Культ Аттиса и Великой Матери богов в Риме

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Первым восточным культом, проникшим в Рим, был культ Кибелы - Великой Матери богов (Magna Mater Deorum). Культ Матери богов из всех культов в Малой Азии был наиболее распространенным. Это было божество, которому поклонялись в течение многих веков исконные жители этого района, на протяжении всего периода, который освещен источниками, Мать богов имела значение общегосударственного божества .
Великая Мать богов Кибела появилась в Риме во время упорной и тяжёлой борьбы с Карфагеном. Обстоятельства принятия культа Кибелы в Риме подробно описаны у Тита Ливия . В 204 г. до н. э,. когда республика, как казалось стояла на краю гибели, по повелению Сивиллиных книги, к которым обратились за прорицанием, в Риме был введен культ этой фригийской богини. Царь Пергама Аттал передал черный камень (предположительно метеоритного происхождения) – символ богини - римским послам, и они привезли его в Остию. Там его передали в руки Сципиона Назики, избранного для этого народом, как лучший из граждан Рима и достойный совершить такое священное дело.
С большими почестями чёрный камень перенесли в Рим в храм Победы на Палатинском холме. Это произошло 4 апреля 204 г. до н. э. Через десять лет были проведены торжественные игры в честь богини Кибелы (Ludi Megalenses), а в 191 г. до н. э. ей на Палатине был посвящен храм. Около храма, где находилось воплощение Великой Матери богов, находился деревянный театр, где с самого начала II века до н. э. ставили пьесы, совершенно не похожие на латинские комедии: актеры играли для публики историю любви и трагических отношений между Аттисом и Кибелой. Сохранилась эта «традиция» и во время ранней Империи. Об этом есть свидетельство Тацита, сообщающее нам об особом эдикте Тиберия (в 20 г. н. э.), который предписывал населению возвратиться к повседневным занятиям и «не отказываться от удовольствия на предстоящих театральных празднествах в честь Великой Матери богов» .
Вместе с Великой Матерью богов в Рим попал и культ Аттиса, поскольку он считался её юным возлюбленным или даже ее сыном. В Малой Азии Аттис также являлся олицетворением жизненных сил природы, поскольку считалось, что он оплодотворяет землю своей кровью .
Именно с этого времени началось знакомство римлян с пока еще не знакомым им культом. С начала II века до н. э. и на протяжении более двух столетий культ Великой Матери богов Кибелы воспринимался римлянами как нечто чуждое. Возможно, что определенную роль сыграли священнодействия в честь этой богини, которые со своей исступленной оргиастичностью показались римлянам грубыми и варварскими . Подтверждение тому, что культ Кибелы и Аттиса достаточно долгое время не пользовался популярностью римских граждан, находим среди нумизматических данных – первое появление Кибелы  на римских монетах относится только к 102 г. до н. э.  (Аттиса намного позднее), таким образом, процесс «ассимиляции» культа с римской культурой длился более столетия.
Римским гражданам было запрещено посвящать себя служению этой фригийской богине. Ее жрецы и жрицы обязательно должны были быть уроженцами Фригии. Римляне только присутствовали на богослужениях в храмах Великой Матери богов, но не участвовали в них. А те общественные праздники, в которых римляне могли принимать участие, носили чисто римский характер. В то же время культ Кибелы был подчинен ведению должностных лиц Республики, квиндецемвиров, контролировавших все исконные римские культы.
Как и у других восточных культов, у культа Великой Матери богов существовали мистерии. Участники мистерий Кибелы верили в лучшую загробную жизнь, которая будет уделом тех, кто очистил себя страданиями так же, как очистил себя Аттис. Новые члены допускались в общины почитателей Кибелы только после прохождения специального обряда - кандидата помещали в яму, над которой торжественно закалывали быка (taurobolium). Кровь жертвенного животного окроплявшая человека, очищала его от греха и даровала ему новую духовную вечную жизнь. Гениталии быка, олицетворявшие его священную детородную силу, помещались в священный сосуд и подносился богине.
Тавроболии и ещё один вид очищений - священная трапеза, имели своей целью очистить душу верующего от грехов, а также мистически соединить его с божеством. По мнению римлян, тавроболии имели великую силу, даже император Элагабал, который признавал в качестве единственного лишь своего бога Солнца, лично прошел через это испытание «кровью» . Священная трапеза, по всей видимости, совершалась с целью укрепить верующего, дать ему силы для новой жизни в полном единении с божеством.
