Кризис научной рациональности

14 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Европейская цивилизация в отличие от цивилизаций Востока всегда претендовала на право быть рациональной цивилизацией. Закономерность, причинная обуслов­ленность (каузальность) процессов и явлений, признание объектив­ности и бесконечности развития, понятийный способ мироосвоения - вот видимые невооруженным глазом составляющие рацио­нальности. Но разум может оказаться «не чистым», а рассудок ста­нет подсказывать то, что не будет рациональным по большому счету. Например, если в мире есть зло, то насколько рационален божест­венный проект создания лучшего из миров? Получается, что рацио­нальность легче опровергнуть, нежели обосновать, и вера в имма­нентную миру рациональность обладает всеми достоинствами и не­достатками собственно веры. Ведь не случайно русский философ И.Одоевский утверждал, что хотя рационализм нас подвел к вра­там Истины, но не ему будет суждено их открыть.

Таким образом, рациональность - это острейшая проблема мен­талитета и мировосприятия, не теряющая свою остроту для много­численных споров и дискуссий. Концептуальный кризис в интерпре­тации понятия «рациональность» связан с конкретно-исторической ее формой, а именно с тем классическим представлением о рацио­нальности, которое восходит к эпохе Нового времени и Просвеще­ния. Современный кризис рациональности - это кризис классиче­ского представления о рациональности, обусловленный потерей ясных и четких идейно-концептуальных ориентиров, которыми харак­теризовалось классическое сознание вообще. Сквозь призму класси­ческой рациональности мир представал как законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный, саморазвивающийся.

Однако связь научной рациональности и реальной истории раз­вития науки не так уж проста. В истоках эвристичности, столь необ­ходимой для творчества и открытия нового, рационального меньше, чем внерационального, нерационального и иррационального. Рацио­нализм так и не нашел адекватного объяснения акту творчества. Глу­бинные слои человеческого Я не подчинены разуму, а в клокочущей стихии бессознательного слиты и чувства, и инстинкты, и эмоции.

Можно смело согласиться с выводами ученых, что всем фор­мам рационального сознания присущ пафос максимального внима­ния к реальности. Если с точки зрения классической картины мира предметность рациональности - это прежде всего предметность объ­екта, данного субъекту в виде завершенной, «ставшей» действитель­ности, то предметность неклассической рациональности - пласти­ческое, динамическое отношение человека к реальности, в которой имеет место его активность. Неклассическая научная рациональность учитывает соотношение природы объекта со средствами и методами исследования. Она не исключает все помехи, сопутствующие фак­торы и средства познания, а уточняет их роль и влияние, что ста­новится важным условием достижения истины.

Постнеклассический образ рациональности показывает, что это понятие шире, чем понятие «рациональность науки», так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целерациональных действий и поведения челове­ка. Возникшая в самой философии науки идея плюрализма, рас­творяет рациональность в технологиях частных, парадигм. И, как выразилась П.Гайденко, на Месте одного разума возникает много типов рациональности.

Новый постнекласеический тип рациональности включает в себя новые ориентации: нелинейность, необратимость, неопреде­ленность, хаосомность, которые до сих пор неуверенно признава­лись в качестве равноправных членов научно-рационального ана­лиза. Эти методологические ориентации могут быть названы и но­выми императивами века. Происходит отказ от принципов редук-ционизма, элементаризма, линейности. В новый, расширенный объ­ем понятия научной рациональности включается интуиция, неоп­ределенность, эвристика, вводятся прагматические характеристи­ки, такие, как польза, удобство. По мнению В. Поруса, постне­класеический этап развития рациональности характеризуется со­отнесенностью знания не только со средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.

В новой открытой, гибкой научной рациональности расширяется объектная сфера за счет включений в нее систем «искусственного ин­теллекта», «виртуальных систем», «киборготнощений», которыесами являются порождениями научно-технического прогресса. Это ради­кальное расширение объектной сферы идет параллельно с его ради­кальным очеловечиванием. Мышление человека с его целями, цен­ностями, ориентациями несет в себе характеристики, которые сли­ваются с предметным содержанием объекта. Поэтому постнекласси-ческое понимание рациональности предполагает единство субъектив­ности и объективности. Сюда же проникает и социальное содержа­ние. Категории субъекта и объекта образуют систему, элементы ко­торой приобретают смысл только во взаимной зависимости друг от друга и от системы в целом. Рациональным оказывается то, что впи­сано в наличествующую систему социальных отношений, а то, что ей противоречит, объявляется нерациональным.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!