Культура Древнего Рима

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

До сих пор широко распространено представление о том, что древнеримская культура не является самобытной, ибо римляне пытались подражать образцам классической греческой культуры и практически не создавая ничего своего.

Однако новейшие исследования показывают самобытный характер культуры Древнего Рима. Она представляет собой определенное единство, возникшее в результате сочетания оригинального с заимствованными культурными инновациями.

Древняя Греция и Рим развивались на базе античной гражданской общины и общих ценностях: значимости и единства гражданской общины; верховенства власти народа; идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями. Большую роль играло отсутствие жреческой касты. Активное участие в политической жизни свободных граждан, политическое противоборство лидеров различ­ных направлений, стремившихся заручиться поддержкой народного собрания, открытые судебные процессы, стимулировали развитие ораторского искусства, умения убеждать, способствовали отточен­ности логической аргументации, определяли методы философии и на­уки.

Рим во многом отличался от греческого. С самого начала своего существования Рим вел постоянные  войны  со своими  соседями,  что  в  значительной  мере  определило  и его организацию,  весь строй жизни и историю. В центре мифологии римлян, в отличие от культа богов и полубогов греками, был героический победоносный народ. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить,  выказывая тем самым  свое  особое  расположение  к римскому народу.

Железная воинская дисциплина требовала воинских добродетелей   -   мужества, верности, стойкости.   Такие   добродетели требовались не только для войны,  но и  для  мирной  жизни,  для исполнения долга хорошего гражданина.

Особую роль играло право в жизни общества. Тесная  связь  религии  с правом,  с  политической борьбой,  с одной стороны,  повышала ее значение  в  жизни  общества,  с  другой  -  способствовала   ее формализации.

Не удивительно, что здесь мы сталкиваемся с интересным феноменом - если греческое искусство и литература благополучно были "пересажены" на римскую почву, то греческая математика и логика на ней не прижились.

На протяжении нескольких веков Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин - от гражданина к подданному с его сильным чувством порядка. Для гражданина характерны были непосредственные связи в системе община - гражданин, т.е. связи соучастия. Весьма большое значение имело то обстоятельство, что в Риме имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз - размер имущества и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии, его права и обязанности. Так, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать занять высокие должности, это было доступно только лицам с высоким цензом.

Представляет интерес римский идеал республики, к которому был близок Рим в эпоху от окончательной победы плебса до середины I в. до н.э. Наиболее полную, хотя и приукрашенную, его характеристику дал историк Полибий. Он подчеркивает совершенство политического строя Рима, его "смешанное устройство", соединяющее элементы монархии (власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право народного собрания принимать   законы,   решать  вопросы  войны  и  мира,  выбирать магистраты,  карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль всех этих институтов, согласованность их институтов, их зависимость друг от друга придают всему строю исключительную прочность и способность завоевывать другие народы и ими править.

Римская империя впитала в себя многие культурные и технические достижения покоренных народов, ассимилировала, сохранила их и придала им статус универсальности. Переход от гражданина к подданному обусловил и соответствующую эволюцию системы ценностей, в которой произошло своеобразное смешение исконно римских ценностей с новыми ценностями, ориентированными на психологию подданного.

Вместе с социальной историей Древнего Рима происходила эволюция его религии от древнейшей общинной религии, в которой не было антропоморфных богов (их представляли в виде неопределенных сил), до христианства.

Велико в древнеримской культуре значение права, изучение, комментирование и разработка которого считалась делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим; наиболее известным примером  может  служить  Цицерон.  В  течение  многих столетий  римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни;  римское право стало  образцом  для  последующих законотворцев,  легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.

Забота общины о хорошей обработке земли сказывалась и на особом строе римской фамилии. Ее особенность, как известно, состояла в исключительном праве отца на все принадлежавшие фамилии ресурсы: недвижимое и движимое имущество и находящихся под его властью людей - жену, сыновей с их женами и детьми, рабов. Он произвольно мог распоряжаться их рабочей силой, мог их сдать в наем, продать, покарать вплоть до предания смерти, хотя обычай требовал в таких случаях семейного суда. Обычно полагают, что такая власть отца над всеми ресурсами фамилии  обеспечивала  наиболее  эффективную  обработку  земли в трудных для земледелия условиях Древнего Рима.

По мере углубления классовых противоречий равенство римских граждан перед законом исчезало в связи с социальной дифференциацией. Суд перестал быть публичным зрелищем. Право все более усложнялось, что привело к его систематизации.

Римская наука не являлась господствующей силой в обществе в силу особенностей существовавшей культуры, не было и социального института ученых и групп узких специалистов.