Большую роль в культе Великой Матери богов Кибелы и Аттиса играли фрукты. Считалось, что фригийцы первыми стали возделывать фрукты, а сама богиня, по примеру египетской Исиды, почиталась как изобретательница плодоносящего зерна. Как верховная повелительница плодородной земли она доставляет корм и животным и людям (что дает нам право сравнивать её с Деметрой). Она - царица природы и божественная Мать, которая в конце жизни возвращается в свое лоно. Это подтверждается многочисленными находками культовых статуэток Аттиса с фруктами в руках. Так, в Барне, около Лондон Бридж, была найдена статуэтка Аттиса, в правой руке которого видим гроздь винограда, а в левой руке божество несет рог изобилия, наполненный маленькими фигами и пирожными . Возможно связь культа Кибелы и Аттиса с фруктами (всегда определенного рода) происходит оттого, что согласно легендам Аттис был рожден деревом (миндаля, сосной, яблоней).
Важным элементом в культе Великой матери богов являлись астрологические элементы. В Риме каждое верховное божество имело свою звезду, покровительствовало ей, так «…Паллада – покровительница Овна, Цитерея – Тельца, Феб – стройных близнецов, Меркурий – Рака,…» . Кибеле (вместе с Юпитером) соответствовало созвездие Льва. Отсюда огромное количество изображений богини в сопровождении львов (рис. 2) Нумизматический материал также отражает эту тенденцию. Так на реверсе денария М. Волтея, отчеканенного в Риме в 78 г до н. э. видим Кибелу в повозке, запряженной львами;  на голове богини корона и покрывало, в правой руке – патера,  в левой – повод .
Довольно часто богиню и ее возлюбленного сопровождают другие атрибуты, среди их числа башенная корона, тимпан, чаша для возлияний (phiale), корзинки, мистические цисты . Данные предметы характеризуют некоторые особенности культа Великой Матери богов. Чаша для возлияний и мистическая циста (рис. 3) могут служить указанием на мистическую глубину данного культа, разделение почитателей богини на посвященных и непосвященных, как это хорошо прослеживается в культе Исиды .
Тимпан (тамбурин) указывает на оргиастический характер ее культа, пляски и шествия ее почитателей, которые проходили под сопровождение этих музыкальных инструментов.
Большую роль мистическая циста играет в культе Аттиса. Так, одна из статуэток, найденная в Кумах, в могиле ребенка демонстрирует юного возлюбленного Кибелы с мистической корзинкой над головой . Необходимо отметить, что корзина (с фруктами, пирожными, виноградом) или настоящая мистическая циста прикрытая крышкой не такая уж редкость, и встречается в культовых изображениях данных божеств довольно часто. Указанная выше статуэтка Аттиса интересна в том плане, что она позволяет более ярко осветить характер культа этого божества. В руках божество держит корзинку с гроздьями винограда, которая увенчана светильником. На данном памятнике Аттис представлен как бог – покровитель умерших, и предметы в его руках, как совершенно верно указал М. И. Фермазерен, имеют глубоко символическое значение . И светильник, и мистическая корзинка с гроздьями винограда несут умершим и еще живым почитателям божества свет и надежду на воскрешение после смерти.
Данная сторона культа Аттиса довольно интересна поскольку, юный возлюбленный Кибелы на своей родине также был олицетворением жизненных сил природы (ведь он оплодотворяет землю своей кровью). Получается, что в Риме характер этого божества несколько изменился, Аттис перестает быть только богом оживающей весной природы и вбирает в себя многие, изначально не присущие ему функции.
Когда в Риме один за другим появляются солярные божества из Сирии, Аттис сам становится богом Солнца со всеми атрибутами, характерными для солярного божества. Он становится «пастырем сверкающих звезд, носит лучезарный венец» . Даже больше, он становится пантеистическим божеством, так как он и бог Солнца, и бог Луны, и бог живой природы.
Аттис, по представлениям жителей сельских районов римских провинций, божество, имеющее реальную власть, так как он является хранителем могилы. Поэтому его имя или изображение часто встречаются на могильных плитах. Однако этот характер Аттис мог приобрести еще во Фригии, где он был отождествлен с богом Меном (бог Луны и царства душ мертвых), который также почитался хранителем стад и богом, благословляющим всякое произрастание на земле. Этого бога считали в сельских районах Малой Азии владыкой всего сущего (Men tyrannos) .
