Консультирование семьи в ситуации развода или по поводу особенностей во взаимоотношениях с детьми

Основными задачами консультирования в случае развода являются:

  • посредничество в разрешении проблем экономического развода су­пругов в режиме ограниченного времени - территориальные споры, раздел имущества, вопросы материально-финансовой поддержки;
  • консультирование по проблеме установления опекунства, согласова­ния условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ребенка (частота и продолжительность, территория встреч, участие третьих лиц и пр.);
  • консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и се­парации одного из родителей (время и форма информирования ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в период раз­вода и постразводный период);
  • формирование нового образа семьи, помощь в планировании разреше­ния проблем, связанных с изменением ролевой структуры семьи и выходом женщины на работу (как правило, после развода мать либо выходит на ра­боту, если она ранее не работала, либо ищет сверхурочную или дополни­тельную работу);
  • оптимизация детско-родительских отношений и типа семейного вос­питания как профилактика эмоционально-личностных нарушений детей, переживших развод;
  • сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов;
  • сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной иден­тичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожно­сти, развития страхов и фобических реакций;
  • работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личност­ных нарушений развития и поведенческой дезадаптации;
  • оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения ус­ловий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей.

Важным направлением консультативной работы в сфере оптимизации детско-родительских отношений в постразводный период является посред­ничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, прожива­ющим отдельно. В последнее десятилетие явно наметилась тенденция воз­растания инициативы и активности отцов в направлении сохранения сво­ей воспитательной роли. Удивительно, но одной из проблем, с которой приходится сталкиваться психологу в консультации, является противодей­ствие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода.

Одним из важнейших принципов организации психологического кон­сультирования разведенных супругов является делегирование ответствен­ности за эффективное преодоление следствий развода разведенному су­пругу. Стремление психолога присвоить право принятия ответственного решения относительно стиля жизни разведенной семьи — не просто ложный, но и крайне опасный шаг, ведущий к стагнации постразводного синд­рома и формированию зависимости клиента.

Консультирование по поводу сложностей взаимоотношений с детьми.

В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.

  1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.
  2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.
  3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей, система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье (А. С. Спиваковская). Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно важно сочетание первого и второго направления работы. Прежде всего — работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Просветительская работа с родителями должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятие идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой — на освоение адекватных этим идеям способов взаимодействия с детьми.

В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:

1)  усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;

2) работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния.

Это выражается в следующем:

  • участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
  • участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;
  • каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими эмоциональными проблемами.

На занятиях особое место отводиться анализу семейных отношений, приемов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, (которую они представляют (полная или неполная), готовностью (родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе (консультирования длительного, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!