Культ Аполлона на монетах императорского Рима

29 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Эволюция греческих божеств, Аполлона в частности, в римской религии эпохи Империи в известной мере была освещена в ряде крупных работ Е.М.Штаерман и других исследователей римской религии . Тем не менее, было бы весьма любопытно проследить эти изменения исходя из данных нумизматики.
Уже в эпоху принципата Октавиана Августа культ этого греческого божества начинает занимать одно из главнейших мест в римской религии, тесно сближаясь с зарождающимся императорским культом. Процесс возвышения Аполлона и его сближение с императорским домом в достаточной степени отражают монеты того времени, которые широко прокламировали связь Августа с «харизмой» божественного Юлия, с прародительницей рода - Венерой, а также с Аполлоном, выбранным Августом в свои официальные покровители.
Хорошо известно, что культ Аполлона играл исключительную роль в религиозной политике Августа - Аполлон выступал как символ перехода от теологии Победы к теологии Мира, гарантами которого выступали этот бог и сам Август. Эта теория была тесно связана с pietas, добродетелью, которой придавалось огромное значение, как Августом, так и другими политическими деятелями. Как умный политик, он прекрасно понимал, что добиться народной солидарности, составлявшей главную заповедь предков, и вместе с тем форсировать римский патриотизм, можно за счет осуществления особой религиозной политики. Эта активная религиозная деятельность вызывала гордость у него самого и высокую оценку потомков.
Тем не менее, как показывают монеты, Август не был оригинален в своей религиозной политике: покровительство богов (а также часть их божественной силы) претендовали многие политические деятели еще республиканского периода в жизни римского государства.
Многие знатные роды вели свое «происхождение» от Аполлона, Венеры, Ромула, Геракла, Энея, Анка Марция и других богов и мифологических героев. Претенденты на консульскую власть и просто выдающиеся военные лидеры, стоявшие во главе государственных или собственных армий, обязательно прокламировали покровительство им богов. И Август, прокламировавший свою связь с Аполлоном и чеканивший монеты со своим портретом в виде Аполлона, не изобрел ничего нового, поскольку аналогичным образом поступали его предшественники и современники-противники. Так, например, Марк Антоний и Клеопатра прокламировали на Востоке свою связь с Дионисом и Афиной, причем Антоний выпускал монеты с изображением Диониса или себя в виде этого бога. Секст Помпеи требовал почитания себя как сына Нептуна, что также нашло отражение в его чеканке. Клавдий будет изображен на римских монетах как Геракл и т.д.
Первое появление Аполлона на монетах Октавиана датируется примерно 27 г. до н.э., когда в Африке и Малой Азии началась эмиссия большой серии денариев и тетрадрахм с изображением Августа в виде Аполлона, что конечно же не было случайностью . Этот интереснейший монетный тип сочетал в себе римские традиции и влияние эллинистической культуры.
С одной стороны, Аполлон был одним из популярнейших богов греко-римского пантеона, и его изображение помещалось еще на раннереспубликанских монетах. Август использовал уже описанный нами монетный тип, придав голове Аполлона свои портретные черты. Поиски параллелей между Августом и Аполлоном укрепляли версию о божественном происхождении императора. Аполлон считался покровителем Августа в битвах при Филиппах и Акции свидетельством этому служат многочисленные «послеактийские» выпуски с изображением Аполлона. Годом раньше выпуску этих монет предшествовало освящение Августом храма Аполлона Палатинского, который быстро становится одним из самых популярных римских святилищ. На дверях этого храма были изображены сцены актийского сражения и сюжеты наказания Аполлоном детей Ниобы и изгнания им галлов из Дельф .
Интересно, что доактийская чеканка Августа культа Аполлона не отражает: монеты Октавиана о культе Аполлона даже не упоминают - основная ставка Октавианом делается на причастность к харизме своего отца, что, впрочем, было достаточно сильным «аргументом», свидетельствующим в пользу «божественности» самого Октавиана, зато после актийской победы Аполлон прочно займет свое место в чеканке Августа среди других его богопокровителей. Вполне вероятно, что Август стремился «оправдать» свое участие в гражданской войне противостоянием между своим покровителем (Аполлоном) и покровителем Антония (Дионисом).
Если рассматривать выпуск 27 г. до н.э. с точки зрения развития монетного типа, то чеканка Августа, являлась прямым подражанием типам Филиппа II, царя из династии Селевкидов, изображавших его в виде Аполлона . По мнению Сазерлэнда, тип портрета «Август-Аполлон» развился из портрета Филиппа II - Аполлона . Речь идет не просто о подражании местному чекану (монеты сходны по стилю и технике. Эти выпуски Филиппа ходили в Сирии до приезда Августа в сентябре 20 г. до н.э., после чего их сменили тетрадрахмы с изображением головы принцепса, выполненной в подражание портрету селевкидского царя), но о перенесении эллинистических традиций и теологии правителя на римское понимание идеи высшей власти, олицетворяемой императором.
