Культ Исиды в Риме по данным нумизматики ( I век до н.э. — начало III века н.э.)

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

          В монетной типологии Древнего Рима имеется относительно небольшая группа типов, отражающих проникновение в римскую религию одного из наиболее популярных в эллинистическую эпоху египетских культов – культа Исиды, а также тесно связанных с ним культов Сераписа и Гарпократа (Гора). Нумизматические данные помогают определить не только время проникновения вышеназванных культов в Рим, но и охарактеризовать изменения, произошедшие в этих культах после проникновения в римскую религию. Это немаловажно, поскольку другие виды исторических источников не достаточно полно отражают процессы, происходившие в том или ином культе. Кроме того, нумизматические данные позволяют провести точную датировку «официального» признания культа Исиды римскими властями, не говоря уже о выявлении отношения того или иного римского императора к этому египетскому культу.
Тем не менее, монеты, отражающие явления подобного рода, необходимо рассматривать в совокупности с  литературными памятниками эпохи, данными архитектуры и искусства, включая анализ эпиграфического материала. Только при помощи комплексного использования всех вышеперечисленных источников можно получить наиболее полную картину проникновения и функционирования культа Исиды в римской религии.
К сожалению, нумизматические источники не позволяют определить точное время проникновения культа Исиды в Рим (этого, однако нельзя сказать о культах Юпитера Аммона, Таннит и некоторых других), поскольку этот процесс не был одномоментен и протекал различными путями. Тем не менее, за отправную точку этого процесса необходимо принять вторую четверть III века до н.э., точнее - время непосредственно после 273 года до н.э., когда Птолемей II Филадельф отправил посольство в римский Сенат.
Не известно, какой характер носил договор между государствами, положения какого рода были в него включены, важно то, что именно с этого времени между Египтом и Римом были установлены достаточно прочные «коммерческие» связи. Поскольку только после победы над Пирром и покорения греческих полисов на побережье Южной Италии, Рим стал интересовать Египет, как торговый партнер.  Египет нуждался в сере и строевом лесе из Италии, для Рима же Египет стал настоящей житницей, поскольку город постоянно чувствовал нехватку зерна. Эта «хлебная» магистраль, как совершенно верно было замечено Р.Витт, связала не только пристани этих двух государств, но и их богов.
Таким образом, основным способом проникновения культа Исиды и сопутствующих ей культов была «торговая экспансия». В конце IV –  начале III века до н.э. был построен храм Исиде в Пирее, известны также в этот период культовые постройки Исиды на острове Делос, в Тифорее, Кенхрее, Ольвии, Тире, Истрии.  В Италии культ Исиды начинает активно распространяться со второй половины III – первой половины II века до н.э. Храмы Исиды и сопутствующих ей богов возникают в это время в Помпеях, Беневенте, Путеолах, Остии и, наконец, в самом Риме. Купцы, привозившие в Италию и непосредственно в Рим зерно и другие товары, также несли с собой поклонение Исиде (возможно, существовала определенного рода миссионерская деятельность, которая, однако, была широко распространена только на зависимых от Птолемеев территориях).
Быстрому проникновению культа Исиды в пантеоны торговых городов Центральной и Южной Италии в немалой степени способствовало отождествление Исиды (в одной из ее ипостасей, как покровительницы плодородия, научившей людей жать и растирать зерно) с греческой Деметрой и италийской Церерой. Не удивительно, Что именно в этой функции ( как покровительница сельского хозяйства, а также дикой природы) Исида имела определенную связь с культами Сильвана и Ларов – божеств со схожими функциями.
Большую роль сыграло и покровительство Исиды мореплаванию, приписываемая ей власть, как богини неба, над ветрами, морской стихией ( через связь с Сераписом ), что, по-видимому, придавало этой богине огромный вес в глазах людей связанных с мореплаванием.
На протяжении II – I веков до н.э. происходит дальнейшее распространение культа Исиды в Италии, почитание этой богини находит своих  приверженцев в самом Риме. В начале I века до н.э., в эпоху диктатуры Суллы, наряду с уже существующим в городе святилищем богине, была организована коллегия  ее почитателей – пастофоров.
