Культ солнца на римских монетах эпохи Республики

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Культ Солнца является одним из наиболее древних культов, пришедших в Рим извне. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Sol (1, с. 32). Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии-Аузелии были сабинским родом. Тем не менее, в римском календаре присутствовали общественные праздники в честь Солнца, известна также надпись, упоминающая праздник Sol Indiges. Поскольку древнейший период в развитии данного культа досконально проанализирован в работах К. Коха и Е.М.Штаерман, этот вопрос будет обойден нами стороной, тем более, что он выходит за рамки интересующей нас проблемы (2, с. 32-34).
В раннем Риме, таким образом, культ Солнца первоначально существенной роли не играл, будучи родовым культом Аврелиев, но затем стал общественным. В этом нет ничего удивительного, поскольку Солнце почиталось во всех древних обществах как самое яркое небесное светило, несущее тепло и свет всему миру. В связи с этим, на раннем этапе развития монетного дела в Риме солярная тематика встречается достаточно редко и связана главным образом с родовым культом Солнца, который отправляли первые (анонимные) монетарии.
Тем не менее, необходимо отметить, что с Солнцем отождествлялись многие божества. Памятники искусства и эпиграфика засвидетельствовали слияние многих божеств с солнечным культом, или, по крайней мере, заимствование солярных атрибутов. В первую очередь это относится к эллинистическому Востоку. Хорошо известно, что Гелиос отождествлялся с египетским Сераписом (3, с. 495). Есть сообщение античных источников о почитании «Зевса Гелиоса» в Хатре. Храм этого солнечного божества раскопан, известно его местное имя - Шамаш. Культ солнечного божества был распространен в Пальмире, на Родосе. Имеются и другие свидетельства, однако их интерпретация не проста и зависит от общей религиозной ситуации в той или иной области. В некоторых случаях можно думать о различных степенях синкретизма, в других - о калькировании имен греческих божеств именами соответствующих местных божеств. Таким образом, к моменту возникновения, а тем более вступления римского государства в эпоху Республики, в средиземноморье сложилась мощная «солярная традиция».
Естественно, что приходя в соприкосновение с другими народами, Рим не стал исключением и в полной мере впитал солярную символику, что естественно, было зафиксировано монетным материалом. Уже первые серебряные монеты несут на себе тип Аполлона-Солнца с легендой ROMANO и изображением коня, который приносился в жертву Солнцу (4, с. 131). Данный тип наблюдается не только в римской, но и в греческой и боспорской чеканке (в этих регионах Аполлон почитался как бог Солнца). Культ Солнца, как это показал М.Г.Абрамзон, был также тесно связан  с культом Юпитера, что также отражает монетный материал (5, с. 459).
Однако, «классические» монетные типы Солнца появляются несколько позднее, - в конце третьего века до н.э., что было вызвано эллинизацией римской культуры в целом и религии в частности. Именно с Востока шло почитание светил (и прежде всего Солнца - господина космоса), отсюда проникали астрология и культы астральных богов, а также заимствовались многие сюжеты в монетной типологии. В связи с этим, после II Пунической войны замечается повышение интереса в Риме к астрономии и астрологии. Космос и небесные явления становятся более близки римлянам с конца II в. начала I в.до н.э. (6, с. 3). Астрология находит все больше сторонников, что хорошо зафиксировано в литературных источниках и данных эпиграфики. Кроме того, многие монетные типы Суллы, Марка Антония, Октавиана Августа показывают, что астральная символика часто использовалась теми монетариями, предкам которых или им самим довелось воевать на Востоке и познакомиться с эллинистическими политическими и религиозными идеями.
Поскольку популярность солнечного культа заметно выросла, политические деятели Республики в своей чеканке   все   чаще   используют  солярную   символику   и   образы, персонифицирующие светило, избранное ими в свои покровители.
