Конституция СССР 1924 г. и конституции союзных республик Конституция СССР

30 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Создание Советского Союза завершилось принятием Конституции. 24 февраля 1923 г. ЦК РКП (б) создал комиссию по выработке проек­та Конституции СССР

6 июля 1923 г. ЦИК Союза ССР утвердил проект Конституции и ввел ее в действие. Вместе с тем было принято решение внести текст Конституции на окончательное утверждение II съезда Советов СССР 31 января 1924 г. текст Конституции СССР был окончательно утверж­ден. В советской историографии утвердилась новая дата - 1924 г., хотя в литературе 1920-х годов Конституция обычно датировалась 1923 г.

21 июля 1923 г. Нарком иностранныхдел РСФСР Г.В. Чичерин на­правил дипломатическим представителям Австрии, Германии, Афга­нистана и других стран ноты, где уведомил, что в связи с образованием СССР и принятием им Конституции РСФСР передает свои внешнепо­литические функции Союзу ССР, который становится правопреемни­ком Российской Федерации.

Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советско­го конституционного строительства. Советский Союз был конституи­рован как федеративное государство. Но между федерацией, сложив­шейся в России, и новой формой федеративного объединения, каким явился СССР, была существенная разница. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то СССР - как союз­ное государство. В союзном государстве носителями суверенитета были как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности. За всеми союзными республиками сохранялось право свободного выхода из Со­юза. Этим ленинская идея отличалась как от концепции конфедера­ции, так и от концепции автономизации.

Закон не оговаривал специально суверенность Советского Союза, полагая ее очевидной. Среди вопросов, отнесенных к компетенции выс­ших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела.

Конституция отнесла к компетенции Союза организацию и руко­водство вооруженными силами, объявление войны и заключение мира. В ведении Союза находилось представительство в международных сно­шениях с другими государствами, изменение внешних границ, заклю­чение договоров о приеме в Союз новых республик, получение вне­шних займов, ратификация международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление на­родным хозяйством. Хозяйственное объединение республик отличалось от военного и дипломатического. Если в сфере военной и внешних сно­шений республики передали Союзу все свои права, то в области эко­номической этого не произошло.

Основной закон относил к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уго­ловного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной ста­тистики, право амнистии, разрешение споров между союзными рес­публиками.

Основной закон содержал специальную главу, трактующую суве­ренные права республик. Сама конструкция разграничения прав Со­юза и его членов была построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства были перечислены исчерпы­вающе. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограни­чивались, за исключением тех сфер, которые были переданы союзно­му государству.

Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие пра­ва членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепила за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Исходя из важнос­ти права выхода она могла быть ограничена или отменена лишь с со­гласия всех республик, входящих в состав Союза.

Специально подчеркивалось и право союзных республик на неиз­меняемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союз­ных республик было право на собственное гражданство. Оно сочета­лось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Со­ветского Союза.

Система государственных органов, предусмотренная Основным за­коном Союза, также исходила из идеи максимального сочетания инте­ресов союзного государства в целом с интересами каждого его члена.

Конституция СССР признавала за союзными республиками право иметь свои основные законы. Совершенствование Основных законов союзных республик на практике вылилось в создание новых Основных законов. Первой приняла новую Конституцию Закавказская Федера­ция в апреле 1925 г. В том же году приняла новую Конституцию Рос­сийская Федерация. В 1927 г. была принята новая Конституция Бело­руссии.

В Украинской ССР сначала была принята измененная редакция старого Основного закона, а потом уже создан новый текст. Оконча­тельный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно ут­вержден XI Всеукраинским съездом Советов.

Конституции союзных республик полностью соответствовали Ос­новному закону Союза ССР Вместе с тем между Основным законом Союза и конституциями республик существовало своеобразное «раз­деление труда»: первый был посвящен в основном проблеме органи­зации союзного государства и его соотношению с членами Союза, вто­рые касались всех остальных конституционных вопросов - обществен­ного строя, формы государственного единства, государственного ме­ханизма каждой республики, избирательного права, правового стату­са граждан.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!