Тем не менее, в эпоху Республики данный египетский культ воспринимался римлянами, как нечто чуждое их богам и культуре. Об этом свидетельствуют неоднократные  разрушения  алтарей,  статуй  и  храмов богини в  Риме.  Так,  например,  в 58 г. до н.э. все посвященные Исиде алтари, стоящие на Капитолии, были разрушены по приказу консула Авла Габиния.   Однако уже через три года, в 55 году до н.э. изображение богини ( ISIS PANTHEA ) появилось на денарии курульного эдила  A. Plavtius.   В 50-е годы до н.э. под руководством консула  L. Aemilius Paulus, лично вбившего топор в дверь святилища, был разрушен посвященный Исиде храм. Культ этой богини подвергался гонениям в Риме и в последствии; так  Октавиан Август запретил нахождение святилищ египетских богов (  Исиды и Сераписа в частности ) внутри городских стен Рима, а император Тиберий повелел разрушить храм Исиды и бросить изображение богини  Тибр. Однако подобные меры, как правило, должного результата не имели, и распространение культа Исиды продолжалось.
Эпоха империи стала   настоящим триумфом египетских культов на римской земле. В первом веке нашей эры почитание Исиды и Сераписа распространилось по всем уголкам империи. Культ Исиды был популярен в таких провинциях, как Дакия, Паннония, Мезия, Фракия и т.д.  Как правило подобная “миграция” культов проходила вдоль торговых путей. Так, например, культ Исиды был широко распространен в городах Паннонии, лежащих вдоль так называемого  “янтарного пути “, протянувшегося от Аквилеи до прибалтийских земель.  Культовым центром Исиды в этой провинции была Савария, понтификом этого города был Т. Барбий Валент, являвшийся владельцем богатого торгового дома и главой общины почитателей Исиды. Отпущенники и рабы которого, в качестве торговых представителей дома разъезжавшие по всем дунайским провинциям, вполне могли быть распространителями этого египетского культа.
В первом веке нашей эры культы Исиды и Сераписа занимают прочное место в римском пантеоне и получают признание практически во всех слоях римского общества. Данные культы уже не воспринимаются как чуждые римскому обществу, порядку, богам; поскольку по своей сути уже не являлись восточными. Культ Исиды ( не говоря уже о культе Сераписа ) значительно эллинизировался и именно поэтому смог удачно интегрироваться в римскую религию.
Этот процесс и отражают монеты императорского Рима, на которых в изобилии появляются египетские божества, и Серапис с Исидой в частности. Монетные типы с изображениями Исиды и Сераписа, отдельными сценами и проявлениями их культа можно с достаточной долей условности разделить на следующие группы:
1. изображения культовых построек ( алтари и храмы ), в определенных случаях  сопровождающие изображение того или иного божества. Данная группа монет частично отображает религиозную политику императоров, во многом проявлявшуюся в строительстве и реставрации храмов, алтарей и иных культовых построек;
2. «имперская» группа. Монеты данной группы носят изображения божеств, представленных в качестве покровителей императора и императорской семьи, покровителя-поводника императорской политики. В эту группу входят изображения божеств в разнообразных культовых сценах, зачастую даже с участием императора;
3. «атрибутивная» группа типов включает в себя изображения божеств, сопровождаемых определенным набором атрибутов, в типичных только им позах, сценах, которые соответствовали определенным представлениям о них ( как покровителей городов, каких-либо мест, видов деятельности и т. д. ).
Анализ монетных типов входящих в вышеперечисленные группы позволит более полно рассмотреть функционирование культов Исиды и Сераписа в римской религии эпохи Империи.
Несмотря на то, что первые имперские монеты, носящие изображения Исиды и Сераписа появляются в период правления Нерона, Гальбы, Отона, Вителлия, первым, кто официально признал культы этих божеств, был Гай Калигула.  Мистерии, с которыми Калигула тесно связал обожествление императора, по своей сути принадлежали к мистериям описываемых нами египетских культов. Калигулой же на Палатинском холме был построен дворец в честь Исиды – Aula Isiaca.
