Крестьянская реформа 1861 г.

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Уже в первой половине XIX в. сформировались социально-экономические и политические предпосылки для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот: те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.

В ХIХ в. по размерам территории и количеству населения Россия значительно отличалась от Русского государства начала предыдущего столетия. Так, в 1858 г. страна занимала площадь в 19,6 млн.кв. км, в ее состав вошли Финляндия, Бессарабия, почти весь Кавказ, большая часть Казахстана и Приморский край. К моменту очередной переписи в 1857 г. население ее достигло 67,8 млн. человек, подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве. За первые шестьдесят лет XIX в. ежегодный вывоз хлеба из России увеличился в 6 раз. Создается впечатление, что крепостническая система оставалась мощной и динамичной.

Однако к середине века вывоз хлеба из Северной Америки почти в 4 раза превышал российский. Для того, чтобы удержать свои позиции перед наступлением американского фермера, империя должна была форсировать производство хлеба, увеличивая его объемы, расширять посевы пшеницы за счет ржи, (последняя не пользовалась за границей значительным спросом). Эта гонка привела в тупик, прежде всего, барщинное хозяйство. Из-за относительного малоземелья экстенсивный путь расширения производства зерна за счет увеличения посевных площадей был для него закрыт, а интенсификации производства (повышению производительности труда) мешало крепостничество. Не мог помещик и до бесконечности усиливать эксплуатацию крестьянства, так как рисковал, изнурив его, подорвать источник своего благосостояния. Не мог он и дальше сокращать пахотный клин крепостных, потому что в подобном случае результат был столь же неутешительным. В поисках выхода из кризиса часть помещиков обратилась к новой агротехнике и технологии, но успеха не добилась: крепостной крестьянин не был готов к новым подходам ведения хозяйства.

В оброчных имениях появились свои трудности, связанные с усилением конкуренции между крестьянами-отходниками и городским ремесленниками. Необходимо учесть, что во второй половине XVIII в. 10-20 % мужского крестьянского населения центрального, к примеру, региона занимались отходничеством, а в 1850-х гг. их стало 30-40 %. Расширение сети мелких промыслов привело к сокращению заработков крестьян, к падению их платежеспособности. Последнее моментально сказалось на доходах помещиков: к моменту падения крепостного права дворянство было должно кредитным учреждениям государства 425 млн. руб.

Не менее серьезные процессы происходили в первой половине XIX в. и в российской промышленности. С 1799 по 1860 г. количество мануфактур в стране увеличилось с 2094 до 157338. Однако гораздо более важным представляется тот факт, что если первая треть нового века характеризуется ростом числа мануфактур, то в 1830-1850-х гг. в России начинается промышленный переворот, т.е. переход от мануфактуры к фабрике, и процесс окончательного формирования капиталистических классов. Когда к 1850-м гг. производительность труда в промышленности выросла в 3 раза, то 2/3 продукции крупной промышленности приходилось на долю машинного производства.

Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Значительное влияние на развитие российской экономики в первой половине XIX в. оказали крупные войны, которые стране пришлось вести с Наполеоном (1812–1814 гг.), а затем с объединенными франко-английскими силами (1853-1856 гг.). В результате первой из них, значительная часть страны была разорена, на огромной территории оскудели и крестьянские, и помещичьи хозяйства. Многие города лежали в развалинах. Дефицит бюджета в России за 1812-1815 гг. достиг 530.925.351 руб. Общая сумма материальных потерь превысила 1 млрд. руб. Еще более тяжелые последствия для экономики страны имела Крымская война (1853-1856 гг.). Дефицит государственного бюджета за 1853-1856 гг. достиг астрономической цифры: 800 млн. руб. серебром и в 3 раза превосходил сумму годовых поступлений в казну.

Крымская война, с одной стороны, стимулировала быстрое развитие промышленности. За период с 1856 по 1860 г. в России возникает такое количество акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет. Вместе с тем, Крымская война (1853-1856 гг.) существенно ухудшила экономическое положение России. Рекрутские наборы в годы войны, реквизиция скота, фуража и продовольствия, рост денежных и натуральных повинностей, вызванных войной, разоряли население, Война нанесла заметный ущерб промышленности и торговле.

Таким образом, основные причины необходимости буржуазных преобразований второй половины XIX в. были следующими:

Во-первых, экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. Однако данному развитию мешало крепостное право, сковывающее рынок свободных рабочих рук. Сужение рынка сбыта промышленных товаров являлось следствием барщинной системы хозяйства и натурального крестьянского хозяйства, которое переживало упадок.

