанным изданием «первого», поскольку можно проследить, как один классицизм переходил в другой даже в творчестве архитекторов, например семьи Блонделей. Классицизм XVIII в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существовавшим стилям вообще. Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер.

Большинство творений, созданных по законам классицизма – «заорганизованного» искусства, совершенно устарели и могут восприниматься лишь как пародия на античность. Пейзажи Н.Пуссена насквозь условны, вненациональны, безжизненны, в его картинах совершенно нет воздуха, в его лес невозможно войти, а его муляжных героев нельзя оживить, хотя формально все признаки красивого, гармоничного, композиционно выверенного искусства – налицо.

Мода в одежде XVIII века постепенно воспринимает античные мотивы. «Общество любителей античности» с центром в Лондоне, основанное в 1732 году, пропагандировало «греческий вкус и римский дух», на различные торжества его представители одевались в античном духе.

Бесспорны достижения классицистов в садово-парковой архитектуре и скульптуре, в искусстве создавать дворцовые сады. Здесь подражание античности оказалось очень уместным и до сих пор выражение «сады Версаля» означает высшую степень совершенства. В то же время нельзя не отметить, что для строительства регулярных, т.е. опять-таки нормативных, искусственно сконструированных парков и садов, вырубались естественные леса, искусственно разрушался природный ландшафт. Парковое пространство должно было быть разумно разбито симметричными аллеями, украшено скульптурами и соразмерными им архитектурными сооружениями, а растения распределены правильном порядке, устроенном рукой человека.

В XVIII – начале XIX вв. центром классицизма стал Рим. Произведения отличались благородством форм и совершенством образов. К концу первой трети XIX века ведущая роль классицизма сходит на нет. Его художественная традиция оживает в конце XIX- начале XX веков.

В завершение рассмотрения вопроса необходимо отметь, что характеризуя XVII век в целом, и культуру эпохи абсолютизма в частности, следует указать, что в основе своей ему характерна жизнеутверждающая, гуманистическая доминанта, которая была унаследована от предшествующего времени - от эпохи Ренессанса, от великих идеалов Возрождения (XIV –XVI вв.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!