Константы мотивации персонала Д. Катца

18 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Известно множество теорий мотивации индивидов в организациях. Многие из них поначалу воспринимаются как привлекательные, но слишком часто рекомендации ученых либо невыполнимы, либо умозрительны. Универсальной теории мотивации не существует, и дожидаться появления таковой по меньшей мере неразумно, особенно если мы примем во внимание сложность систем обратных связей в организациях. Однако большинство теорий мотиваций опирается на ряд общих для них констант.

В исследованиях «человека трудящегося» нас интересуют и чувства людей, и их действия, и то, что они думают, и то, что они делают. Один из выводов Хоуторнских исследований заключался в том, что удовлетворение индивидов содержанием труда ведет к повышению его производительности (что, казалось бы, подтверждалось результатами экспериментов). Однако связи между производительностью труда и удовлетворением неоднозначны, хотя представляется маловероятным, что рабочие, ожидания которых относительно содержания рабочего процесса оправдываются, вдруг примут решение об увольнении по собственному желанию. Поэтому следует разделять эмоциональные реакции работников и находящиеся под влиянием других факторов поведенческие реакции. К эмоциональным реакциям относятся такие переменные, как установки индивидов, чувство удовлетворения трудом, отношения к коллегам и своей карьере. Поведенческие реакции проявляются наглядно, поскольку включают в себя осязаемые, видимые действия: приступили ли сотрудники к работе, насколько хорошо они выполнили задание, готовы ли они принять на себя дополнительную ответственность.

Д. Катц и Р. Кан выделяют четыре связанных с возможностями человека аспекта поведения индивида на рабочем месте:

Физическая возможность труда. Данный аспект отражает выбор индивида, принимающего решение о поступлении на работу в организацию или пребывании в ней. Дальнейший выбор состоит в отношении к труду - выйти на работу или прогулять, приходить ли вовремя или постоянно опаздывать.

Выполнение определенного задания. Выбор сотрудника относительно соответствия работы стандартам качества, издержек, количества или времени.

Выполнение нового задания. Выбор индивида относительно желания перемены места или времени работ, или выбор между индивидуальным трудом и работой в команде.

Выполнение круга заданий, включая не предусмотренные ролью. Готовность сотрудника проявлять инициативу, использовать воображение и брать на себя ответственность в определенной ситуации. Способен ли работник и желает ли он прийти на помощь коллегам, столкнувшимся с новыми или неожиданными проблемами?

Большинство видов работ потребуют проявления нескольких элементов каждого типа поведения, хотя их пропорции и относительная важность будут различаться. В каждом случае работники будут решать, с какой степенью энтузиазма они постараются удовлетворить эти ожидания. Практика менеджмента может стимулировать какие-то из перечисленных нами действий и подавлять другие. Так, процедуры фиксации рабочего времени и штрафы за опоздания обычно побуждают сотрудников прибывать на рабочее место в точно назначенный срок. Но как данная практика отразится на их желании проявлять творческую инициативу в выполнении заданий?

Теории мотивации часто предполагают, что поведение человека преследует определенную цель, направлено на ее достижение. Индивиды делают выбор, исходя из своего опыта и восприятия текущей ситуации. Данное предположение может быть неверным, но его позитивный смысл состоит в попытке практического применения теории мотивации. Обычно поведение человека определяется привычками индивида, прецедентами и неосознанными поступками. Фактические, основная цель существующих теорий мотивации — попытка понять не рутинные и привычные, а решения, становящиеся прецедентами, т. е. новые решения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!