Конституция 1867 года. Государственное устройство Австро-Венгрии

Ранее централизованная Австрийская империя в 1867 г. стала двуединой (дуалистической, двухцентровой) и получила название Австро-Венгрия. Для династии Габсбургов во главе с императором Францем Иосифом (годы правления 1848 — 1916) это был вынужденный шаг из-за упорного сопротивления Венгрии венскому абсолютизму, а также поражений империи в войнах против Италии, Франции и Пруссии в 1859 и 1866 гг. В результате радикальной реформы государственного устройства империя не только устояла, но и обрела определенную внутреннюю устойчивость и прочность. Габсбурги, правда, лишились Венецианской области, но все же империя с ее пятидесятимиллионным населением осталась самой крупной по территории (после России) державой Европы.

Австро-венгерское соглашение 1867 г. и тесный союз с Германской империей возвратили империи Габсбургов ранг великой державы, хотя и не перворазрядной. Произошла крутая переориентация ее внешней политики. Вытесненная из Германии и Италии, Австрия сосредоточила свое внимание на Балканах. Здесь ее экспансионистские устремления сталкивались с интересами России, вследствие чего прежнее антиосманское сотрудничество обеих держав все чаще сменялось соперничеством. Такое сочетание общности интересов и их противоречивости в борьбе за раздел европейских владений Османской империи имело место в 1878 г., когда империя Габсбургов с согласия России сначала оккупировала османские провинции Боснию и Герцеговину, а затем аннексировала их в 1908 г.

Дуалистическое соглашение 1867 г. дало образец конфедеративного по сути своей устройства, в котором полная самостоятельность во внутренних делах двух государств -Австрии и Венгрии — сочеталась с централизацией наиболее важных «общеимперских дел», подведомственных общему государю и двум его министрам — иностранных дел и военному. Для обслуживания этих министерств было создано третье — общее министерство финансов. Общие министры подчинялись Францу Иосифу, австрийскому императору и венгерскому королю, но косвенно они были подотчетны также и парламентам обоих государств, которые выделяли из своей среды делегации для утверждения бюджета общих министерств. Торговые, таможенные договоры с другими странами регулировались экономическими соглашениями, заключавшимися между Австрией и Венгрией на 10 лет. По истечении срока после обстоятельных и длительных переговоров они возобновлялись на компромиссной основе.

Династия в лице императора-короля и при новой структуре сохранила обширные права, унаследованные от абсолютизма. Помимо общих министров монарх назначал и увольнял глав правительств обеих частей империи, санкционировал назначение министров, утверждал законы, издававшиеся в обоих государствах, созывал и распускал парламенты, издавал чрезвычайные декреты. Под его руководством происходили совещания (советы) общих министров с участием глав обоих правительств и с привлечением в случае надобности начальника генштаба и высших должностных лиц. Он осуществлял верховное руководство внешней политикой и вооруженными силами, ревниво оберегая эти сферы власти от парламентского вмешательства.

Монаршие права существенно ущемляли суверенитет обеих частей империи. Параграф 14-й Конституции Австрии 1867 г. предоставлял государю возможность «в случае необходимости» непосредственно управлять страной, издавая соответствующие указы. С наступлением хронического кризиса австрийского парламентаризма в конце XIX в. Франц Иосиф все чаще прибегал к этим чрезвычайным мерам. Венгерская Конституция не знала подобных ограничений прерогатив Государственного собрания (парламента), но предварительной санкции короля подлежал любой законопроект, вносимый на рассмотрение парламента. Был единственный случай, когда на короткое время (с января 1905 г. по апрель 1906 г.) Венгрией правил неконституционный кабинет, назначенный королем вопреки парламенту.

Консолидация системы дуализма, как внутренняя, так и в плане международно-политическом, завершилась в начале 70-х годов. Решающим был 1871 год, год государственного объединения Германии и Италии. Поражение Франции в войне и провозглашение Германской империи похоронили надежды венского двора на возможный реванш, ликвидацию дуализма и восстановление единой империи Габсбургов. От вступления в войну на стороне французского императора Вену удержала не только угроза русского вторжения в Галицию, но и позиция Венгрии и ее премьера. Граф Дюла Андраши хорошо понимал, что в случае разгрома Пруссии Венгрии не удержать своих позиций в рамках монархии. Совпадение интересов Пруссии (а затем и Германии) и Венгрии укрепило дуализм. Осенью 1871 г. «дуэт» Бисмарка и Андраши сыграл решающую роль в срыве попытки двора и чешской оппозиции дополнить, а по существу заменить австро-венгерский дуализм австро-чешско-венгерским триализмом. В начале сентября 1871 г. император подписал документ, признававший исторические права Чехии. Франц Иосиф обещал короноваться в Праге чешской короной. «Фундаментальные статьи», принятые сеймом в Праге, обеспечивали Чехии автономию, не совместимую, с венгерской точки зрения, с дуализмом. Соглашение 1867 г., доказывал Андраши, исключает крупные структурные изменения в одной из половин империи без согласия другой. Францу Иосифу пришлось уступить. Он отклонил проект реформы и уволил в отставку австрийский кабинет. Пришлось уйти и министру иностранных дел.

С ноября 1871 г. внешнеполитическое ведомство в Вене возглавил Андраши. Новый министр, не скрывавший свою неприязнь к России, взял курс на сближение с Германией. В 1879 г. он добился подписания союзного договора между Австро-Венгрией и Германией. Тем самым был сделан первый шаг к образованию военно-политических блоков.

В 20 веке процесс формирования австро-немецкой нации был еще далек от завершения, преобладало общеавстрийское (общегосударственное) самосознание, связанное больше с фактором государственным, а не этническим; часть немецкоговорящего населения тяготела не к Австрии, а к Германии (судетские немцы Чешских земель в особенности). Иная ситуация сложилась в Венгрии, где мадьярский элемент обладал сильно развитым национальным самосознанием. Оно находилось под воздействием идеологии шовинизма, основанного на представлении об особой роли мадьяр как «государствообразующей нации» в создании и сохранении тысячелетнего королевства и их культурном превосходстве над остальными народами — славянами и румынами. Однако политика принудительной мадьяризации средствами административного давления (закрытие культурно-просветительных учреждений, сокращение числа школ и др.) лишь усугубила межнациональную рознь. В первом десятилетии XX в. лишь немногим более 20% немадьярского населения королевства говорили по-венгерски. Естественной, стихийной ассимиляции подвергались главным образом городские жители, в первую очередь евреи, немцы, отчасти словаки.

Даже в XX в. число депутатов венгерского парламента от невенгерских народов не превышало 26 (из 413 мест). Именно поэтому нараставшая национальная напряженность не отражалась на его работе. В австрийском же рейхсрате голос угнетенных народов звучал мощно, особенно после введения в Австрии в 1907 г. всеобщего избирательного права. Впрочем, и эта реформа была далека от совершенства. Право избирать было ограничено цензом оседлости (проживание в одной местности не менее одного года), возрастным цензом (24 года), по-прежнему были лишены избирательных прав женщины. В рейхсрате австро-немецкие депутаты находились в меньшинстве (43% всех мандатов), большинство мест принадлежало славянам (254). Такое соотношение сил заставляло правящие классы австрийской половины империи искать компромиссы, лавировать, чтобы сохранить австро-немецкую гегемонию, сбить остроту межнациональных конфликтов. При этом наибольшее беспокойство им причиняло национальное движение чехов — самой мощной в экономическом отношении и политически наиболее высокоорганизованной нации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!