В первом веке до н. э. изображения Кибелы появляются на римских монетах. Так, кроме указанного выше денария  М. Волтея, отчеканенного в 78 г до н. э., изображения Великой Матери богов находим на денариях  P. Fovris Crassipes (курульного эдила 84 г до н. э.), М. Плетория Цестиана (курульного эдила 67 г. до н. э.), А. Плавтия (курульного эдила 55 г. до н. э.) . Интересен ауреус  L. Cestius и C. Norbanus, выпущенный в 43 г. до н. э. в Риме, аверс и реверс которого посвящены сюжетам прибытия Матери богов в Рим. На реверсе монеты изображена Кибела, сидящая в повозке, запряженной львами. В правой руке божества - патера, левой богиня опирается на тимпан. На аверсе изображен бюст Сивилл (вправо) с легендой C. Norbanus (вверху) и L. Cestius (ниже) .
Появление изображений Кибелы на монетах республиканского Рима говорит о том, что популярность культа Великой Матери богов постепенно увеличивается. Тем не менее, степень распространения этого культа не следует преувеличивать. В конце I века до н. э. – начале I века н. э., в эпоху принципата Августа служителями Кибелы могли быть только чужеземцы, римским гражданам было запрещено смешиваться с толпой её служителей, когда те в праздничные дни проходили по городу, распевая на греческом языке священные гимны и собирая милостыню. Культ Кибелы (как тайный культ) совершался в ее храме на Палатине фригийскими жрецами, общественные празднества в честь Кибелы и Аттиса были римского характера. Подобное отношение власти к интересующему нас культу обусловлено общей линией религиозной политики Октавиана Августа, в которой как нигде проявился консервативно-реставраторский характер принципата . Изображения Великой Матери богов исчезают из римской чеканки – монетарии использую традиционные республиканские типы. Правда, как совершенно верно заметил еще Г. Буассье,  эти запреты не пережили самого императора .
В целом первый век нового тысячелетия оказывается переломным в судьбе культа Аттиса и Великой Матери богов. Если Тиберий и Калигула, следовавшие в области религиозной политики стопами Августа, не являлись почитателями культа этой фригийской богини, то уже в середине I века н. э. император Клавдий официально включает Кибелу и культ священного дерева (Аттиса) в римский пантеон и вводит празднества в честь Великой Матери богов Кибелы, которые продолжались с 15 по 27 марта. 15 марта устраивалась процессия каннофоров (носителей тростника), которые торжественно вступали в город. 24 марта называлось днем крови (sanguem). В этот день почитатели богини предавались неистовой печали по поводу смерти возлюбленного Кибелы. В этот день оскоплялись новообращенные. 25 марта - Hilaria - день радости о воскресении Аттиса. В этот день дозволялось все. Люди разгуливали по улицам города в масках, праздник принимал форму карнавала. Во время правления Коммода группа заговорщиков задумала, воспользовавшись маскарадом, переодеться в форму императорской гвардии и, смешавшись с толпой гуляющих, приблизиться к императору на расстояние кинжального удара, но заговор провалился. Даже человек такого достаточно сурового нрава, как император Александр Север, в столь радостный день разрешил подать к своему столу фазана. Следующий день посвящался отдыху, в котором почитатели богини, по всей видимости, крайне нуждались. 27 марта устраивалась торжественная процессия: чёрный камень богини Кибелы, облаченный в женскую одежду с дорогими украшениями, везли на колеснице, запряженной коровами, на берег Альмонского ручья, чтобы там омыть его (Lavatio).
Таким образом, со времени императора Клавдия (41 - 54 г. н. э.) культ Великой Матери богов становится общегосударственным и начинает осуществляться совершенно открыто со всей той пышностью и оргиастичностью, с которой он выполнялся в Малой Азии. Римские граждане становятся жрецами Кибелы, что довольно часто указывается на их надгробных памятниках.
Понять одну из важнейших причин широкого распространения культа Великой Матери богов можно сравнив особенности данного культа с другим, во многом близким ему по форме и содержанию. Таким культом является культ кровавой богини Ма, который римляне заимствовали также в Малой Азии. Эту богиню они отождествляли со своей богиней войны - Беллоной. Культ этой богини привез из Коммагены Сулла.