Впервые же изображения Исиды на монетах императорского Рима появляются в провинциальной чеканке Египта ( Александрия ) при Гальбе ( 68 – 69гг. н.э. ). На лицевой стороне бронзовой монеты, отчеканенной в Александрии, изображена украшенная лавром голова императора; на оборотной – бюст Исиды (вправо).  Буквально уже в следующем году, при императоре Вителлии, в Александрии на реверсе тетрадрахмы появляется бюст Сераписа (вправо).   В описываемое нами время подобные изображения будут присутствовать в провинциальной чеканке Александрии постоянно, поэтому мы будем обращаться к ней только при появлении наиболее интересных и информативных типов.
Чеканка Флавиев отражает общий интерес этой династии к египетским культам. Кроме александрийской чеканки, в эпоху Флавиев изображения Исиды и сопутствующих ей божеств появляются и в имперской, общегосударственной чеканке. Большой интерес представляет сестерций, выпущенный в Лугдуне (Галлия) в 72 году н.э., на реверсе которого изображен  Iseum Campense с четырьмя колоннами, полукруглым фронтоном и подиумом с пятью ступенями.   Монета была выпущена после посещения Веспасианом Александрии ( конец зимы – весна 70 г. н.э. ), где император близко познакомился с культом Сераписа и Исиды; посетил святилище Сераписа с целью распросить оракул этого божества о судьбах империи, и даже совершил  «чудесное» исцеление двух калек.
Монеты относящиеся к правлению сына Веспасиана – Тита не несут на себе каких-либо изображений Исиды или Сераписа, несмотря на то, что Тит лично приобщился к культовым мистериям этих египетских богов, поскольку участвовал в церемонии освящения быка Аписа в Мемфисе – культовом центре Птаха и Аписа. Церемония проходила в Апейоне, недалеко от храма Птаха; в обряде освящения кроме императора принимал участие жрец, носивший маску божества, вобравшего в себя черты «Божественного теленка» (Аписа), мужа Исиды – Осириса и Сераписа.
На монетах Домициана также появляется изображение культовых построек, посвященных Исиде и Серапису. На реверсах денариев, выпущенных в Риме ( 94 – 96 гг. н.э. ), находим  изображение храма с четырьмя колоннами и подиумом в три ступени. Между колонн видна статуя Сераписа с polos ( небесный свод ) на голове. Божество сидит на троне, в руках – скипетр и патера, у ног – Цербер. Фронтон храма украшен изображением орла с ветвью в клюве. По углам храма, на крыше, располагаются статуи, а в центре – квадрига.   Появление храма Исиды на монетах Домициана не случайно. Еще в молодости. во время гражданской войны между сторонниками Вителлия и Флавиев, Домициан вместе со своим дядей укрылись на Капитолийском холме ( 18 декабря 69 г. н.э.), но крепость, где они находились, взяли приступом войска Вителлия. Сабин был убит, а Домициану удалось бежать, закутавшись в полотняный плащ служителя Исиды и  смешавшись с толпой  её жрецов.   После прихода к власти ( 81 г. н.э. ) Домициан воздвиг в честь Юпитера Стража огромный храм, полностью был перестроен и расширен храм Исиды в  Campus   Martius в Риме.   В 88 г. н.э. в другом городе империи – Беневенте  - по приказу Домициана был основан ( возможно только реконструирован и расширен ) храм Исиды.  Из этого храма сохранилась фреска, на которой изображены император в египетской одежде и ряд культовых сцен ( фигуры жрецов, лодки Исиды, сфинксы, львы, мистическая циста с украшением в виде полумесяца и священных змей).   В египетской чеканке Домициана повторяются предшествующие типы.
Таким образом, при Флавиях  культ Исиды и Сераписа стал близок императорам, поскольку римские правители открыто им покровительствуют, принимают участие в таинствах этих культов. Интерес Флавиев к египетским культам подтверждается фактом доставки в Рим египетского культового обелиска, который достаточно часто фигурирует в чеканке этой династии.
