Концепции искусства в истории эстетики

16 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Гераклит считал, что искусство подражает красоте в природе. По Платону, предметы – тени идей, искусство же подражает предметам и есть отражение отраженного (тень тени), то есть явление низшее. Поэтому доступ искусства в идеальное государство ограничен гимнами богам.

Для Аристотеля искусство – подражание действительности (мимесис). Две причины произвели искусство:

1) присущее людям с детства стремление к подражанию; 2) способность продуктов подражания всем доставлять удовольствие. «На что мы в действительности смотрим с отвращением, тончайшее изображение того мы рассматриваем с удовольствием» (Аристотель, «Поэтика»). Аристотель обосновывает принципы художественной правды: подражание воспроизводит не случайные явления, а вероятные (не факты, а то, что могло бы произойти; не случившееся, но вероятное предпочтительнее случившегося). Поэзия изображает цепь вероятных событий (даже если они никогда не происходили). История же воспроизводит единичные факты и события, часто лишь случайно связанные. По Аристотелю, искусство содержит больше философского и серьезного элемента, чем история; поэзия выше истории. В этих положениях – первая попытка выявить специфику искусства в сравнении с наукой.

Типы подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть» (Аристотель, «Поэтика»).

Каждому роду искусства присуще, по Аристотелю, свое наслаждение. Так, наслаждение, доставляемое комедией, проистекает от зрелища смешного, которое не причиняет боли, веселит и развлекает. В основе наслаждения картиной – узнавание в изображении истинной природы вещей.

Аристотель признает воспитательную роль искусства, что отражает ситуацию в античном обществе, где искусство и право составляли основу воспитания. Обществу небезразлично направление воздействия искусства, поэтому допустимые в музыкальном воспитании инструменты, музыкальные лады, мелодичные системы должны контролироваться цензурой.

Аристотель («Политика») полагает, что музыка с помощью ритмов и мелодий подражает определенным состояниям души – гневу, кротости, мужеству. Формы музыки близки к естественным состояниям души. Испытывая печаль или радость от подражания действительности в музыке, человек привыкает глубоко чувствовать в жизни.

По Аристотелю, произведение не может быть причислено к искусству только на основании метрического построения речи. Ритмом обладают и научные произведения. «Если издадут написанный размером какой-нибудь трактат по медицине или физике, то они обыкновенно называют его автора поэтом, а между тем у Гомера и Эмпедокла нет ничего общего, кроме метра, почему первого справедливо назвать поэтом, а второго скорее физиологом, чем поэтом» (Аристотель, «Поэтика»). Можно уложить в размер сочинения Геродота, но они останутся историей, а не станут поэзией, ибо их содержание не станет поэтическим. Характеризуя особенности содержания искусства, Аристотель разработал понятия: фабула («подражание действию», «сочетание фактов»), перипетия, узнавание; характер («то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», то есть определенность; «то, в чем обнаруживается нравственный принцип»), композиция. Аристотель ввел деление персонажей на положительных и отрицательных: «подражатели подражают действующим (лицам), последние же необходимо бывают или хорошими или дурными».

В эпоху барокко Тассо, отталкиваясь от суждений Аристотеля, утверждал, что предмет искусства – человек.

По Буало, главный предмет искусства – красота государственной жизни, равная добру и целесообразности.

Французский аббат Дюбо в работе «Критические размышления о поэзии и живописи» (1719) искал пружины развития искусства в природе и объяснял изменения искусства изменениями воздуха.

Баумгартен художественное познание отличает от научного чувственной формой. Он опирается на концепцию Вольфа, согласно которой удовольствие возникает благодаря совершенству чувственно познаваемого. Вольф, а вслед за ним и Баумгартен различили низшую познавательную деятельность (постижение прекрасного искусством) – и высшую (постижение истины наукой). Баумгартен предвосхитил идею, позже полно выраженную Гегелем: логическое (понятийное) мышление выше художественного (образного).