Практические науки ближе к действительности и диктуются необходимостью: это медицина, земледелие, строительное и военное дело, искусство мореплавания, право и прочие жизненно важные области знания. Занятия этими науками традиционно считались достойными <благородного> человека и включали знание грамматики, риторики, диалектики, арифметики, астрономии, геометрии и музы­ки. Предметы эти входили в круг греческого образования и воспи­тания, а также были основой всякого практического знания на про­тяжении всей античной истории.

В римской философии имелись все философские школы античности - платонизм, стоицизм, пифагореизм, скептицизм, эпикуреизм и др., позволявшие древним римлянам осмыслить свое положение в мире. В эпоху Республики римская культура становится двуязычной - высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, что считается признаком образованности и хорошим тоном; в то же время благодаря деятельности ученых-филологов латинский язык вырабатывает категориальный аппарат, способный передать все тонкости и сложности эллинистической культурной и научной традиции. Поэтому и наука в Римской империи становится разноязычной (Апулей писал по латыни, а Марк Аврелий и Элиан - по-гречески). К тому же римская наука была разнонаправленной: теоретическое наследие являлось привилегией иноземцев. Практические знания и опыт: римское гражданское строительство, римская санитария и гигиена и пр. - составляли гордость Рима.

На римское искусство оказывают влияние и различные народы - германцы, галлы, кельты и др., входившие в состав многонациональной Римской империи. Римское искусство - продолжение греческого, поэтому благодаря преклонению римлян перед греческим искусством в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики. От этрусков римское искусство получило свое основное наследство.

Римская архитектура взяла многое у этрусской - круглую фор­му плана и арки, которая была характерной для городских ворот этрусских городов. Арку римляне превратили в триумфальный пор­тал, через который проходил победитель. Такая форма, как конс­трукция свода, сохранилась и в новой европейской архитектуре.

Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т.д., которые и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

В области скульптуры римляне - также последователи этрусков. Они заимствуют обычай создавать надгробные маски и портреты на саркофагах умерших, и из этих надгробных масок широко развился римский портрет на основе реалистического отражения действительности. Римский скульптор не создавал идеализированное изображение в портрете, а изображал конкретные личности с подчеркиванием портретного сходства. Римская скульптура не создавала обобщенных образов атлетов, как было принято у греков. Вообще обнаженное тело редко встречается у римлян, а если и встречается, то всегда словно с какими-то "оправданиями". Римская монументальная скульптура создает статуи, облаченные в тогу, занятые серьезно своей работой.

Римский живописец стремится отразить окружающую природу и расположить фигуры в пространстве. Он не достигает реалистического отражения действительности, но создает определенные иллюзии ее, подчеркивает внутреннее пространство линеарно, хотя и без достижения перспективы (которая появляется гораздо позже). Все это дает римской живописи определенное преимущество перед греческой.

Прекрасна и римская поэзия, золотой век которой наступил в эпоху Августа. Одним из знаменитых поэтов является Вергилий Марон, создавший поэмы "Георгики", "Энеида" и "Пастушеские песни". В творчестве Горация Флакка латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, особенно Ллкея, он создал несколько од. В них он прославлял личность и деятельность Августа, римское оружие, а также радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа. Выдающимся поэтом "золотого века" был Овидий Назон, написавший множество стихов о любви. Своеобразной инструкцией влюбленным о том, как добиться любви, явилась его поэма "Искусство любви", которая вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах Овидия пародию на его законодательство об укреплении семейной жизни римской знати и выславшего поэта за пределы империи. И в последующем римская поэзия и проза Ювенала, Апулея, Сенеки и др. получают широкое распространение.

В Древнем Риме осуществлялись, если употребить современную терминологию, программы массового воздействия на население, они обходились дорого, однако эффект был огромным. К ним относились гладиаторские бои и "боевые программы": "Иногда арену наполняли водой,  превращая ее, таким образом, в навмахию: в  воду  напускали  рыб  и  разных  морских  чудовищ;  здесь  же устраивали морские битвы,  например, Саламинскую между афинянами и персами или сражение коринфян с корцирянами.  В 46 г.  до н.э. устроена  была  битва  между  сирийским  и египетским флотами на озере, которое Цезарь нарочно велел выкопать на Марсовом поле; в битве участвовали 2000 гребцов и 1000 матросов.

Подобное же сражение было устроено Августом во 2 г. н.э. на искусственном озере по ту сторону Тибра. Число участвовавших доходило до 3000. Но все эти игры затмило большое морское сражение, которое было устроено в царствование Клавдия на Фуцинском озере. Здесь друг против друга выступало два флота - сицилийский и родосский, причем с обеих сторон сражалось 19 000 человек" (П. Гиро).

Принцип "хлеба и зрелищ", характерный для образа жизни Древнего Рима, имел мировоззренческое значение и нес в аудиторию морально-политическую   информацию.   Зрелища   служили   весьма эффективным   средством   укрепления   власти,   будь   это         в республиканском  или  императорском  Риме.

