Концепция формирования корпоративной структуры

11 Апр 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Целью разработки концепции развития корпоративной группы и ее бизнеса является формирование альтернативных вариантов структур корпорации с определением бизнес-проектов их развития на перспективу.

Для достижения поставленной цели необходимо:

1. Определить структуру и характер взаимозависимости корпорации с финансовыми бизнес-субъектами, которые имеют с ней финансовые отношения в текущий момент. Этот объект будем называть исходным прототипом финансовой подсистемы корпорации (ФПК).

2. Определить потенциальные возможности расширения первого прототипа ФПК и сформировать множество альтернативных вариантов целевых прототипов ФПК с перечислением условий, при которых возможна их реализация. Провести оценочные показатели затрат на реализацию каждого варианта второго прототипа ФПК и эффекта синергизма от его создания, как минимум, на качественном уровне, а если возможно, то дать и количественную оценку. Выбрать базовый вариант ФПК, по которому информация добывается и верифицируется всеми доступными для разработчиков способами с максимально допустимыми затратами средств и времени.

3. Разработать для базового варианта ФПК альтернативные варианты формирования промышленной подсистемы корпорации (ППК) с перечислением условий, при которых возможна их реализация. Провести, если возможно, оценку показателей затрат на реализацию каждого варианта ППК и эффекта синергизма от его создания (повышение уровня ре-сурсообеспеченности внутри ППК, возможности по удержанию позиций на товарных рынках и их укреплению, степени повышения конкурентоспособности и т. д.). Выбрать базовый вариант ППК - вариант, по которому информация добывается и верифицируется всеми доступными для разработчиков способами с максимально допустимыми затратами средств и времени.

4. Для совокупности базовых ФПК и ППК, т. е. для базового варианта корпорации, сформировать бизнес-проекты на пять и десять лет для двух (или более) вариантов прогнозов развития экономики страны, выбранных из заслуживающих доверия источников.

5. Использовать всю накопленную информацию для построения наиболее правдоподобных альтернативных (оптимистического и пессимистического) вариантов развития корпорации и сформировать бизнес-проекты на 3-5-10 лет для двух (или более) вариантов прогнозов развития экономики страны, выбранных из заслуживающих доверия источников.

Исходной посылкой в решении перечисленных задач может служить следующее предположение - для устойчивого развития корпорации на прогнозный период достаточно выполнения следующих условий:

1) обеспеченность ресурсами и услугами инфраструктуры;

2) гарантии выпуска планируемых объемов продукции с планируемыми параметрами качества и себестоимости;

3) гарантия сбыта планируемых объемов выпускаемой продукции.

Поскольку перечисленных условий достаточно на макроуровне, можно путем декомпозиции продолжить построение дерева условий до уровня детализации, включающего параметры денежных потоков внутри корпорации и между корпорацией и ее макросредой-оболочкой (множество субъектов, не принадлежащих корпорации и имеющих финансово-промышленные отношения хотя бы с одним хозяйствующим субъектом корпорации).

Структура и содержание концепции

А. Концепция формирования финансовой подсистемы корпорации.

Формируем схему всех субъектов финансового рынка, являющихся партнерами, дочерними или аффилированными предприятиями корпорации. На схеме указываем параметры, позволяющие судить о "весе" каждого субъекта в системе, степени его "зависимости" от корпорации, а также индикаторы интеграции и дезинтеграции каждого субъекта. Отражаются финансовые субъекты, которые, по мнению руководства, могут рассматриваться в качестве первого эшелона возможной экспансии корпорации. Рассматриваются схемы интеграции финансовых учреждений, входящих в корпорацию в порядке участия в капитале и на другой основе: например, доверительной, концентрации контроля над ресурсами, добровольной централизации управленческих полномочий, коллегиального руководства, децентрализованного руководства с обязательными взаимными консультациями дирекций предприятий-участников и т. д.

Основные задачи, решаемые при формировании финансовой подсистемы корпорации:

1. Недопущение в холдинг корпорации с практически нулевой остаточной стоимостью собственного капитала.

Задача возникает, когда корпорации обычно обладают слабой депозитной базой, их обязательства значительно превышают стоимость остаточных активов, розничная сеть у них ограничена, а рыночная репутация негативна.

2. Выработка условий приема в холдинг плохо работающих компаний, если это повышает франчайзинговую стоимость как самой корпорации, так и холдинга.

Задача возникает, когда активы у компании низкокачественные, а их чистая стоимость отрицательна, однако их депозиты и "франчайзинговая стоимость" (имиджевая стоимость, "гудвилл", доверие контрагентов, технологии совершения бизнес-операций) могут укрепить стоимость холдинга и его конкурентоспособность на рынке.

