Культ Аполлона в Риме эпохи Республики

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Важной вехой в процессе эллинизации римской религии явилось установление культа Аполлона (ранее имелся Аполлинар на prata Flaminia) по предписанию Сивиллиных книг в связи с чумой в 433 г. до н, э., когда был дан обет выстроить ему храм, посвященный в 431 г. консулом Гнеем Юлием, так как род Юлиев был связан с Аполлоном. Храм Аполлона стал средоточием интерпретаторов Сивиллиных книг, первой жреческой коллегии, ставшей доступной плебеям (1, IV.25). Если исходить из рассказов Ливия, время учреждения культа Аполлона было очень неспокойно: чума, засуха и другие бедствия поразили «язвой не только тела, но и души людей, нахлынули иноземные религии, новые ритуалы священнодействий, предсказании, всякие суеверия. Правители, устыженные такими явлениями, запретили неапробированные чужеземные церемонии, произвели очищение всех сел и часовен и поручили эдилам следить за тем, чтобы никто не почитал никаких богов, кроме римских, и только по отечествен¬ному обычаю» (2, IV.30, 9-11). Это первое свидетельство о каком-то самопроизвольном проникновении в Рим иноземных культов и ритуалов, повторявшемся и в другие смутные времена и встречавшем более или менее решительное противодействие сената. Что это были за культы и ритуалы, мы не знаем. Возможно, они шли из городов Великой Греции, где борьба демоса могла служить образцом для плебса, выступавшего за свои права. Но, скорее всего, узаконение культа Аполлона должно было наряду с репрессиями успокоить умы. В том же русле шло установление, тоже по совету Сивиллиных книг, в связи с эпидемией и неудачами в войне с Вейями первых лектистерний в 399 г. То был восьмидневный устроенный для богов пир. Были приготовлены три пиршественных ложа: одно для Аполлона и Латоны, другое для Геркулеса и Дианы, третье для Меркурия и Нептуна. По какому принципу образовывались эти пары, вопрос спорный и неясный. Сочетание же Аполлона и Ла¬тоны объясняется их общим культом (3, VI.5,8). Мнения исследователей расходятся по вопросу о том, был ли культ Аполлона заимствован из городов Великой Греции (например, из Кум), из Этрурии или прямо из Дельф. Функцией его было отвращение чумы и вообще врачевание, почему он именовался Medicus. Однако, впоследствии он был спутан с подземным богом рода Юлиев Вейовисом, который, как и Аполлон, изображался юношей с луком, стрелами и козой (4, с. 91). Изменение атрибутики божества хорошо отражают монеты раннереспубликанского Рима. Первое появление Аполлона на монетах зафиксировано во время второй Самнитской войны (около 326 года до н.э.) в анонимном выпуске Неаполя: увенчанная голова Аполлона помещена на реверс бронзовой монеты (5, №1). Появление Аполлона в чеканке города военного времени (Неаполь сохранил тесные связи с греческой культурой) говорит о том, что Аполлон воспринимался уже не как бог – врачеватель, а, возможно, как классический Аполлон – бог героического времени, сочетающий в себе внушительную грозность (Аполлон – солнце, посылает на врагов стрелы - лучи) и утонченную изящность. В дальнейшем Аполлон появляется на римских республиканских монетах в 275 – 270 гг. до н.э., непосредственно после победы римской армии над войском Пирра в битве при Беневентуме. В честь этой победы были выпущены две серии анонимных ассов, на лицевой стороне первой серии была изображена голова Аполлона (вправо) с перевязанными лентой волосами (6, №18). На ассах второй серии голова Аполлона (с перевязанными волосами) помещена на реверс монеты, а ее лицевую сторону украшает голова одного из Диоскуров (7, №19), которые являлись военными покровителями всадников, и культ их всегда оставался аристократическим. Изображение на одной монете Аполлона вкупе с военным всадническим божеством, также говорит об изменении в атрибутике интересующего нас божества. Следующее появление Аполлона в республиканском Риме фиксируется нами на монетах 234 – 231 годов, то есть в период между первой и второй Пуническими войнами (в это время Рим активно боролся с галлами). В рамках анонимной