Контрреформы 1880-1890-х годов

17 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В 1871 г. дознание по государственным преступлениям было офи­циально поручено корпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в су­дебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в администра­тивном порядке.

В 1872 г. наиболее важные дела по государственным преступле­ниям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей.

В 1874 г. из ведения общих судов изымаются дела о «противоза­конных сообществах» и участии в них, в 1878 г. - дела о противодей­ствии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду.

После покушения на императора Александра II усиливается пра­вительственное наступление на судебную систему, порожденную ре­формой. В 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия», закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка.

Согласно этому Положению министру внутренних дел, генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряддел на рассмотре­ние военных судов для решения по законам военного времени.

Еще в 1866 г. у суда присяжных были изъяты дела о печати, адми­нистративные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов. Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г. мог производиться на дому.

В 1887 г. суду предоставлено право проведения закрытых судеб­ных заседаний с объявлением слушающегося дела «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

В 1889 г. вступает в действие «Положение о земских участковых на­чальниках», разрушившее раздельность судебной и административной властей. Этим актом был нанесен серьезный удар по системе мировых судов, их число существенно сократилось, а затем они исчезли вовсе.

В уездах вместо мировых судей вводится институт земских началь­ников, наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались высшее образование или занятие кандидатом в течение нескольких лет долж­ности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословный принцип подбо­ра кадров проявился здесь со всей откровенностью.

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уез­дные члены окружного суда, рассматривавшие дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо миро­вых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.

Второй инстанцией для всех этих судов стал уездный съезд, состо­явший из уездного члена окружного суда, одного-двух городских судей и нескольких земских начальников. Съезд возглавлялся уездным пред­водителем дворянства. Таким образом, большинство мест в этих орга­нах оказывалось за государственными должностными лицами.

Кассационной инстанцией для вновь возникшей системы судов ста­ли губернские присутствия, находившиеся под руководством губерна­тора и в основном состоявшие из государственных чиновников. Земс­кие начальники отбирали кандидатов для волостных судов, осуществ­ляли ревизии, штрафовали и арестовывали без особых формальнос­тей волостных судей.

В 1890 г. было пересмотрено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Сохранив куриальную систему выборов, пра­вительство отказалось от принципов представительства по первой ку­рии: в нее входили теперь исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах в дворянской курии снижался имущественный ценз. Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменя­лось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй - сокращалось. По отношению к крестьянской курии усили­вался контроль администрации - земских начальников, губернатора: губернатор по своему усмотрению назначал гласных в уездное земское собрание. Закон предоставлял губернатору право приостанавливать любое постановление земского собрания, если оно «не соответство­вало общим государственным пользам и нуждам» либо «нарушало ин­тересы местного населения».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!