Во-вторых, социальная политика царского правительства отражалась на усилении эксплуатации народных масс, что не могло не выплескиваться в стихийные массовые выступления и восстания крестьян.

В-третьих, потеря международного престижа, вследствие поражения в Крымской войне.

Впервые о вероятности отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. Говоря о своем нежелании «дать свободу крестьянам», он вынужден был признать, что необходимо приступить к подготовке их освобождения. Именно в этом выступлении Александр II сказал свою знаменитую фразу о том, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу. 3 января 1856 г. под председательством царя был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Сначала комитет действовал нерешительно, однако дальнейшие нарастание крестьянского движения заставило правительство в конце 1857 г. вплотную приступить к подготовке реформ.

Первоначально правительство пыталось заставить самих помещиков проявить инициативу. 20 ноября 1857 г было дано предписание генерал-губернатору литовских губерний В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губерний комитетов и одной общей комиссии в г. Вильно для подготовки местных проектов «улучшения быта помещичьих крестьян». Программа правительства, которая легла в основу этого предписания, была разработана в Министерстве внутренних дел летом 1856 г. (автор ее А.И. Левшин). Она предоставляла крепостным крестьянам гражданские права, но сохраняла вотчинную власть помещика, за которым сохранялось право собственности на всю землю в его имении. Крестьянам отводилась в пользование надельная земля, за которую они обязаны нести в пользу помещика регламентированные законом феодальные повинности. Иначе говоря, крестьянам предоставлялась личная свобода, но сохранялись феодальные экономические отношения. Эта программа по существу повторяла содержание указа 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах.

Вскоре (5 декабря 1857 г.) последовало аналогичное предписание петербургскому генерал-губернатору П.Н. Игнатьеву. В течение 1858 г. подобные предписания были даны остальным губернаторам, и в том же году в 45 губерниях, где находились помещичьи крестьяне, начали действовать губернские комитеты «об улучшении быта помещичьих крестьян». С опубликованием 24 декабря 1858 г. предписаний и началом работы губернских комитетов подготовка реформы приобрела гласность. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу- Наряду с ним в начале марта 1858 г. был создан Земский отдел при Министерстве внутренних дел под председательством сначала А.И. Левшина, а затем Н.А. Милютина. Вопрос о подготовке реформы стал широко обсуждаться в печати.

В 1856-1858 гг. часть помещиков также выступила с различными проектами отмены крепостного права.

4 марта 1859 г. при Главном комитете учреждены Редакционные комиссии для проекта закона об освобождении крестьян. К концу 1859 г. был в основном подготовлен проект «Положения о крестьянах». В последствии он подвергался изменениям в соответствии с замечаниями вызванных для обсуждения в Петербург депутатов от губернских комитетов - 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного Совета. 16 февраля 1861 г. Государственный Совет завершил обсуждение проекта четырех «положений», а 19 февраля (день восшествия на престол в 1855 г. Александра II) они были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостного права.

«Положения» от 19 февраля 1861 г. распространялись на 45 губерний европейской части России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в т.ч. 1 467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого ранее помещик мог отнять все его достояние, а его самого продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало большой простор крестьянскому предпринимательству, формированию рынка рабочей силы. Однако элементы внеэкономического принуждения продолжали сохраняться. На период временнообязанного состояния крестьян за помещиком оставалось право вотчинной полиции: ему были подчинены сельские должностные лица, он мог требовать смены их, удаления из общины не угодного ему крестьянина, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Сохранялись и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьяне продолжали нести рекрутскую, подушную и другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия.

В июне-июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского общественного управления. За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д.Киселева. Крестьяне одной общины или бывшего помещичьего имения составляли сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2 тыс. душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на 3 года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на 3 года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного правления, в которое входили сельские старосты и сборщики подати.

Крестьянские сельские и волостные учреждения имели ограниченную компетенцию и находились в полном подчинении у местных административно-полицейских властей.

В июне 1861 г. был создан институт мировых посредников, на который правительство возложило исполнение многочисленных административно-полицейских функций, связанных с проведением реформы в жизнь: утверждение и ведение уставных грамот, определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками; удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп; разбор споров между крестьянами и помещиками; руководство «разверстыванием» (разграничением) крестьянских и помещичьих угодий; надзор над органами крестьянского самоуправления. Мировые посредники назначались исключительно из помещиков (местных потомственных дворян) и, как правило, из числа крупных землевладельцев. Они были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд, в свою очередь, подотчетен губернскому по крестьянским делам присутствию, состоявшему из местных чиновников и помещиков.

