Корпоративная социальная политика: муниципальный аспект

6 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Многие проблемы корпоративной социальной политики можно рассмотреть на примере малого российского города, поэтому остановимся на характеристике Покрова.

Численность населения - около 17 тыс. жителей. Город Покров относится к Владимирской области и расположен в 100 км от Москвы; имеет на сегодняшний день порядка 280 хо­зяйствующих субъектов и более 600 частных предпринима­телей, пять предприятий с численностью от 500 до 1000 чел. В городе работает известная в России и в Европе шоколадная фабрика бывшего немецкого концерна "Штольверк". Это шоколад "Альпингольд", "Дары Покрова". Около года назад фабрику выкупила американская компания "Краф Фудс рус". Поэтому сегодня она принадлежит американской, точнее, всемирной компании "Краф Фудс".

В 2002 г. город заплатил во все уровни бюджета около 800 млн руб. налогов. Средний объем произведенной продук­ции составил примерно 3,5 млрд руб.

Не касаясь глубоко вопроса, что остается в бюджете города, отметим, что этот фактор тоже влияет на корпора­тивную политику городских предприятий, потому что бюд­жет при всем цифровом благополучии, в силу сложившихся межбюджетных отношений, скорее напоминает дырявый дур­шлаг, чем реальный бюджет муниципального образования. Органы местной власти сегодня не могут влиять на социальную корпоративную политику предприятий на территории горо­да, за исключением, пожалуй, муниципальных. Понятно, что это небольшая доля предприятий. И в основном это предпри­ятия жилищно-коммунального комплекса и предприятий в сфере услуг.

Что, на наш взгляд, повлияло на хозяина (собственника) предприятия, на руководителя предприятия в том, чтобы они активно занялись корпоративной социальной политикой? Прежде всего то, что в городе никогда не было безработицы. Как бы это парадоксально ни звучало, за все годы ре­форм этой проблемы не было. Это эффект географического расположения города - 100 км от Москвы, и как результат - всегда есть возможность найти работу на рынке труда Мос­квы или Московской области.

В середине 90-х гг. пришел иностранный инвестор пол­ностью со 100%-м пакетом иностранных инвестиций; выку­пил недостроенную карамельную фабрику; на ее базе в тече­нии года создал эффективное и экономически очень прогрес­сивное пищевое предприятие; принес опыт и культуру соци­альной корпоративной политики, принятые на Западе.

За десятилетие реформ ни одно предприятие в городе не закрылось, хотя менялись формы собственности, транс­формировались в некоторых случаях виды деятельности. По­этому на первом этапе местная власть с руководством кон­церна, с руководством фабрики договаривались о том, чтобы по списку главных специалистов при подборе на работу они советовались с администрацией города, а местная власть вела консультации с руководителями производства, с которого этот специалист хотел уйти, для того, чтобы не оголить город­ские существующие предприятия и не создать там кадровую проблему. На сегодня это пищевое предприятие продолжает активно готовить кадры для себя и уже воспитало целый ряд высококлассных специалистов, которыми уже в какой-то степени "делится" с городом.

В этот период всегда существовали диалог, взаимодей­ствие между органами местной власти и руководством, ди­ректорами предприятий. В начале 90-х гг. Совет директоров активно работал с администрацией города. Затем он транс­формировался в Совет предпринимателей, а затем в город­ской фонд поддержки малого и среднего бизнеса, т. е. всегда существовал орган, обеспечивающий диалог между работо­дателями и местными органами власти. Из этого диалога вла­сти постоянно улавливали, что город стоит перед некой кад­ровой проблемой, потому что было понимание, что рано или поздно возникает проблема обучения кадров, проблема их воспроизводства. Десять лет реформ не обязательно должны привести к катастрофе, к развалу. Мы должны прийти к мо­менту, когда начнется подъем экономики и понадобятся но­вые рабочие, квалифицированные кадры. Поэтому городская власть в это время создавала "полную" систему образования в городе; открыли педагогический колледж на базе бывшего педучилища, филиал Московского Государственного Откры­того Педагогического Университета им. М. А. Шолохова, в котором обучается около 1000 студентов. Тем самым созданы условия для развития системы образования, начиная с детс­кого сада и заканчивая высшим образованием. Сегодня со­вместно с предпринимателями и городским фондом поддерж­ки предпринимательства идет работа над созданием Универ­ситета предпринимательства.