В первое время этот культ, также как и культ Кибелы, был в Риме в значительной степени тайным, в период же империи он стал вполне легальным. Культ этой богини также носил оргиастический характер, и даже еще более неистовый, чем культ Кибелы (нам известно свидетельство Элия Лампридия о том, что Коммод любил смотреть на празднества в честь Ма-Беллоны и приказывал её служителям наносить себе более глубокие раны) . Жрецов этой богини называли fanatici, во время празднеств они танцевали под звуки труб и барабанов, наносили себе глубокие раны и обрызгивали статую богини и ее почитателей своей кровью. В культе Ма-Беллоны, также как и в культе Великой Матери богов Кибелы, с которой Ма-Беллона имела культовые связи, важную роль играла мистическая циста (подобную цисту можно увидеть у ног жреца Ма-Беллоны на барельефе из Монте Марио в Риме, хранящемся в Капитолийском музее) .
Тем не менее, между этими культами существовало одно немаловажное отличие: культ Ма-Беллоны так никогда и не приобрел особого значения в Риме и эта богиня вошла, в конце концов, в число божеств, подчиненных Великой Матери богов. Причиной этого являлось отсутствие в данном культе какой-либо мистической глубины. Это и сказалось на его распространении на территории Римской империи. Видимо, мистические таинства, философская основа вероучения того или иного культа играли большую роль при распространении восточных культов в римском обществе.
Значительную роль в «популяризации» культа Кибелы играла религиозная пропаганда. Кроме священнослужителей, находившихся при храмах данного божества, культ Великой Матери богов имел такой своеобразный институт, как нищее жречество (описание одного из таких жрецов находим у Лукиана) .
Из надписей следует, что Великой Матери богов в I - II веках стали поклоняться не только в Риме, но и в римских провинциях: Африке, Испании, Португалии, Британии, Германии, Болгарии. Этот популярный малоазийский культ был перенесен и в города Северного Причерноморья. Его «донорами» оказались переселенцы с востока, ионийцы. Наибольшее количество изображений Кибелы создано в Северном Причерноорье именно в первые века н. э., - это статуи, статуэтки, плиты с рельефными изображениями . Значение богини весьма разнообразно. Она, прежде всего богиня-мать всего сущего, изображается в виде величавой женщины в длинных одеждах, сидящей на троне, иногда со скипетром в руках. Как покровительницу городов ее часто изображают в башенной короне . Как и ранее, почти всегда она представлена со львами; лев лежит у нее на коленях, сидит около её трона, на спине льва покоятся её ноги, сидит на льве, или же Кибела сидит в повозке, запряженной львами .
О том, что культ Кибелы был распространен среди самых широких масс населения, свидетельствуют и места находок изображений богини. Например, в Приене статуэтки Кибелы были найдены в маленьком святилище частного характера, об этом говорит присутствие надписей и монет . А на городских монетах из Малой Азии и Ближнего Востока времен императоров II – III веков н. э. изображения Кибелы составляют около половины всех изображений . Так, на реверсах медных монета Никомедии, относящихся ко времени правления Гордиана III, находим изображение Кибелы, сидящей в повозке, запряженной  двумя львами (рис. 4) .
Видное место занимал культ Великой Матери богов на Боспоре во II веке н. э. Преобладание этого культа в данном регионе можно объяснить ещё и тем значением, которое имело аграрное производство в Боспорском царстве.
В римских провинциях культ Великой Матери богов Кибелы был часто связан с культами местных божеств. Так, например, Кибела была тесно связана с культом другого божества, которое на основе каких-то местных традиций религиозной жизни, а также под влиянием восточных культов, возникло и получило широкое распространение в Ш веке на Дунае. В науке оно известно как «Дунайский всадник». Суть этой религии не ясна, но на пластинках с изображением символов этого культа в центре изображений, как полагают, находится Кибела. Почитателями этого культа были военные, и пластинки происходят главным образом из Дакии, Паннонии и Верхней Мезии .