Полис соответствовал весьма ограниченному уровню общественного бо­гатства. Значительное историческое развитие не могло вместиться в такую общественную форму. разлагало ее, ввергало периодически в жесточайшие кризисы, порождало войны, вызывало к жизни чудеса патриотизма или злодейства, самоотверженность и алчность, подви­ги и преступления. Легионер, отшагавший тысячи миль, повидавший десятки городов и стран, награбивший кучу золота, добивался от полководца одного и того же - демобилизоваться пока жив, получить надел, осесть на землю, влиться в местную общину, зажить так, как жили прадеды. И какие бы разные страны ни покоряла ар­мия императоров, демобилизованные ветераны основывали свои горо­да всегда те же, в Африке или в Бретани, с теми же магистралями  - север-юг и восток-запад, с тем же форумом, храмом и базиликой у их скрещения, с той же системой управления, копировавшей еди­ный для всех, неподвластный временам эталон - систему управления города Рима. За мельканием жизненных перемен действительно ощу­щались глубинные и неподвижные пласты бытия. Понятно, что,     хотя   Рим   превратился   из   небольшого города-государства в гигантскую империю, его народ сохранил старые церемонии и обычаи почти неизменными. В свете этого не вызывает удивления то массовое раздражение, которое вызвала эпатирующая демонстрация богатства, заключенная в использовании некоторыми римлянами лектик (носилок). Оно коренится не столько в политике или идеологии, сколько в тех сокровенных, но непререкаемо живых слоях общественного сознания, где вековой и на поверхности изжитый исторический опыт города отлился и формы повседневного поведения, в безотчетные вкусы и антипатии, в традиции быта. В конце республики и в 1 в. н.э. в Риме обращались фантастические суммы денег. Император Вителлиг. за год "проел" 900 млн. сестерциев, временщик Нерона и Клавдиег Вибий Крисп был богаче императора Августа. Деньги были главной жизненной ценностью. Но общее представление о нравственном и должном по-прежнему коренилось в натурально-общинных формах жизни, и денежное богатство было желанным, но в то же время и каким-то нечистым, постыдным. Жена Августа Ливия сама пряла шерсть в атрии императорского дворца, принцессы проводили законы против роскоши, Веспасиан экономил по грошу, Плиний славил древ­нюю бережливость, и восемь сирийцев-лектикариев, из которых каж­дый должен был стоить не меньше полумиллиона сестерциев, оскорб­ляли заложенные в незапамятные времена, но понятные каждому представления о приличном и допустимом.

Дело не только в богатстве. Свободнорожденный римский гражданин проводил большую часть своего времени в толпе, заполнившей Форум, базилики, термы, собравшейся в амфитеатре или цирке, сбежавшейся на религиозную церемонию, разместившейся за столами во время коллективной трапезы. Такое пребывание в толпе не  было  внешним  и  вынужденным  неудобством,  напротив,   оно ощущалось   как   ценность,  как  источник  острой  коллективной положительной  эмоции,  ибо  гальванизировало  чувство  общинной солидарности  и  равенства,  почти  уже  исчезнувшие из реальных общественных отношений,  оскорбляемое ежедневно и  ежечасно,  но  гнездившееся в самом корне римской жизни, упорно не исчезавшее и тем более властно  требовавшее  компенсаторного  удовлетворения.

Сухой и злобный Катан Старший таял душой во время коллективных трапез религиозной коллегии; Август, дабы повысить свою популярность, возродил собрания, церемонии и совместные трапезы жителей городских кварталов; сельский культ "доброй межи", объединявший на несколько дней января, в перерыве между полевыми трудами, соседей, рабов и хозяев, выстоял и сохранился на протяжении всей ранней империи; цирковые игры и массовые зрелища рассматривались как часть res publica (народного дела) и регулировались должностными лицами. Попытки выделиться из толпы и встать над ней оскорбляли это архаическое и непреходящее чувство римского, полисного, гражданского равенства, ассоциировалось с нравами восточных деспотий. Ненависть Ювенала, Марциала, их соотечественников н современников к выскочкам, богачам, гордецам, плывущим в открытых лектиках над головами сограждан, взирая на них "с высоты своих мягких подушек", росла отсюда.

В конце V в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Римское культурное наследие придало форму и было воплощено в мышлении, языках и учреждениях Западного мира. Определенное влияние древнеримской культуры просматривается как в классической архитектуре общественных зданий, так и в научной номенклатуре, сконструированной из корней латинского языка; многие ее элементы трудно вычленить, настолько прочно они вошли в плоть и кровь повседневной культуры, искусства и литературы. Мы уже не говорим о принципах классического римского права, которое лежит в основании правовых систем многих западных государств и католической церкви, построенной на основе римской административной системы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!