Большую ценность для понимания эволюции культов Исиды и Сераписа в римской религии представляют монеты Антонинов и, в частности, Адриана, Антонина Пия и Коммода. Провинциальная чеканка Траяна не привносит ничего нового, имперская же – вообще не отражает рассматриваемый культ. Однако известно, что в 113 г. до н.э., перед началом парфянской войны, Траян консультировался с оракульным божеством Гелиополя в Сирии. Божество, у которого он просил помощи, было известно под именем Sol  Invictus и являлось соединением египетского Амон – Ра – Гора – Сераписа, греческого Аполлона – Гелиоса и сирийского Баала.  Кроме того, на одном из барельефов триумфальной арки Траяна в Риме этот император изображен в сопровождении Исиды и Гора.
Несмотря на то, что преемник Траяна – Адриан опирался на старую римскую религию, в его императорской и  провинциальной чеканке во множестве появляются типы с Сераписом, Исидой и Гором (Гарпократом). Прежде всего, поражает богатство провинциальной чеканки. На монетах Александрии находим бюст Сераписа, храм этого божества,  голову Исиды.   Интересна бронзовая монета, отчеканенная в Александрии, на лицевой стороне которой изображен бюст императора, увенчанный лавром, на оборотной – Исида, стоящая вправо, держит в руках наполненный ветром парус.
Легенда – ISIS PHARIA – характеризует богиню как покровительницу портов и гаваней. Надутый ветром парус указывает на другую функцию богини, о которой уже было упомянуто выше, как покровительницы мореплавания, моряков, морских перевозок и путешествий ( ISIS PELAGIA).  В таком же качестве она появляется, например, в чеканке Марка Аврелия, на монетах которого над её головой развевается покрывало – символ попутного ветра, позади богини находится маяк, спереди – корабль с раздутым парусом на мачте.  На эту же функцию Исиды указывает фреска из дома  Acceptus и Euphodia в Помпеях. На фреске изображена Исида–Фортуна с венком на голове, с цветком лотоса на лбу; в левой руке богиня держит  рог изобилия, в правой – корабельный руль, покоящийся на земном шаре.   Корабельный руль, как и парус на монетах Адриана и других императоров, указывает на туже функцию Исиды – покровительницы мореплавания, хозяйки волн.
Кроме покровительницы мореплавания, Исида почиталась в Египте, а потом и в Риме, как покровительница судоходства на Ниле, считалась создательницей реки и орошаемого земледелия, отвечала за её разливы. На эти же функции намекают атрибуты, сопровождающие богиню на фресках в Помпеях и монетах императорской и провинциальной чеканки. На монетах Адриана находим изображение Исиды с цветком лотоса на лбу. Белый лотос ( Nymphae Lotus ) упоминается в египетских мифах о сотворении мира: он возник из первичного ила. Цветок, раскрывавшийся при заходе солнца и смыкавший  лепестки на закате, ставился в связь с богом солнца и являлся символом жизни и плодородия.  По своему значению с этим символом тесно связан другой атрибут Исиды – анх ( crux ansata ) также часто изображавшийся на монетах и фресках. Значение этого символа – «жизнь» ( бессмертие), преодоление телесной смерти. Из-за своей формы, напоминающей ключ, он назывался также «ключ Нила» или «ключ жизни».   До настоящего времени сохранился древний египетский праздник «Ночь капли», связанный с разливами Нила и культом Исиды ( считается, что Нил разливается из-за слез Исиды, плачущей над телом убитого мужа, поэтому другое название праздника – «Слеза Исиды» ).