Крестьянский надел. Решение аграрного вопроса занимало главное место в реформе 1861 г Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в т.ч. и на крестьянскую недельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные «Положением» повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Наделение крестьян землей носило принудительный характер. Закон запрещал крестьянам в течение 9 лет после его издания (до 1870 г.) отказываться от надела, но и по истечении этого срока право отказа от надела было обставлено такими условиями, что фактически сводили его на нет.

При определении нормы надела учитывались особенности местных природных и экономических условий. Территория европейской части России подразделялась на три полосы – нечерноземную, черноземную и степную.

В первых двух полосах устанавливалась высшая и низшая (одна четвертая высшей) нормы наделов, в степной – одна указная норма. С учетом особенностей губерний, даже уездов и частей уездов, размеры высшего и указного наделов устанавливались в пределах от 2,72 до 12 десятин на 1 душу мужского пола. В большинстве случаев эти нормы оказывались ниже размеров дореформенного крестьянского землепользования. Закон предусматривал – отрезы земли от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указную норму, и прирезы, если надел не достигал низшей нормы. Законом же разрешались отрезы в тех случаях, если у помещиков оказывалось менее 1/3 земли в имении по отношению к крестьянской надельной (а в степной полосе – менее половины) или когда помещик предоставлял крестьянину бесплатно 1/4 высшего надела. Разрыв между высшей и низшей нормами сделал отрезы земли правилом, а прирезы – исключением. В то время как отрезы по отдельным губерниям были произведены у 40-65 % крестьян, прирезы коснулись только 3-15 % крестьян.

Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще более увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянских земель. В результате реформы 1,3 млн. крестьян фактически оказались безземельными, надел остальных в среднем составил 3,4 десятины на душу, тогда как для обеспечения необходимого жизненного уровня крестьянина при тогдашней агротехнике требовалось 6-8 десятин земли в зависимости от региона. Недостающую жизненно необходимую часть земли они вынуждены пополнять кабальной арендой ее у помещика, либо докупать, либо компенсировать сторонними заработками.

Повинности. До перехода на выкуп крестьяне обязаны были за предоставленные им в пользование наделы отбывать повинности в виде барщины или оброка: в имениях, находившихся не далее 25 верст от Петербурга, – 12 руб., за высший надел в промышленных губерниях – 10 руб., в остальных – 8-9 руб. с 1 души мужского пола. В случае близости имений к железной дороге, судоходной реке, торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении нормы оброка. Кроме того, закон позволял проведение через 20 лет «переборочки», т.е. увеличение оброка в предвидении роста арендных и продажных цен на землю. По закону дореформенный оброк нельзя было повышать, если не увеличивался надел, однако закон не предусматривал уменьшение оброка в связи с сокращением надела. В результате вследствие отреза земли от крестьянского надела происходило фактическое увеличение оброка в расчете на 1 десятину.

Барщина за высший душевой надел устанавливалась в размере 70 рабочих дней (40 – для мужчин и 30 – для женщин) с тягла в 196 год, при этом 3/5 дней в летнее и 2/5 в зимнее время. Продолжительность дня составляла 12 ч. летом и 9 ч. зимой. Объем работ в течение дня определялся особым урочным положением.

Выкуп. Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. «Положения» от 19 февраля 1861 г. не определяли окончательного срока прекращения временнообязанного положения крестьян и перевода их на выкуп. Только законом от 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанном положении оставалось 15 % крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Однако этот закон распространялся только на 29 великороссийских губерний. В Закавказье перевод крестьян на выкуп не был завершен даже к 1917 г.

Условия выкупа для основной массы крестьян были очень тяжелыми. Выкупная сумма определялась путем капитализации оброка. Суть ее заключалась в том, что ежегодно уплачиваемый крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6 % с капитала.

Выводы по вопросу. Реформа, проведенная царизмом, не могла полностью ликвидировать прежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне. Крестьяне в период реформы испытывали на себе давление как помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гнета растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в послереформенной России получили так называемые «отработки» и издольщина.

Однако, несмотря на все издержки, крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России: промышленность получила свободные наемные руки; в сельском хозяйстве устанавливались капиталистические отношения (в результате ликвидации сословного права дворян на землю последняя стала продаваться); быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются рыночные отношения, увеличивается число предпринимателей и рабочих, формируются новые классы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!