Подобный синкретизм не являлся редкостью или исключением из правил. Слияние божеств являлось отражением общего стремления римской религии эпохи империи к монотеизму. Так в  первых веках нашей эры египетская богиня Исида приобретает черты универсального божества. Важнейшим эпитетом богини становится  ISIS PANTHEA, то есть соединяющая в себе черты и функции всех богов . Не обошло стороной это стремление и культ Великой Матери богов.
Во II – III веках н. э. Кибела становится всемогущим божеством (Dei omnipotentes), соединяющим в себе функции и атрибуты многих других божеств, как исконно римских, так и восточных. Со многими божествами  Великая мать богов имела довольно тесные культовые связи. Так, кроме уже упомянутого культа кровавой богини Ма, Кибела тесно переплеталась со многими солярными культами, в частности Митрой, в честь которого также совершались торжественные жертвоприношения быка и устраивались сопровождавшиеся красочными процессиями и обрядами празднества.
Подобные тенденции коснулись и культа юного возлюбленного фригийской богини – Аттиса. К имени Аттиса в первых веках н. э. начал прибавляться эпитет «высший», а это уже эпитет не только Мена (с которым Аттис имел старые культовые связи), но и иудейского бога Яхве. Вероятно, культ Аттиса не остался без влияния строгого монотеизма иудеев, и фригийские божества стремились стать богами едиными и всеобъемлющими. В первых веках н. э. Аттис отождествляется с Дионисом. Это подтверждают изображения Аттиса, держащего в руках гроздья винограда и рог изобилия, наполненный фруктами. Отождествление Аттиса с Дионисом подтверждается и античными авторами . Вероятно и то, что это влияние упомянутого выше «общего» стремления религиозно-философской мысли Римского государства к монотеизму.
Таким образом, культ Кибелы и Аттиса ко второму веку нашей эры получает широкое распространение в Римской империи. Подобное явление не могло не отразиться на монетах отчеканенных в Риме. Впервые восточные боги – Кибела и Аттис - стали изображаться на общеимперских монетах при Антонине Пие, хотя храмы Кибелы и Аттиса фигурируют еще на монетах в чеканке Флавиев.
Как отмечают монеты Юлиев-Клавдиев, культ Кибелы оказывается связанным с императорским культом. Участие в нем являлось демонстрацией политической лояльности. Правительство, усиливая идеологический нажим, использовало все доступные средства пропаганды, включая монеты с помещенными на них изображениями восточных, туземных, синкретических, римских божеств, символов, имеющих отношение к императорскому культу. Изображения Кибелы появляются на монетах Эвмении, Ипса и Докимии, битых от имени Агриппы . Однако в общеримской чеканке типы восточных божеств или связанных с ними храмов появятся лишь при Флавиях.
На монетах Флавиев изображаются храмы восточных божеств, которым покровительствовала эта династия. Среди типов с храмами Сераписа, Изиды Кампейской, находим также изображение храма Кибелы. Храм Кибелы фигурирует на денариях 94 - 96 гг., битых Домицианом . Это храм с четырьмя колоннами на трехступенчатом подиуме. Плоскую крышу без фронтона украшают скульптуры Кибелы, едущей на льве вправо, - в центре, и львов - по углам. В центре храма, в раке, помещена статуя стоящей Кибелы со скипетром в руке.
Во втором веке н. э. Кибела, по всей видимости входит в группу «военных божеств» Римской империи (dii militares). Н. И. Соловьянов, опираясь на эпиграфические данные, относит к военным божествам Юпитера, Юнону, Регину, Минерву, Викторию, Вулкана, Меркурия, Fatum divintum . Однако, кроме этих божеств, в военных лагерях ставились дедикации Исиде, Аполлону, Митре, Серапису, Геркулесу и, в частности, Кибеле  и т. д. Так, со всей очевидностью именно в военном аспекте предстает Кибела на посмертных монетах Фаустины младшей с надписью «матерь лагерей» (Matri Castrorum), вследствие этого мы можем с достаточной уверенностью отнести Кибелу к указанной выше группе божеств . Хотя, конечно, следует оговориться, что культ Великой Матери богов отправлялся многими воинами как демонстрация лояльности по отношению к правящей династии.
