Критический реализм: новые черты

25 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Наряду с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он проявил себя как стремление правдивого отражения социального бытия, борьба за социальную справедливость и достоинство человека.

В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:

  • в заметном увеличении стремления к обобщенности образа;
  • исчезновении детализации;
  • возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей;
  • перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа;
  • сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника;

Живопись отличалась крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм.

К рубежу веков реализм перестал быть единой системой, а функционировал в разных формах.

Реализм как художественное явление в искусстве объединяет в себе два начала — идейное и методологическое. Наряду с прямой традицией, доставшейся от этого века, выдвигаются два новых течения в реализме: живописный и социалистический (слайд № 22).

Живописный реализм — тяготеет к эмоциональной, импульсивной трактовке образа, как бы под влиянием идей импрессионизма. В произведениях первого мир представлен натуралистически, импульсивно, эмоционально, ярко. Художников этого направления интересовали, прежде всего, не события и действия, а состояние среды, объединяющей предметы и фигуры в живописное целое, не требующее строгого построения пространства. Этот вид реализма тяготеет к многоцветности, сочной красочности, широкому мазку, графичности линии и силуэта.

В манере художников существенное место занимал народ как носитель устойчивой красоты. Народные мотивы в их работах предстают в красочном, праздничном виде (А. Цорн, А. Архипов, К. Юон). В русле живописного реализма особого подъема достигла пленэрная, пейзажно-лирическая живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроениями и чувствами человека (И Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев, В. Серов.

Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражение социальной реальности, пропагандирующего социалистические идеи в формах художественного идеала. Для соцреализма характерны аллегорические, символические композиции, воспевающие свободу и труд. Понятия и суждения о жизни выражаются в этом искусстве опосредованно в художественной теме произведения, содержащей в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические убеждения или настроения художников соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят отражение в их творчестве (ранний Пикассо, А Матисс, М Сарьян, П Кузнецов). События и герои изображаются такими, как есть, без налета романтики и красивого вымысла (Н. Касаткин, Э Мунк, А Архипов). В искусстве соцреализма последовательно развивалась тема пробуждения народа, пробуждения его сознания.

Одной из разновидностей реализма является неореализм (слайд №23), Принцип неореализма нашел свое выражение в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.

Особо выделяется мексиканская школа неореализма - муралисты, суть которой состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории страны, жизни народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали искусство ацтеков, майя, обратились к монументальному искусству Возрождения. Главным героем этих фресок является народ. Философски обобщив социальные явления и исторические события, проникнув в их глубинный смысл, художники этой школы заложили основы демократического национального искусства (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско, Р. Гуттузо).

В 80-е гг. возникли новые формы реализма, названные «сердитый реализм», гиперреализм, или фотодокументальная живопись, наивный реализм, фольклорный реализм и т. п. Отсюда напрашивается вывод, что к тому конгломерату реалистических школ и направлений термин «реализм» можно применить в условном виде. Но, тем не менее, реалистическое искусство сейчас развито очень широко.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!