Таким образом, во II веке н.э. изображения богини на общегосударственной и провинциальной чеканке сопровождается обширным набором атрибутов, которые символизируют различные функции Исиды и указывают на её универсальность ( как, например, изображение земного шара на фресках в Помпеях, а также на некоторых монетах).   В  I – II веках н.э. Исида в свете общей тенденции римской религии к монотеизму приобретает черты универсального божества. Важнейшим эпитетом богини становится  ISIS PANTHEA,   то есть соединяющая в себе черты и функции всех богов. Это превращение отражает эпиграфический материал. В надписи из Фаюма ( время императора Веспасиана ) перечислены имена жрецов-лесонов  Исиды Нефроммиды, названной величайшей богиней. В Сармизегетузе Марк Коминий Квинт построил на свои средства храм «Богине Царице» ( Deae Reginae ), очевидно Исиде. Однако наиболее ярко суть универсализма Исиды описана в надписи с острова Хиос ( II век н.э. ): «Я – Исида, владычица всякой страны, я воспитана Гермесом и вместе с Гермесом изобрела демотические письмена для того, чтобы не все писали одинаковыми буквами. Я положила законы людям и издала законопожения, которых  никто не может изменить. Я старшая дочь Кроноса. Я жена и сестра Осириса. Я ( звезда ), восходящая в созвездии божественного Пса. Я та, которую у женщин называют богиней. Мне построен город Бубастис. Я отделила землю от неба. Я указала пути звездам. Я утвердила порядок движения Солнца и Луны. Я изобрела мореплавание. Я сделала справедливое сильным. Я свела мужчину и женщину …»
Монеты Адриана представляют для нас большую ценность при характеристике культа Исиды еще в ряде случаев. Так, ауреус с типом  ADVENTVI   AVG   ALEXANDRIAE показывает двух великих божеств Египта – Исиду и Сераписа – приветствующих Адриана и Сабину. Серапис стоит с модием на голове, Исида – с лотосом на лбу; в центре – алтарь.  Монета отражает прибытие Адриана и Сабины в Александрию в 118 году. Необходимо отметить, что Александрия удостоилась в правление Адриана максимального количества посещений императора, намного больше любого другого города империи. В Александрии Адриан довольно близко познакомился с таинствами  культов Исиды и Сераписа, во время которых, как утверждали современники, погиб мистической смертью в водах Нила фаворит императора – Антиной. Таким образом, нумизматические данные подтверждают факт сближения императора с культом Исиды и Сераписа. Эти божества считались прямыми покровителями императорской власти и личности самого императора. В свою очередь императоры официально поддерживали эти культы. Так, Адриан, после завоевания Палестины, основал святилище Сераписа на вершине одной из гор в Самарии, возвел храм Исиды в Петрах, в Кирене «за здоровье императора» также был посвящен храм Исиде.   На вилле Адриана в Тибуре были построены копии многих городов империи, включая Канопы, известные своим храмом Сераписа, к которому стекались люди, нуждавшиеся в лечении.
К эпохе правления императора Адриана относится еще один довольно интересный тип. В 125 – 126 гг. н.э. в Александрии был выпущена тетрадрахма, на оборотной стороне которой изображены две стоящие друг напротив друга змеи,  их хвосты поддерживают дубину, изображение сопровождает легенда, сообщающая о десятилетнем юбилее правления Адриана.  Традиционно змеи на этой монете определяются как uraeus (справа) и Agathodaimon ( слева ). Королевская кобра ( uraeus ) определяется некоторыми исследователями как персонификация богини Нижнего Египта – Исиды, слившейся с египетской богиней плодородия Рененутет ( Термутис ) .
Дубина, поддерживаемая хвостами обоих змей, является символом другого египетского божества – Гарпократа ( Гора ) – сына Осириса и Исиды. В эллинистическом и римском мире Гарпократ часто ассоциировался с Гераклом: символом обоих была дубина . Доказательства того, что дубина на данной монете символизирует именно сына Исиды – Гарпократа, находим на другой монете Адриана. На реверсе золотой драхмы, отчеканенной в 134 – 135 гг. н.э. в Александрии, изображен Гарпократ, поднесший указательный палец правой руки ко рту; в левой он держит поднятую дубину.  Agathodaimon ( слева на описываемой нами монете) ни что иное как персонификация бога – покровителя Александрии – Сераписа.  Доказательством этого являются монеты другого императора – Антонина Пия. На оборотной стороне золотой драхмы выпущенной в 154 – 155 гг. в Александрии изображена змея ( вправо ) с головой Сераписа; на голове божества – модий, нижняя часть туловища охватывает кольцом колосья пшеницы.