В последующие годы изображения Аполлона также появляются на римских монетах. Так, в 15 – 12 гг до н.э. в Галлии выпускается ауреус , на лицевой стороне которого изображена голова Августа, на оборотной – Аполлон-кифаред с лирой в левой руке и аббревиатурой ACT - «актийский», что намекает на помощь этого божества в битве при Акции .
На других монетах эпохи Августа мы также видим изображение Аполлона, или, по крайней мере, его символику, сопровождающую императора. Сюда относится, например, лира и  лавровый венок. Последний был в эллинистическом мире атрибутом Аполлона, а в Риме символом богини мира Пакс. Этот символ был впервые использован Августом в эмиссии 27 г. до н.э., где он предстал в виде Аполлона. Если бы этот атрибут символизировал награду полководцу-триумфатору, он появился бы на монетах Октавиана не позднее 29 г. до н.э., когда тот отпраздновал в Риме александрийский, актийский и далматский триумфы. Так что лавровый венок в иконографии Августа скорее связан с культом Аполлона, чем с идеей победы и триумфов. Для монет чеканенных в том же году в Риме, Август выбрал другой атрибут портрета — дубовый венок, однако на реверсе их он не забыл поместить лиру — атрибут Аполлона.
Таким образом, монеты эпохи Августа фиксируют активное поощрение культа Аполлона со стороны государственной власти, и, что вполне естественно, более широкое распространение данного культа.
На монетах Нерона также часто встречаются изображения его в виде Аполлона. Император выбрал для себя образ этого бога, считая себя его инкарнацией. Он заявил, что пифийские игры справляются скорее в его честь, чем Аполлона который не мог даже сравниться с ним в искусстве песнопения . По сообщению Светония, Нерон поставил в своих опочивальнях статуи, изображавшие его в облачении кифареда, и приказал отчеканить монету с таким же изображением . Нерон отнял у сената право на чеканку монеты и начал помещать на них изображения Аполлона со своими портретными чертами. В официальный портрет на монетах проникает также атрибут иконографии Гелиоса-Аполлона - солнечная корона, украсившая голову императора на дупондиях.
И не смотря на то, что в последнее пятилетие своего правления Нерон останавливает свой выбор на одном, универсальном божестве – Гелиосе (лапидарные надписи этих лет так и называют его - «Новый Гелиос»),  Нерон, порвав с Сенатом, чеканит монеты от своего имени, на которых появляется и изображение Аполлона-кифареда с портретными чертами Нерона . Монеты других императоров I в. - Гальбы, Отона, Вителлия, Нервы нового ничего не дают: они посвящены традиционным римским богам, Аполлон появляется на монетах этих императоров лишь спорадически, иконография божества также вполне традиционна.
Таким образом, монеты I в. н.э. показывают, что Юлии-Клавдии под влиянием Августа, не одобрявшего восточные культы, ориентировались на традиционную римскую религию. Зато в чеканке Домициана и Траяна Аполлон является широко распространенным типом, хотя и не оригинальным – ничего нового для изучения интересующего нас культа они не дают. А чеканка Траяна прямо повторяет республиканскую чеканку 82 и 42 гг. до н.э. Так, например, один из денариев Траяна, выпущенный в 107 г. н.э. в точности (за исключением части легенды реверса – IMP CAES TRAIAN AVG GER DAC P PREST) копирует денарий Марка Метелла, выпущенный в 82 г. до н.э. Другой денарий также точно повторяет денарий П.Клодия 42 г. до н.э.
Интересны монеты 88 г. посвященные Секулярным играм, справленным Домицианом значительно раньше срока . Домициан отсчитал срок не от последнего торжества при Клавдии, а от прежнего, при Августе; на этом празднестве император в день цирковых состязаний устроил сто заездов. На сестерциях, посвященных третьему дню игр, изображается хоровая процессия мальчиков и девочек, исполняющих Вековую песню в честь Аполлона и Дианы. Известно, что церемония действительно происходила в Риме, правда в двух местах - перед храмом Аполлона на Палатине и перед храмом Юпитера на Капитолии, поэтому трудно идентифицировать место, изображенное на монетах .
В чеканке Антонина Пия так же встречаются типы монеты с изображением Аполлона . В основном это монеты, выпущенные в честь побед. Так, например, победа Лоллия Урбика в Британии была отмечена специальным выпуском монет с титулом IMP II с изображениями Аполлона, Кибелы и некоторых других божеств.
В монетных выпусках адриановского времени, эмиссированных в провинции Азия в 125 - 128 гг. появляется очень интересный тип с храмом Аполлона . Он имел четыре колонны по фронтону и подиум из трех ступеней. Между колонн помещена статуя Аполлона, держащего лук в левой руке и обнимающего оленя правой. Этот сюжет очень часто встречается в восточных выпусках Адриана (только на одном кистофоре Адриана мы встречаем Аполлона-кифареда), вполне вероятно, что этого сюжета служила не известная нам культовая статуя Аполлона.
