Культура Древнего Египта: особенности становления и развития

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные па­мятники Древнего Египта приводят в изумление современного чело­века, которому не так просто понять их смысл и значение. Они представляют собой свидетельство особого мироощущения древних египтян.

Для мировоззрения древних египтян характерен дуализм в понимании мира, сводящем целое к единству и борьбе двух начал: слова воплощают пред­меты и явления - отсюда значение игры слов в историях о сотворе­нии мира, - а речь упорядочивает их. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Почти маниакальная страсть заключать реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы закрепить ее с помощью одной из высших форм вол­шебства - вот основная черта древнеегипетской культуры времен фараонов, объясняющая природу ее удивительных памятников и над­писей. Во времена фараонов деление всего сущего на мужское и женс­кое начало считалось неотъемлемой чертой жизни. Творец создал две божественные четы, олицетворяющие физическое устройство ми­ра: это - воздух и свет-огонь, земля и небо.

Литература отождествляет фараона с Гором - правит он землею так, как бог правит небом, фараон является тем, который находится под покровительством Двух богинь, охраняющих его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Го­ром, а также Гором - победителем бога Сета. Фараон, как наслед­ник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства), облада­ет властью над целым космосом.

Благополучие страны обусловлено наличием фараона. В фараоне "воплощались здоровье и зрелость" народа. Благодаря фараону Еги­пет находился в том счастливом положении, что в любом аспекте, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствует регулярность и порядок.

Теологическое обоснование власти фараона возникает в силу осознания правящей элитой социальных изменений во времени. Возникает проблема сохранения и упрочения существующего об­щественного порядка, преемственности в управлении Древним Егип­том. Древние египтяне признавали всех богов, с незапамятных времен почитавшихся разны­ми местными традициями. Со временем появилась некая божест­венная иерархия. Теперь главное божество любой провинции счита­лось воплощением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра. Ведь, по сути, боги всегда являются воплоще­нием или творением одного, стоящего над всеми Бога, а индивиду­альность каждого из них определяется его ролью в официальных об­рядах и местных религиозных церемониях. Реформа знаменитого фараона - просветителя Эхнато­на, отменившего все культы, кроме поклонения солнечному диску (богу Атону), не имела успеха главным образом потому, что поли­теизм, по сути дела, сформировал не только религиозную терпи­мость древних египтян, но и был неразрывно связан с централизо­ванным бюрократическим государством.

Все люди были здесь равны перед Создателем и, как правило, объ­ясняли свои достижения мудрым выбором фараона. Между государс­твом и отдельной личностью не стояли ни узаконенная аристокра­тия, ни промежуточные инстанции. Человека определяло имя его ро­дителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщи­на обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль "хозяйки дома", исполнение которой и становилось ее основным за­нятием. Египтяне ценили радости семейной жизни, что нашло отра­жение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках.

Правила маат предписывали богатым помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. говорили о мило­сердии и милостыни теми же словами, которые зазвучат позднее из уст потомков Авраама. Они приучали к культуре поведения, сдер­жанности и внешней скромности, к дисциплине.

Фундаментальным принципом древнее­гипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировозз­рение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения. В начале Древнего царства только фараоны могли войти в заг­робный мир, и только гораздо позже это стало доступно всем егип­тянам. Изучение жалких остатков бедных поселений позволяет историкам взглянуть на пов­седневную жизнь древних египтян значительно объективнее, чем об этом говорят гробницы и храмы.

Весьма значительные успехи древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Например, они использовали знание химических характеристик нат­рона для мумификации человеческого тела. Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят кар­бонат натрия, бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат нат­рия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ - в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней. Он вынимал мозг через ноздри. Такие операции требовали точного зна­ния анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновре­менно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было неко­торое развитие десятичной системы счисления. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, двор­цы и скульптурные монументы. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с ци­линдрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Древние египтяне также обла­дали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры - умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму существования науки, которая является особым видом ориентировоч­ной деятельности человека для установления места его и челове­чества во вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллек­туальная элита жрецов облекала специализированное знание в одеж­ды мистики и религии, чтобы сохранить свое господство.

Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накоп­ленные в течение весьма длительного времени систематические наб­людения небесных явлений. Так, в процессе астрономических - наб­людений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точ­ностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце. Аналогично, предсказанные наступления дождей, разливов Нила и других явлений природы толковались как свиде­тельство могущества жрецов, их власти над солнцем, луной, звез­дами и другими элементами природы, возникающей из контакта с со­ответствующими богами. Жрецы применяли специализированные знания для усиления сво­ей власти, убеждали людей, что они являются посредниками между людьми и богами, что подношением даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность богов.

Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитыми агрономией и медициной, искусством и ремеслом. Занятие земледелием тре­бовало предвидения различных явлений природы. Например, земледе­лие в Древнем Египте было тесно связано с разливами Нила, спо­собность их предвидеть влияла на результаты труда египетского земледельца. Предвидеть разливы и отливы Нила могли только жрецы и этого рода знание являлось основой их власти над обществом.

Уже в  раннем  периоде  Древнего  Египта  (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обуслов­лено государственным делопроизводством и наличием крупных хо­зяйств. Развитие письменности диктовалось также потребностью фиксировать разливы Нила, так как организация оросительного дела давала возможность получения прибавочного продукта. Письменность нужна была для учета и контроля произведенного продукта, для распределения этого продукта, поэтому видное место занимает фи­гура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту древнеегипетского общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны.

В Древнем Египте существовал такой специфический институт, как "Дом Жизни" и выполнял следующие функции.

Во-первых, обрабатывали и редактировали теологи­ческие трактаты и все произведения, в большей или меньшей степе­ни касающиеся проблем философии и теории власти. Во-вторых, систематизировались, хранились так называемые "магические" книги, содержащие сведения из медицины, содержащие наряду с магичес­кими заклинаниями и высоко рациональные и экспериментально подт­вержденные средства лечения, а также теологические концепции древнеегипетских мыслителей. В-третьих, вырабатывались каноны для художников, скульпторов и архитекторов. статуи богов и людей должны были создаваться в соответствии с куль­товыми канонами. В-четвертых, там проводились астрономические и математические исчисления, необходимые для практических целей.

Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства. Раннее изоб­ретение письменности способствовало развитию высокохудожествен­ной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произ­ведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. С древности, прежде всего в связи с культовыми действиями и церемониями, развивались музыка, изобразительное искусство, скульптура и архитектура. В более поздний период развивается религиозная драма и появляется светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте существовали даже труппы бродячих актеров.

У древних египтян,  видимо,  впервые в истории культуры мы находим уже высоко развитое чувство красоты,  прекрасного. Древний египтянин любил красоту в природе, он хотел быть окруженным такой красотой у себя дома и за его стенами. Красота в природе и внешней жизни, запе­чатленная в украшениях, индивидуализировала: в известной степени даже самые обыденные вещи.

В скульптуре преобладало практическое начало - великолепные статуи Древнего царства были сделаны не для украшения рыночной площади, а для того, чтобы быть замурованными в гробницах, где они могли быть полезны для умершего в загробной жизни. Этой же цели служи­ла и настенная живопись в гробницах, и пирамиды. Прекрасное теснейшим образом связано с благом, добром. Художественное мышление египтян с древнейших времен в ре­зультате длительной практики выработало развитую систему кано­нов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон.

Важной и значимой чертой, впер­вые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Сфера духовной жизни цивилизации Древнего Египта была ориентирована на идею бессмертия.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры. Основу современного календаря составляет египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с "жестко закрепленными" да­тами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно "гуляют" по сезонам года). Европейская медицина зиждется на  древнееги­петской. Имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в ка­честве прототипа латинского алфавита.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извеч­ных тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех, взывающих к птицам с просьбой повременить с возвращением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от любимой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и кра­соты и т.п. Многие древнеегипетские религиозные представления восприняты христианством лишь в слегка измененном виде; таковы, например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде. о мучениях и пытках и т.п.

Существенно и то, что греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней культурой Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру. Вполне закономерно, что Александрия стала важнейшим центром эллинистического мира: здесь была создана и функциониро­вала самая большая в древности библиотека; здесь подвизался зна­менитый философ Филон Александрийский и многие другие ученые и мыслители. Здесь же сталкивались и сплетались разнообразные направления и течения человеческой мысли и человеческих эмоций.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!