И. Кант разделяет искусство на 1) приятное (низшая, неполноценная форма художественного творчества, связанная с практическими целями); 2) прекрасное (настоящее, не связанное с практическим интересом, эстетическое, изящное искусство, мерило которого – рефлектирующая способность суждения, а не чувственное ощущение; искусство как свободная игра человеческих познавательных способностей; это искусство гения).

Гердер полагал, что искусство меняется под воздействием изменений климата и в зависимости от национального характера народа.

Гегель считал, что мир есть отражение абсолютного духа. Познание мира – самопознание абсолютным духом себя. Оно проходит две ступени: низшая – художественное сознание, отражающее абсолютную идею; высшая – философское и религиозное сознание. Гегель видит в художественном творчестве не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Гегель внес принцип историзма в понимание искусства и рассмотрел его в развитии. По Гегелю, искусство проходит три этапа:

Символическое искусство – начальная стадия познания абсолютного духа (идея оформилась в действительности, но еще не нашла соответствующей формы). В символическом искусстве форма преобладает над содержанием. Этим соотношением формы и содержания характеризуется: 1) символический этап развития искусства; 2) категория комического; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства – архитектура, в которой материальное начало (форма) превалирует над духовным (содержание); полно воплощается в архитектуре Древнего Востока.

Дальнейший рост содержания (развитие духовного начала) и составляет суть истории искусства.

Классическое искусство (вторая стадия развития художественного сознания – античность) – возросшее духовное содержание приходит в соответствие с формой. Этим гармоничным соотношением формы и содержания характеризуется: 1) классический этап развития искусства; 2) ведущая категория классического искусства – прекрасное; 3) особо значимый для этого этапа вид искусства – скульптура, в которой материальная форма адекватна содержанию.

Духовное начало продолжает нарастать, и вскоре гармония содержания и формы нарушается. Классическое искусство, полное гармонии и красоты, по Гегелю, подобно прекрасной, быстро облетающей розе. Наступает новая стадия развития искусства – романтическое искусство.

Романтическое искусство (третья стадия – христианское искусство Средних веков, Возрождение, художественное творчество Нового времени) – духовное содержание превалирует над формой. Этим соотношением формы и содержания характеризуется: 1) романтический этап . развития искусства, 2) ведущая категория романтического искусства – возвышенное; 3) особо значимые для этого этапа виды искусства – живопись, которая дает лишь иллюзию предметов; музыка, в которой духовное содер­жание выражается как чувство через соотношение звуков и ритмов; поэзия, в которой происходит абсолютное проявление духа и освобождение его от материального. Христианское искусство сосредоточивается на внутреннем содержании (жизни духа), а не на форме. Это противоречит конкретно-чувственной природе искусства. Происходит отрицание искусством самого себя. Оно погибает, и наступает более высокая ступень познания духа. На смену искусству в XIX в. приходит философия – высшая форма самопознания абсолютного духа.

В. Белинский отмечал зависимость содержания художественных произведений от содержания жизни народа.

Марксизм из совокупности общественных факторов, определяющих развитие искусства как формы общественного сознания, выделял в качестве первопричины экономику (способ производства) и подчеркивал, что искусство – отражение действительности, имеющее познавательное и воспитательное значение.

Французский теоретик И. Тэн (вторая половина XIX в.) считал, что общественные настроения и нравы создают «духовную температуру», определяющую развитие художественного сознания, так же как физическая температура определяет развитие флоры и фауны.

Гюйо полагал, что искусство – функция общественного организма.

Л. Выготский показал, что искусство несет не обыденные, а художественные, «умные» эмоции. Они социальны и выражают и закрепляют исторический опыт отношений. Это всегда положительные эмоции, доставляющие эстетическое наслаждение, и существуют они только в художественной системе. Не освоив эту систему, ничего нельзя ни понять, ни пережить в искусстве.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!