Впоследствии храм Аполлона появляется на монетах многих императоров. Так, например, тип шестиколонного храма Аполлона со статуей бога внутри появляется в чеканке Септимия Севера и его жены в Мирине . Четырехколонный храм Аполлона другого типа изображается на монетах Севера в Милете. В правление Каракаллы монеты с изображением храма Аполлона чеканит Аполлония. В чеканке Геты, брата Каракаллы, в Фиатире также появляется тип с изображением храма Аполлона. Фигурирует храм Аполлона и при Александре Севере: монеты с изображением четырехколонного храма выпускает Неаполь .
Немало храмов Аполлона фигурирует и в чеканке Филиппа Араба и его семьи. На монетах Далдиса помещен великолепный храм этого божества. Подобная же монета выпускается и в Риме - здание круглой формы, на высоком, цоколе, с четырьмя колоннами впереди, купол венчает фигура орла. На реверсе - бюсты императора, его супруги и сына. Судя по надписи Ex oraculo Apollinus, монеты выпущены Филиппом Арабом после посещения его семьей оракула Аполлона .
Следует отметить, что монеты императорской эпохи не только культовые постройки Аполлона, но и многие известные изображения и статуи этого божества, зачастую, также культового характера. Многие из изображенных на монетах статуй потеряны. На некоторых монетах Нерона, отчеканенных им по возвращению в Рим, по свидетельству Светония, изображалась стоящая в императорской опочивальне статуя Нерона в виде Аполлона-кифареда. Одним из подобных произведений являлась и статуя Аполлона работы Скопаса, установленная в целле храма Аполлона Палатинского. Вид этой утраченной статуи воспроизводят великолепные сестерции Антонина Пия: Аполлон изображается в дорическом пеплосе с кифарой в левой руке и патерой в правой. Однако мы не исключаем такую возможность, что на этом сестерции изображена другая статуя Аполлона – Мусагета, которая стояла перед храмом. Аналогичное изображение украшает денарии 140 г. с надписью Apollini Augusto .
Как видим, римские монеты императорской эпохи фиксируют широкое распространение культа Аполлона по всей территории этого громадного государства. Это подтверждается всем доступным нам комплексом исторических источников, и в первую очередь монетными данными. Монеты с различными изображениями Аполлона широко распространены в провинциальной чеканке Рима. Такие монеты чеканились в Азии, Испании, Галлии, Африке, Киренаике, Ахайе, Македонии, Фракии, на Сицилии и многих других провинциях . Монетный материал перекрывается данными эпиграфики, что может свидетельствовать о широчайшем распространении этого культа среди различных слоев римского населения. Поскольку, если монетный материал отражает в большей степени влияние официальной пропаганды, то эпиграфические источники – религиозные влечения народных масс. Необходимо заметить, что надписи, оставляемые представителями местного населения весьма близки по составу эпитетов к легендам помещаемых на городские монеты соответствующих провинций.
Широкое распространение культа Аполлона приводит к тому, что это божество долго не выходит из числа монетных типов и даже в III веке пытается противостоять натиску набирающего силу христианства. Посвящения Аполлону весьма часто фигурируют в чеканке Филиппа Араба и Галлиена. Так, на монетах Филиппа I с надписью Ех oraculo Appollinus, помимо уже описанного нами храма, изображается и статуя этого бога . Аполлон Conservator появляется в чеканке Галлиена, Валериана, Клавдия Готского, Квинтилла и Аврелиана. В чеканке последнего Аполлон (и некоторые другие божества) изображается не только как «хранитель» императора и Отечества, но и как di militares, в связи с чем изображается на монетах, выпущенных в честь побед императорских армий .
Тем не менее, начиная со второй половины III века, Аполлон все реже и реже появляется на римских монетах. Это объясняется многими причинами. Старая римская религия, составлявшая опору режима, в том числе и императорский культ с которым Аполлон имел тесные связи еще со времен августа, разложилась. Политеизм римской религии оказался для нее роковым и попытки ряда императоров что-то противопоставить христианству были обречены. Поиски почвы, ускользающей из-под ног привели к тому, что Аполлон (с рядом других языческих божеств) появляется на некоторых монетах Константина I и бронзовых конторниатах IV – V века . Значительная часть последних была выпущена языческой аристократией Рима в  IV веке, как средство борьбы против власти Константина I Великого, носившей христианский характер. На лицевой стороне одного из таких конторниатов изображен Аполлон, на оборотной – бюст Траяна . В другом случае изображение Аполлона на аверсе сопровождает бюст Александра македонского на реверсе. Однако, несмотря на эти спорадические появления в римской чеканке, Аполлон, как и все другие языческие божества, был обречен: язычество уже ничего не могло противопоставить мощному натиску монотеистического христианства.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!