Иконография Солнца на римских монетах поражает обилием типов. Так, на монетах М. Абурия Гемина (134 г.до н.э.) представлен Соль в квадриге; в чеканке других монетариев мы видим Соль в квадриге поднимается из моря на фоне звезд и Луны, Соль в окружении козерогов, излучающая голова божества. Аполлон в качестве солнечного божества фигурирует на денариях М. Аквилла (108 г. до н.э.), ЛЛукреция Триона (75 г. до н.э.), М. Кордия Руфа, Л.Валерия Ацискула (45 г. до н.э.). На монетах Квинта Тиция (90 г. до н.э.) изображался Пегас, связанный с культом Солнца, распространенным в этом сабинском роде (22, №341,1); на монетах рода Манлиев представлен Соль, мчащийся в квадриге по небу, справа и слева – звезды; Аквиллий Флор (18 г. до н.э.) чеканит монеты с головой Соль в честь победы своего предка Марка Аквиллия над Аристоником в 129 г.до н.э. Вновь появляется Солнце в на монетах Антония в восточной чеканки 38 г.до н.э., причем голова Солнца явно имеет портретные черты последнего (7, с. №533,2). Вполне вероятно, что тип с головой Солнца на монетах  Антония связан с влиянием эллинистических идей божественности царской власти, власти правителя. Интересно и изображение в фас головы Солнца в лучевой короне, которое украшает денарии Муссидия Лонга (42 г.до н.э.), выпущенные вероятно в честь победы Октавиана и Антония над республиканцами в битве при Филиппах (8,  №494).
Эпоху Империи в истории римского государства смело можно назвать эпохой «божественного Солнца», поскольку именно в это время культы солнечных божеств начинают занимать ведущее место. И первый шаг в этом направлении осуществил Октавиан Август. Август был суеверным человеком и отдавал должное солярным и астральным культам, хотя не одобрял восточных верований. Не случайно на монетах Августа появляется Солнце и созвездие Козерога, под знаком которого он родился (9, 94.12). Эти изображения были связаны с пропагандой идей вечности и «золотого века». Олицетворенное Солнце фигурировало еще раньше в чеканке Муссидия Лонга, поэтому и у того, и у другого изображения Солнца на монетах не выходили за рамки греко-римской религии (10, №494). Противник Августа – Антоний - пытался соединить восточные мотивы и традиционные формы греко-римской религии. Отдавая дань солярным культам, Антоний помещает на своих монетах изображение олицетворенного Солнца (11, с. №533,2). Можно также сказать, что в какой-то мере Август принял программу Цицерона в области религиозной политики, который упоминает о вечном движении на небе душ выдающихся людей и таком же движении Солнца как разума мира. Солнце и другие небесные светила влияют на судьбы людей, судьбу императора и связаны с его культом.
Начиная с эпохи Августа, Солнце все больше и больше связывается с государственной властью в Риме, и личностью императора, в частности, что символизирует качественно новый этап в развитии данного культа в римской религии.
Таким образом, в эпоху Августа в изобилии появляются изображения Солнца, отчеканенные на монетах Рима, Африки, Азии и других римских провинциях (12, №774, 778, 782; 25.I.38).
Рассмотренные выше монетные типы с изображением Солнца отражают проникновение и распространение в римской религии этого эллинистического культа. Монеты позволяют выявить сферы распространения данного культа, его место и роль в римской религии и обществе.
Литература
1.Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. – М.: Просвещение, 1987.
2.Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. – М.: Просвещение, 1987.
3.Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М.: Большая советская энциклопедия, 1998. – 736 с.
4.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974.
5.Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики  Римской Империи. – М.: РАН ин-т археол., 1995.
6.Марк Манилий Астрономика (Наука о гороскопах) / Пер. Е.М.Штаерман. – М.: Изд-во МГУ, 1993.
7.Grant M. Roman Imperial money. – Edinburgh, 1954.
8.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974.
9.Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. М.Л.Гаспарова. – СПб.: Кристалл, 1999.
10.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974.
11.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974.
12.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!