Чеканка Антонина Пия, Коммода, Каракаллы в целом продолжают общую линию типов Адриана, тем не менее, необходимо отметить появление некоторых новых типов, связанных с культом Исиды и сопутствующих ей божеств. Так на реверсе одного из биллонов Александрии,  выпущенного при Антонине Пие, изображена сидящая вправо Исида, которая кормит грудью Гарпократа – мотив тесно связанный с мифом об Исиде и Осирисе.  Подобный тип появляется в римской общегосударственной чеканке впервые, хотя типы с изображениями Исиды и её сына замечены в номовой чеканке Египта ещё в 126 –127 гг. н.э.
Чеканка Марка Аврелия и его жены Фаустины Младшей не привносит в наше исследование ничего нового. Однако со вступлением Коммода на императорский трон, начинается новая, качественно иная ступень в развитии культа Исиды и Сераписа в Риме. При этом императоре в римскую религию активно проникают восточные солярные культы, в том числе и из Египта. Эти культы находятся в тесной связи с официальным принятием императорами титулов Felix  и  Invictus. Биографы Коммода отмечают его почти фанатичную привязанность к ритуалам культа Исиды: «…Антонин Коммод …носил Анубиса и участвовал в остановках».  При Коммоде Серапис сливается с восточным культом Гелиоса и выступает как хранитель императора. Этот факт   великолепно иллюстрируют монеты этого императора выпущенные в 190 – 192 гг. в Риме. На реверсе одного из денариев с изображением Сераписа ( держит на голове polos, в руках –ветвь и скипетр – символ царственно выступающих божеств и царской власти вообще ) помещена соответствующая легенда: SERAPIDI CONSERV ( ATOR ) AVG.  На реверсе сестерция, относящегося к 190 – 191 гг., помещена сцена, прямо указывающая на мистическую связь императора с Исидой и Сераписом: Коммод стоит в центре, сцепив над алтарем руки с Сераписом, позади стоит Исида с систром ( использовался при отправлении ритуалов Исиды ) в руках.
Во время правления Септимия Севера и Каракаллы почитание Исиды и Сераписа достигает своего апогея. На монетах Септимия Севера император иконографически ассимилируется с Сераписом, что совершенно не удивительно, поскольку император несколько раз посещал Александрию и Мемфис с целью ознакомления со святилищами Исиды и Сераписа. Септимий Север прямо покровительствует выходцам с Востока при этом, жестоко истребляя римскую знать.
Каракалла, прозванный Philosarapis «привез в Рим священнодействия в честь Исиды и  соорудил этой богине ряд храмов. Священнодействия он совершал даже с большим благоговением, чем они совершались до него».  В манере птолемеев он требовал от своих подданных называть себя Спасителем и Создателем Мира. Подобная религиозная ориентация Северов не могла не отразиться в чеканке этой династии. На общегосударственных и провинциальных монетах того времени в изобилии представлены уже известные нам типы. Большой интерес представляет денарий Юлии Домны – жены Септимия Севера, уроженки города Эмессы.  На реверсе этой монеты фигурируют Исида  и Гор, а также помещена легенда   SAECVLI   FELICITAS,  которая фактически  связывает культ Исиды с широко пропагандируемой идеей золотого века и изобилия.
Последующие императоры не были такими ревностными поклонниками Исиды и Сераписа, как, например Каракалла Philosarapis.  Эти божества лишаются былого покровительства императоров, и их популярность, во многом искусственно созданная, постепенно ослабевает. Принятие христианства как государственной религии Римской Империи нанесло решающий удар по этим и другим восточным культам. Закон Феодосия о запрете языческих культов фактически поставил точку в бесполезной борьбе язычества с христианством.  Появление монетных типов с Исидой и Сераписом, продолжавшееся до конца  IV века, можно считать лишь своеобразной ностальгией по исчезнувшему величию египетских культов.
Культ Исиды, таким образом, согласно нумизматическим данным, претерпел значительную эволюцию: на пути в Рим и в самом Риме менялся его характер, сущность. Значительно менялось отношение к этому культу, как со стороны простых граждан, так и со стороны императоров. Этот значительно эллинизированный египетский культ, попав в Рим, достигает пика своего могущества к  концу II века н.э.,  и оказывается в значительной мере связанным с культом императора; упадок данного культа начинается с распространением христианства.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!