3. Оценка целесообразности решения "приобретать и брать обязательства" компании, которая может затем подвергнуться слиянию с холдингом или быть приобретенным им.

Задача имеет место в тех случаях, когда у компании неудовлетворительный баланс, однако достаточная стоимость активов, депозитная база и франчайзинговая стоимость, чтобы быть привлекательной для холдинга.

4. Оценка целесообразности участия холдинга в разработке программы "корпоративного подхода" к реструктуризации промышленного предприятия, которое предполагается включить в холдинг. Данный подход предполагает, что холдинг будет играть ключевую роль в финансовом (долговом), физическом (имущество, оборудование, технология) и операционном (управление) реструктурировании жизнеспособного предприятия. Принимая во внимание экономическую ситуацию в России, следует иметь в виду, что большинство региональных компаний не имеют достаточных финансовых ресурсов и операционного опыта, чтобы взять на себя ответственность за реструктурирование и управление предприятием.

5. Оценка целесообразности применения механизма долговых свопов для контрагентов региональных компаний с точки зрения перспектив формирования ФПК. Для холдинга, который стремится получить существенную прибыль в будущем (когда рыночные структуры займут прочное место в экономике), свопы типа долг - ценные бумаги могут оказаться полезными.

Для холдинга возникает вопрос о степени и формах его контроля над своими членами.

По степени контроля можно различать:

1) полный или частичный контроль над основными средствами своих членов (члены имеют уставный фонд, включающий только акции или часть акций холдинга);

2) полный или частичный контроль распределения кредитных ресурсов;

3) полный или частичный контроль тарифной политики;

4) полный или частичный контроль технологического уклада (техники, технологии, стандарты, правила, регламент, технологические карты и т. п. производственной и финансовой деятельности);

5) полный или частичный контроль за страхованием корпоративной деятельности.

По форме контроля можно различать: а) административный;

6) финансовый (бухгалтерский);

г) страховочный;

д) информационный.

Б. Концепция формирования исходного прототипа промышленной подсистемы корпорации.

Устанавливаются критерии контрагентов для корпорации. Формируется база знаний по всем контрагентам.

Выбираются системообразующие признаки и по ним проводится классификация базы контрагентов. Каждый класс позиционируется по региональному, отраслевому или иному признаку. Анализируются взаимосвязи субъектов внутри каждого класса и вычисляются индексы конкурентоспособности, взаимодополняемости и уникальности продукции каждого субъекта.

Вычисляются индексы финансовой зависимости каждого из субъектов от ФПК, а также от корпораций-конкурентов. Определяется перечень корпораций-конкурентов по обслуживанию контрагентов и степень пересечения в этой области интересов корпорации.

Для каждого контрагента строится микросреда взаимосвязей поставщиков сырья и полуфабрикатов с одной стороны и потребителей (оптовых покупателей) с другой стороны. В данном множестве ищутся формирования, относящиеся к множеству контрагентов корпорации. По результатам этого анализа делается заключение:

• о степени однородности контрагентской базы по отраслевому (дополняющему портфель продаж по видам продукции, сегментам рынка, видам оптовой и розничной торговли и т. п.) признаку;

• о наличии самодостаточных для развития промышленных конгломератов.

При решении этой проблемы необходимо учитывать, что в каждой отрасли существуют нюансы ведения бизнеса, незнание которых может обернуться для корпорации существенными потерями. Как всегда, важна любая информация о реальном секторе и достоверность ее источников. Надо иметь квалифицированное представление о производственном процессе, знать отраслевые (рыночные) особенности реализации продукции, возможные периоды спада и увеличения спроса, портрет потребителя и т. д. Кроме того, каждая отрасль имеет индивидуальные отношения с федеральным бюджетом и с конкретными чиновниками. Объемы дотаций и трансфертов из бюджета, график и своевременность их перечисления, отношение премьер-министра к данной отрасли и отношение директора предприятия к председателю Правительства РФ, влиятельность лоббирующей группировки в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, ее поименный состав - все это имеет огромное значение. Для получения этой информации нужен непосредственный контакт с представителями отрасли или с людьми, которые тесно с ней связаны: государственными чиновниками, отраслевыми экспертами, журналистами, давно и квалифицированно пишущими о проблемах именно этой отрасли и т. д.

В. Концепция формирования целевого прототипа промышленной подсистемы корпорации.

По результатам анализа первого прототипа формируется корпоративно-ориентированная контрагентская политика ФПК. Это политика, направленная на привлечение, в первую очередь, таких контрагентов, которые обеспечивают продвижение от базы корпоративных контрагентов корпорации к корпоративной структуре как одной из форм корпорации.

Однако основным способом формирования целевого прототипа ППК является проведение корпорацией инвестиционной деятельности в интересах своих контрагентов.