Таким образом фабрика "Крафт Фудс", придя на наш рынок труда со своей культурой, обеспечила высокую план­ку требовательности, давала социальные гарантии, соци­альную защиту своим сотрудникам, поставила перед выбо­ром другие предприятия города. Сегодня на фабрике суще­ствует и работает социальная программа. С медиками заклю­чен договор по профилактике заболеваемости работников, тем самым снижены затраты по оплате больничных листов, добились того, чтобы работников не лечить, а контролиро­вать состояние здоровья, проводить программы оздоровле­ния. При этом очень жестко спрашивают с городских медиков за результаты этой деятельности, потому что здесь опять-таки работает коммерция - есть заказчик и есть исполни­тель. За это платят деньги.

Естественно, в этих условиях городские предприятия не могли оставаться в стороне. Руководители предприятий в ус­ловиях дефицита кадров сформировали пакет социальных ус­луг и заказа на образование, на подготовку кадров, через администрацию города передали в наши образовательные уч­реждения, начиная со старших классов, где есть сегодня возможность подготовки по ряду специальностей. Затем в этот процесс включаются педагогический колледж, городские учреждения дополнительного образования, которые использу­ют самые современные технологии, включая компьютерные формы обучения, интерактивное образование и т. п. и за­тем - подготовка специалистов в филиале Университета. Под­готовкой специалистов занимается Владимирский государ­ственный университет (бывший Политехнический институт), в арсенале которого есть практически все технические спе­циальности.

Отечественные предприниматели, ориентируясь на те условия, которые создаются иностранным капиталом с его требованиями, чтобы не терять своих специалистов, также разработали свои социальные программы, реализуют их внут­ри предприятия. Они у каждого предприятия могут быть раз­ными. Это может быть доставка к работе и обратно, это са­наторно-курортное лечение, это материальная помощь, это стоматологические кабинеты, которые расположены непос­редственно на производстве. Это и многое другое, достаточ­но широко применяемое в зависимости от востребованности.

За 10-11 лет город принял всю социальную сферу на себя, все дошкольные образовательные учреждения, весь ведомственный жилой фонд, культурные, спортивные и физ­культурные объекты. Предприниматели видят, что их ра­ботники в условиях подобных межбюджетных отношений не могут получать адекватно услуги, которые они зарабатыва­ют, и они помогают городской власти. И это правильная пози­ция. Но предприятия, конечно, не освобождаются от своих корпоративных программ социального развития. В данной ситуации именно из-за "ненормальности" межбюджетных от­ношений городские предприятия вынуждены активно уча­ствовать в спонсорской помощи школам, детским садам, куль­турным учреждениям, в софинансировании. Фабрика "Крафт Фудс" в рамках городского краеведческого музея финанси­рует создание музея шоколада. Это культурное направление. Есть еще одно направление - развитие в городе туристи­ческой составляющей. Участие, с одной стороны, для фабри­ки может быть не совсем характерно, но это понимание того, что участие в культурно-социальной программе им же и вер­нется через экономический фактор. Если учесть, что эта фаб­рика занимает примерно третью часть рынка плиточного шо­колада России, то это достаточно серьезный фактор. Потен­циал фабрики позволяет двигаться вперед, развиваться, при­влекать кадры, которые надо чем-то, с одной стороны, при­влечь, а самое главное - подготовить их.

Таким образом, участие в социальных программах спла­чивает коллектив, руководителей, собственников и местную власть. У этого процесса появляются и другие проявления, например, в это сложное время часть предприятий, такие, как акционерное общество "Промэнерго", бывший завод ме-таллозаготовок, сегодня заявились на строительство физкуль­турно-оздоровительного комплекса для своих работников, чтобы включить в процесс производства и заботу о здоровье и досуге работников. Обоюдный интерес у предприятий, у предпринимателей и местной власти в этом вопросе есть, и он объективно присутствует.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!