чеканки на лицевой стороне монет разного достоинства (драхмы, дидрахмы, литры) помещена уже известная нам увенчанная голова Аполлона. На оборотной стороне монет изображена бегущая лошадь, которую сопровождает легенда ROMA (8, № 26). Далее Аполлон появляется на римских монетах уже во время второй Пунической войны. В 209 – 208 гг., время, которым датируются монеты,  римляне одержали ряд крупных побед над карфагенянами - взят штурмом Новый Карфаген, захвачен Тарент. На этих монетах Аполлона (голова увенчана, вправо) сопровождают Диоскуры с легендой ROMA (9, № 99). Как видим, Аполлон опять появляется в сопровождении военных всаднических божеств, и это не случайно. По всей видимости, Аполлон все больше и больше приобретает характер военизированного божества, что подтверждается еще одним интересным фактом. Ровно через год (207 г. до н.э.), после победы над Гасдрубалом, в Риме был устроен большое празднество, на которой большие почести отдавались именно Аполлону. По свидетельству Ливия, после праздника в Дельфы Аполлону были посланы золотые венки весом 200 фунтов и серебряная статуя в 1000 фунтов (10, XXVII, 26,37,51; XXVIII,45). После второй Пунической войны Аполлон исчезает из римской чеканки более чем на семьдесят лет, и появляется лишь в 137 году, когда римская армия чуть не была разгромлена восставшими иберийскими племенами: на реверсе одного из денариев изображается Аполлон, едущий в квадриге вправо, в левой руке божества – лук и стрела, в правой – поводья (11, №236.1а). Начиная с этого момента, Аполлон прочно входит в римскую республиканскую чеканку и не исчезает из нее до конца интересующего нас периода. Набор типов этого божества просто огромен: это и уже известные нам типы с увенчанной головой и волосами, заплетенными лентами; а также Аполлон в повозке с луком и стрелой (131 г. до н.э.); бюст Аполлона с молнией в руке (112 г. до н.э.); голова божества, увитая ветвями дуба (86 г. до н.э.) и т.д. (12, №254,285,298,333). Большой набор типов может свидетельствовать о расширении функций божества, скорее всего Аполлон вновь приобретает свой «олимпийский статус» и стремится стать полифункциональным, универсальным божеством. Об этом свидетельствует и достаточно обширный набор атрибутов (лук и стрелы, венки, ветви дуба, молнии, лира и т.д.), сопровождающий божество на указанных монетах. Освоению полифункциональности способствует и «приобретение» Аполлоном астрального значения: в конце второго – начале первого веков до н.э. Аполлон все чаще начинает появляться на монетах в качестве бога Солнца. В такой ипостаси он фигурирует на денариях М. Аквилла (108 г. до н.э.), Л.Лукреция Триона (75 г. до н.э.), Л.Валерия Ацискула (45 г. до н.э.), М. Кордия Руфа, П.Клодия. На монетах последнего Аполлон сочетается с Соль на аверсе и Дианой Люциферой на реверсе, что прямо указывает на солярные функции божества (13, №494). По всей видимости, именно эта полифункциональность и позволила Аполлону стать в начале императорской эпохи подлинно универсальным божеством, что в свою очередь во многом повлияло на решение Августа сделать это божество своим патроном.

Литература

1.Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. I-III. – М.: Наука, 1989. 2.Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. I-III. – М.: Наука, 1989. 3.Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. I-III. – М.: Наука, 1989. 4.Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. – М.: Просвещение, 1987. 5.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974. 6.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974. 7.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974. 8.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974. 9.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974. 10.Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. I-III. – М.: Наука, 1989. 11.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974. 12.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974. 13.Crawford M. H. Roman Republican coinage. – Cambridge.  1974.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!