Концепции и подходы контроллинга как функции эффективного управления малым предприятием

16 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Контроллинг как концепция управления. Слово «контроллинг» происходит от англ. to control — контролировать, управлять, а последнее в свою очередь происходит от фр. — реестр, проверочный список. В научной литературе используются два подхода к процессам организации мониторинга и контроллинга в фирме, разработанные американской и немецкой школами. Первый подход (американский) включает в понятие «контроллинг» и понятие «мониторинг», целью последнего является сбор и предварительная обработка информации, используемой для контроллинга. Второй подход (немецкий) рассматривает понятия «контроллинг» и «мониторинг» отдельно друг от друга.

В России потребность в контроллинге возникает в 90-х гг. XX в. с внедрением в экономику рыночных принципов хозяйствования. В России используют оба термина: и «контроллинг», и «управленческий учет». Однако термин «контроллинг» более емкий и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.

Управленческий учет выступает составной частью контроллинга и является связующим звеном между процессом управления и учетным процессом, и включает: систему учета и управления затратами, систему оценочных и сравнительных показателей деятельности фирмы, которые выражаются в системе управленческих отчетов, содержащих информацию о фактических, плановых и прогнозных показателях функционирования фирмы в целом и ее структурных подразделений, а также информацию о внешнем окружении.

Управленческий учет ориентирован на планирование и прогнозирование будущей деятельности фирмы и направлен на внутренних пользователей в лице высшего руководства фирмы.

Основные предпосылки возникновения контроллинга как концепции управления МП были вызваны массовыми банкротствами хозяйствующих субъектов, и к ним относятся: недостатки в квалификации управленческого персонала из-за несоответствия принципиально новым подходам к управлению; недостаточная ориентация на рыночные условия развития экономики и т. п. Даже после ликвидации негативных моментов с помощью внедрения контроллинга это направление надолго остается инструментом эффективного управления МП, так как позволяет бороться со следующими негативными причинами, вызванными:

  • повышением уровня нестабильности внешней среды;
  • смещением акцентов с анализа прошлого на анализ будущего;
  • увеличением скорости реакции на изменения внешней среды (повышением гибкости);
  • необходимостью постоянно отслеживать изменения во внешней и внутренней среде МП;
  • необходимостью существования системы действий по обеспечению выживаемости МП и избеганию кризисных ситуаций;
  • усложнением систем управления МП, которые требуют внедрения механизма координации внутри системы управления;
  • информационным взрывом при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации и требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  • стремлением к синтезу, интеграцией различных областей знания и человеческой деятельности.

Различные исследователи предлагают и различную ориентацию контроллинга. Так, П. Хорват предлагает контроллинг ориентировать, исходя из целей, Т. Райхман — на результат с учетом .обеспечения ликвидности, Х.-Ю.Кюппер — на координацию системы управления; Й. Вебер — на элементы управления социальной системой, С. В. Куликов — на всеобщую координацию и управление страховой организацией для оптимизации результатов.

Контроллинг как концепция управления МП появляется в экономике стран, испытывающих трудности в своем развитии, и включает:

  • ориентацию трудового коллектива на обеспечение рентабельности и ликвидности МП на долговременную перспективу;
  • формирование на МП оптимальной структуры, ориентированной на достижение стратегических и тактических целей;
  • создание на МП эффективной информационной системы, обеспечивающей все ее подразделения полной и своевременной информацией для принятия управленческих решений;
  • обеспечение непрерывности решения задач контроллинга. При организации контроллинга чаще всего выделяют следующие концепции:

1)  контроллинг как система учета; переориентация системы учета из прошлого в будущее;

2)  контроллинг как информационная система; создание общей информационной системы управления, оптимизация информационных потоков;

3)  контроллинг как элемент системы управления МП; акцент на планирование, контроль и координацию деятельности системы управления МП;

4)  контроллинг как система «стройного менеджмента». Делегирование прав и ответственности за ведение производственного учета исполнителям;

5)  контроллинг как практическая концепция (контроллинг общей цели и числовых показателей). Доминирует логика системного мышления — оптимизация прибыли.

В целом система контроллинга реализует все перечисленные выше концепции, но расстановка акцентов может быть разной в зависимости от выбранной стратегии управления МП.

Таким образом, под контроллингом понимается методология управления, включающая решение задач планирования, мониторинга, получения отчетности, прогнозов и рекомендаций, а также информирование о состоянии и тенденциях деятельности МП.

Функции контроллинга. При реализации управления МП контроллинг выполняет следующие функции:

  • учет — выражается в создании системы сбора и обработки информации, пригодной для принятия управленческих решений, подборе и разработке методов учета, критериев для оценки деятельности МП в целом и ее подразделений;
  • поддержка процесса планирования — выражается в формировании системы комплексного планирования и методов планирования, которая советует как и когда планировать и оценивает возможности реализации планов;
  • контроль за реализацией планов — выражается в разработке методов, контрольных документов с фиксацией сроков контроля и контрольных операций, сравнением плановых и фактических данных, выявлением степени достижения поставленных целей, проведением анализа отклонений и выработкой предложений об их устранении;
  • информационно-аналитическое обеспечение — выражается в разработке информационной системы всей МП, стандартизации информационных носителей и каналов передачи информации.

Таким образом, при реализации управления МП контроллинг играет роль:

  • сигнализатора о неприемлемом состоянии предприятия (в этом случае он — индикатор);
  • средства выявления различных аспектов закономерностей функционирования и развития предприятия (в этом случае речь идет об идентификационной роли);
  • процедуры выявления причинно-следственных связей и причин (здесь он — обобщенный оператор имплицирования);
  • ситуационного позиционирования, позволяя обобщить опыт управленческого поведения.

Цели МП. Контроллинг представляет собой систему управления, ориентированную на достижение всех целей МП. Цели МП подразделяются на стратегические, тактические и оперативные. Поэтому и контроллинг делится на три вида: оперативный, стратегический и тактический.

Стратегический контроллинг выполняет три основные функции.

  1. Стратегическое планирование, обеспечивающее продолжительное, успешное функционирование МП.
  2. Стратегический контроль, сопровождающий и поддерживающий стратегический план, проверяющий адекватность формулировки стратегии, ее координацию с политикой МП, внедрение и реализацию.
  3. Стратегическое информационное обеспечение, обнаруживающее будущие тенденции как в окружающем МП мире, так и внутри его.

Под инструментами контроллинга понимают способы управления МП, применяемые для достижения стратегических, тактических и оперативных целей. Инструменты контроллинга в соответствии с целями также делятся на инструменты стратегического, тактического и оперативного контроллинга.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!