В организационном плане в корпорации данной деятельностью должно заниматься специальное инвестиционное подразделение (ИП), которое функционально может входить в систему управления контрагентской базой, включающую обеспечение контактов с новыми контрагентами, оказание организационной и консультационной помощи контрагентам, и осуществляющую развитие этой сферы. Инвестиционное подразделение осуществляет поиск и устанавливает контакты с контрагентами, заинтересованными в продвижении их инвестиционных проектов (Ипр); производит первичную оценку экономической эффективности Ипр; устанавливает контакты с инвестиционными институтами, финансовыми посредниками в РФ и за рубежом; обеспечивает дальнейшую помощь в использовании полученных средств.

К компетенции высшего руководства корпорации по инвестиционным проектам следует отнести:

1) определение ключевых финансовых показателей эффективности инвестиционных проектов и их граничных значений;

2) решение о рекомендуемых ставках дисконтирования;

3) утверждение альтернативных вариантов прогнозов (прежде чем они будут использованы в качестве исходных данных для анализа и планирования проектов);

4) решение о соответствии проекта возможностям корпорации (организационным и финансовым);

5) определение качественных критериев отбора проектов в соответствии с целями и задачами корпорации (общественная значимость, влияние на имидж корпорации и др.);

6) определение критериев подбора сотрудников подразделения, а также привлечения на временной основе сторонних специалистов;

7) утверждение требований к оформлению проектов, представляемых на рассмотрение.

Деятельность инвестиционного подразделения трудоемка: подготовка и обработка исходных данных занимают от 50 до 90% общих трудозатрат на комплексную оценку проекта. Работники инвестиционного подразделения должны быть специалистами широкого профиля, легко ориентирующимися в быстро изменяющейся конъюнктуре финансовых рынков, обладающими знаниями в разных областях бизнеса. Их работа связана с различными сферами корпоративной деятельности и, следовательно, требует высокого уровня координации операций и возложения на них значительной ответственности за принятие решений.

Инвестиционное подразделение должно активно взаимодействовать:

• с юридическим отделом по вопросам, связанным с оказанием юридических консультаций по заключаемым договорам или законодательным проблемам, возникающим в ходе рассмотрения проектов;

• с фондовым отделом, занимающимся операциями с ценными бумагами, в области консультаций по вопросам оценки пакетов акций (если таковые возникают при рассмотрении проектов) в целях получения справочной информации о фондовых рынках;

• с казначейством (отделом управления активными и пассивными операциями), согласовывая с ним основополагающие принципы привлечения и размещения средств в ходе претворения в жизнь инвестиционных проектов, а также возможные кредитные риски;

• с кредитным отделом по вопросам определения кредитоспособности контрагентов, методологической помощи при оценке проектов, в целях получения справочной информации о рынках кредитных ресурсов;

• с валютным отделом по вопросам получения и предоставления информации, касающейся планирования операций в иностранной валюте, связанных с инвестициями, а также о конъюнктуре валютного рынка.

Кроме того, инвестиционное подразделение изначально взаимодействует с управлением расчетно-кассового обслуживания и управлением по работе с контрагентами по вопросам установления контактов с новой контрагентурой, а также активно-пассивных операций, проводимых по счетам особо важных контрагентов в ходе осуществления инвестиционных проектов.

Рациональная организация работы инвестиционного подразделения предполагает унификацию подходов к сбору и анализу информации, единство методики, используемой для получения и интерпретации результирующих показателей с позиций как международных, так и российских стандартов.

Рационально использовать два взаимодополняющих критерия коммерческой привлекательности проектов: финансовую состоятельность и экономическую эффективность инвестиционных проектов. В первом случае анализируется ликвидность проекта в ходе его реализации, во втором акцент делается на способности проекта сохранить ценность вкладываемых в него средств и обеспечить достаточные темпы их приращения.

При формировании промышленной подсистемы корпоративной группы целесообразно руководствоваться оценкой современных проблем предприятий, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, изложенных в "Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций". Системный анализ данного документа с позиции наличия информации, полезной при оценке потенциальных бизнес-единиц корпоративной группы, позволил выделить следующие положения.

Общая экономическая ситуация в России характеризуется тем, что снижение темпов инфляции и процентных ставок по кредитам не привело к росту инвестиций. Недостаточный уровень инвестиций обуславливается неготовностью:

• с одной стороны - получателей инвестиций (предприятий) к эффективному освоению средств, в первую очередь, из-за низкого качества управления;

• с другой стороны - неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в российские предприятия из-за высоких рисков (незащищенность права собственности, значительный риск потери средств из-за плохого управления, отсутствие действенного механизма реализации хозяйственного права, непрозрачность финансового состояния предприятия).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!