Контрольная работа по физиологии

30 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План:
1. Углеводы и их значение
2. Умственная и физическая работоспособность  в различные периоды развития организма

1. Углеводы и их значение
Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода. Они широко распространены в растительном мире. Это основной источник энергии в нашем организме (они дают 75% всей необходимой нам энергии). Углеводы делятся на простые и сложные. С пищей мы получаем и те и другие, причем простые сразу всасываются в кровь, а сложные вначале должны расщепиться. Сложные углеводы — это крахмал, тростниковый и свекловичный сахар, простые — виноградный сахар, или глюкоза, фруктоза и др. У здорового человека концентрация глюкозы в крови всегда строго постоянна — 80—120 мг в 100 г крови. Излишек ее вновь может синтезироваться в сложный углевод, так называемый гликоген, или животный крахмал, основные запасы которого откладываются в печени, достигая 300 г. Этот резерв организм использует в случае непредвиденного расхода энергии. Гликоген откладывается также и в мышцах.
Если человек сразу потребляет большое количество сахара, то его излишек выделяется с мочой. Это быстро проходит и не опасно для организма. Однако надо помнить, что здоровому человеку не рекомендуется съедать в один прием больше 100 г сахару. Но если сахар обнаруживается в моче в течение длительного времени, то это может быть признаком серьезного заболевания — сахарного диабета.
Углеводы не только источник энергии; они играют очень большую роль и в жизнедеятельности организма как полисахариды, или сложные сахара. Это высокомолекулярные соединения, которые не уступают по своей сложности белкам. Они входят в состав соединительной ткани, костей и хрящей. Кроме того, полисахариды играют очень большую роль в борьбе организма с инфекционными заболеваниями. Антитела, которые вырабатывает организм в ответ на проникновение различных микробов и вирусов,— полисахариды. К полисахаридам относится и очень широко распространенное в животных тканях вещество — гепарин, который предохраняет кровь от свертывания.
В нашей обычной смешанной пище количество углеводов вполне достаточно для удовлетворения потребностей организма, и практически организм никогда не испытывает в них нужды. А если углеводов не хватает, то организм может синтезировать их из белков и жиров.
Мы уже выяснили, что энергию организм получает при окислении и распаде белков, жиров и углеводов. Сколько же выделяется энергии при окислении 1 г этих веществ и сколько их надо получить, чтобы удовлетворить потребность организма в энергии?
Установлено, что при распаде 1 г жиров выделяется 9,3 большой калории, а при распаде 1 г белков или углеводов — 4,1 большой калории. Зная содержание в пище белков, жиров и углеводов, легко рассчитать всю полученную организмом энергию. Так, если за день человек съел 110 г белков, 500 г углеводов, 60 г жира, то он получил энергию в количестве 3059 больших калорий.
Калорийная ценность большинства пищевых продуктов обычно приводится в специальных таблицах. В среднем пища взрослого человека должна состоять из 100—120 г белков, около 100 г жиров и 400—500 г углеводов.
Потребность в углеводах у детей.. Мы уже выяснили, что в организме углеводы выполняют главным образом энергетическую функцию. В то же время они используются в качестве пластического материала, участвуют в образовании гликопротеидов и мукополисахаридов, т.е. основных компонентов соединительной ткани. В связи с этим потребность в углеводах на единицу массы тела у детей значительно выше, чем у взрослых. В частности, суточная потребность в углеводах у детей первого года жизни составляет 13 г/кг в сутки и постепенно снижается до 7,5 — 8 г/кг массы тела в возрасте 13—17 лет (см. табл. 18). При этом количество глюкозы в крови у детей значительно ниже, чем у взрослых. Так, у детей до 1 мес оно составляет 1,65 — 2,75 ммоль/л, до I года — 3,85—4,4 ммоль/л и к 12 годам возрастает до 4,9 — 6,6 ммоль/л, т.е. до уровня взрослых. Распад углеводов в тканях организма возможен двумя путями — анаэробным и аэробным, причем активность этих процессов неодинакова в различные возрастные периоды и в разных тканях растущего организма. У новорожденного преобладает анаэробный тип окисления глюкозы, который у детей старшего возраста значительно тормозится и сохраняет высокую активность в основном в мышечной ткани.
Усвояемость углеродов и их мобилизация. Характерной особенностью углеводного обмена у детей является высокая усвояемость углеводов (до 99 %), что в определенной степени объясняется высокой активностью лактазы кишечника по сравнению с таковой взрослых. Необходимо учитывать, что на первом году жизни основным углеводом пищи является лактаза.
У детей наблюдается гипогликемия, которая связана, с одной стороны, с недостаточной эффективностью анаэробного пути окисления, требующего большего количества глюкозы для производства такого же количества энергии, с другой — с повышенной утилизацией глюкозы тканями детей. Мобилизация углеводных ресурсов при выполнении физических упражнений у детей происходит хуже, чем у взрослых, из-за сниженной продукции адреналина, обусловленной недоразвитием мозгового слоя надпочечников. При этом в крови у детей в отличие от взрослых содержание глюкозы снижается.

2. Умственная и физическая работоспособность в различные периоды  развития организма

Работоспособность - это способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении определенного (заданного) времени и с определенной эффективностью. Работоспособность, подобно работе, подразделяется на умственную и физическую.
Исходя из приведенного выше определения, умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта (2, с.257).
Умственная работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6—8 лет могут выполнить 39—53% объема заданий, выполняемых 15—17-летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45—64% ниже, чем у вторых.
Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма.
Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.
Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37 - 42% по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10 - 11 до 12 - 13 лет продуктивность работы увеличивается на 63%, а качество - точность ее лишь на 9%. В 11 - 12 лет (V - VI классы) наблюдается не только минимальный темп прироста качественного показателя (2%), но и ухудшение его в значительном числе случаев по сравнению с предыдущими возрастами. В 13 - 14 (девочки) и 14 - 15 лет (мальчики) темп нарастания скорости и продуктивности работы снижается и не превышает 6%, в то время как прирост качества работы возрастает до 12%. В 15 - 16 и 16 - 17 лет (IX - Х классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14 - 26%.
Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6 - 7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия (5, с.97-98).
Рассмотрим фазы работоспособности.
Фазы работоспособности - закономерная последовательность изменений (динамика) работоспособности, отражающая динамику функционального состояния человека в процессе деятельности.
Фаза мобилизации - исходное, предрабочее, «предстартовое» состояние. Содержание этой фазы - подготовка к выполнению конкретной задачи и мобилизация функциональных возможностей организма.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!