Культ Гликона на монетах Римской империи

29 Мар 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Культ Гликона - существа с человеческой головой и телом змеи также как и культ Мена был заимствован римлянами из Малой Азии. В конце II века н.э. особую популярность этот культ имел в легионах, служивших в данном регионе, откуда культ Гликона распространился в Грецию, Дакию, Северное Причерноморье.

Особенно был популярен этот малоазийский культ в провинции Верхняя Мезия, легат которой П. Мумий Сисенна Рутилиан в середине II века н.э. был одним из верных адептов пророка Александра из Абунотейха в Пафлагонии, оракулом которого и являлся Гликон.

Известно несколько находок статуэток Гликона, в том числе, найденных в районе лагеря римского легиона в Альба Юлии. Воины-дедиканты, судя по надпи­сям, были выходцами из Галатии и Вифинии. Кроме того, две бронзовые ста­туэтки Гликона обнаружили в Афинах. Таким образом, одним из главнейших распространителей культа Гликона на территории Римской империи являлись легионеры, что мы видели и на примерах других восточных культов.

Нужно отметить, что изображения и другие эпиграфические данные, свя­занные с культом Гликона очень редки. Монеты с изображением данного боже­ства с легендой GLICONI чеканились только в городах Малой Азии во II - III веках н.э. при Антонине Пие, Каракалле, Септимии Севере, Требониане Галле. Так, Никомидия очень часто чеканила монеты с изображением Гликона, и сохранила его изображения на своих монетах до 240 года.

В 1963 году в Констанце (Томы) в тайнике нашли колоссальное мраморное из­ваяние Гликона, которое датируется третьей четвертью II века н.э. Это единст­венная известная нам культовая статуя. Именно в этот период (163 г.) Алек­сандр удостоился декрета Марка Аврелия о переименовании Абунотейха в Ионополис. Во время чумы 166 года н.э. популярностью пользовались талисманы Гликона, раздаваемые Александром, против чумы.

Большой интерес представляет для нас золотой медальон с изображением Тюхе-Фортуны и бородатым змеем Гликоном. Этот медальон был обнаружен в 1982 году в ходе раскопок небольшого не ограбленного склепа, который был вырублен в скале на территории Западного некрополя Херсонеса. Этот медаль­он датируется правлением Александра Севера и изготовлен в мастерской «Эфе­са» в Ионии.

То, что ионийский медальон попал в Херсонес, не вызывает большого удивления, поскольку на всем протяжении римского периода своей истории Херсонес был тесно связан с античными центрами Южного Причерноморья и Малой Азии, в том числе из Восточного Средиземноморья. Внешняя тор­говля Херсонеса с городами Малой Азии началась еще в I веке до н.э., в I веке н.э. эти связи значительно укрепились. В II - III вв. н.э. благодаря стабилизации военно-политического положения вокруг города (присутствие римского гарни­зона) эти связи еще более расширяются и достигают своего апогея.

Видимо, культ Гликона проник в Херсонес тем же путем, что и интере­сующий нас медальон. Это мог быть «военный путь» распространения, так как логично предположить, что в составе римского легиона в Херсонесе несли службу выходцы из Малой Азии. Это мог быть и «торговый путь», тем более что в этот период в Херсонесе появляются монеты из Ионополиса.

Рассмотренные выше монетные типы отражают проникновение и распространение в римской религии и обществе этого малоазийского культа. Монеты отражают степень их распространения, характер взаимоотношений с государственной властью, что особенно важно, поскольку в большинстве своем данные культы зависели от расположения к ним императора.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!