Во втором веке н. э. в императорском Риме выпускались специальные монеты-медальоны достоинством в асс, которые имели назначение подарков к Новому году – какому-либо празднику, справлявшемуся в Империи с особой пышностью. Большая часть их была выпущена при Антонине Пие . Во время многочисленных праздников происходили особые торжества, связанные с вступлением в должность новых консулов, совершались жертвоприношения Юпитеру Капитолийскому, армия и новые магистраты присягали на верность императору. После окончания официальных церемоний начинались пиры, люди обменивались подарками и дарили друг другу деньги. Императорские медальоны в ассах как раз и являлись таким подарком в денежной форме. Среди типов ассов фигурируют и Кибела с Аттисом .
В середине второго века н. э. Типы с Кибелой мы находим на ряде денариев Антонина Пия (специальный выпуск с титулом IMP II), посвященной коммеморации победы римлян над Британией – победа Лоллия Урбика в 143 г. н. э. (этот выпуск включал в себя не только типы с Кибелой, но и с Аполлоном, Геркулесом, а также некоторые мифологические сюжеты) . Изображения Великой Матери богов представлены и на монетах Марка Аврелия .
Во время правления Коммода интересующий нас культ находится в тесной связи с официальным принятием императором титулов Felix  и  Invictus. На реверсе одного из сестерциев, относящегося к 190 – 191 гг., с изображением Кибелы (сидит на спине льва, держит бубен на голове льва, в руках – скипетр – символ царственно выступающих божеств и царской власти вообще) помещена соответствующая легенда: MATRI CONSERV ( ATOR ) AVG (на аверсе изображена голова Коммода (вправо), с легендой M COMMDANTPF   ELIX   AVG  BRIT  P  P) .
Типы с Кибелой представлены и на монетах Северов. Монеты Северов отражают их покровительство восточным культам, получившим наибольшее распространение среди военно-бюрократической верхушки общества. Императорский культ также все теснее связывается с астральными и солярными культами, что в свою очередь отражает попытку разработать новую теологию императорского культа, способную найти опору в различных этнических и социальных слоях . Данная религиозная ориентация Северов не могла не сказаться на наборе монетных типов: на монетах императоров этой династии среди других восточных божеств появляются изображения Кибелы.
Широкое распространение культа Кибелы и Аттиса в начале третьего века н. э., как это часто бывает, явилось началом конца: данные культы, как и многие другие, склонились перед лицом наступающей эры христианства.
В конце II века н. э., когда в империи начался внешнеполитический, а затем и внутренний кризис, и на арену идеологической и религиозной борьбы выступило христианство, культ Кибелы и Аттиса, как и многие другие восточные культы, начинает терять своих сторонников. Одним из таких «перебежчиков», известных нам, явился Монтан - он был жрецом Матери богов, потом принял христианство .
Культ фригийской богини и ее юного возлюбленного ничего не смог противопоставить своему грозному сопернику. Однако борьба фригийских божеств с наступавшим христианством не была одномоментной, и, поэтому, нашла своеобразное отражение в римской чеканке IV – V веков. Так, типы с Кибелой и Аттисом появляются на конторниатах IV - V веков, изготавливавшимся из недрагоценных металлов - бронзы и других в качестве праздничных подарков . Типы конторниатов отражали нехристианскую тематику: игры, боги римского пантеона, герои, знаменитые поэты и писатели прошлого. Значительная часть конторниатов была выпущена языческой аристократией Рима в IV веке н. э. как средство борьбы против власти Константина Великого, носившей христианский характер. Некоторые конторниаты имели дополнительные гравировки, которые понимаются как символы счастья, что придавало конторниатам такого рода характер амулетов.
Все эти явления в чеканке монет и конторниатов, сопровождающиеся пропагандой старой римской религии (дохристианской), включая культы восточных божеств, свидетельствуют о сохранившихся «пристрастиях» в римском обществе, которые имели место, несмотря на все усиливающуюся ориентацию государства на христианскую религию.
В определенной степени подобное долгожительство культа Великой Матери богов делает ей честь. О рецедивах праздников Великой Матери богов в IV веке нашей эры сообщает Симмах, а во времена Блаженного Августина женственные жрецы Кибелы с выбеленными лицами и надушенными волосами еще маршировали семенящей походкой по улицам и площадям Карфагена, прося подобно членам нищенствующих монашеских орденов в средние века, подаяния у прохожих . Довольно долго культ Кибелы удерживал свои позиции в Лидии и Фригии и, тем не менее, окончательное исчезновение культа Великой Матери богов Кибелы и Аттиса было лишь вопросом времени.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!