Конспект по программе курса в МИЭП : Правовое регулирование банковской деятельности

20 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Тема 1. Предмет и источники правового регулирования банковской

деятельности в Российской Федерации

В соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Российской Федерации банк рассматривается как коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком Российской Федерации предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их, а также осуществлять иные банковские операции.

Положения данного Закона распространяются и на другие кредитные учреждения, если об этом нет оговорки в банковском законодательстве.

Банки создаются на основе любой формы собственности, в том числе с привлечением иностранного капитала и если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Банки осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

На территории России также разрешается деятельность банков с участием национального и иностранного капитала, иностранных банков и филиалов банков-резидентов и нерезидентов.

Коммерческие банки по характеру, масштабу и территории деятельности крайне разнообразны.

Среди коммерческих банков, созданных в начале 80-х годов государственными предприятиями и организациями преобладали инновационные банки, имеющие дело с финансированием и кредитованием мероприятий, связанных с внедрением в производство передовых научно-технических достижений.

Руководителем коммерческого банка может быть лицо, к которому предъявляют следующие требования:

а) наличие высшего экономического образования;

б) стаж работы в банковской системе на руководящих постах, как правило, не менее 3 лет;

в) отсутствие судимостей.

Коммерческие банки могут открывать свои филиалы и представительства.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, оно представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.

На основе ст. 55 федерального закона от 12 апреля 1995 года Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организации.

Одной из наиболее действенных форм регулирования является выдача лицензии разрешения на деятельность коммерческого банка.

Центральный банк выдает коммерческим банкам несколько лицензий в определенной последовательности. Первой и основной лицензией коммерческого банка является лицензия на совершение банковских операций, которая выдается всем банкам и свидетельствует собой начало деятельности банка. ЦБ России принимает решение о выдаче данной лицензии в течении 3-х месяцев. Он может принять отрицательное решение по ряду оснований: несоответствие учредительного договора и устава действующему законодательству; неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов.

При выдаче лицензии на совершение банковских операций одновременно производится регистрация устава банка. За выдачу лицензии учредители вносят (в бюджет) плату в зависимости от размера уставного капитала. При отказе в выдаче лицензии плата не возвращается.

Валютных лицензий существует три и различаются они по объему полномочий на совершение валютных операций. К первой относится внутренняя валютная лицензия, действующая на территории Российской Федерации, ко второй - расширенная валютная лицензия, дающая дополнительно к первой валютной лицензии полномочия на установление корреспондентских отношений с шестью иностранными банками.

Заключительной стадией государственного регулирования деятельности коммерческого банка следует признать его ликвидацию. Эта мера является совокупностью сложных экономических, правовых и организационных мероприятий.

Коммерческий банк - самостоятельное кредитное учреждение, и он может сам производить организационные мероприятия на основе своего устава и действующего банковского законодательства. Ликвидация банка может происходить добровольно или в принудительном порядке.

Добровольная ликвидация банка может быть произведена только по решению общего собрания акционеров (пайщиков), а также необходимо совместное решение коммерческого банка и его кредиторов. В настоящее время наиболее распространенной формой добровольной ликвидации банка является его преобразование в филиал другого банка.

Коммерческий банк считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра, находящегося в ЦБ РФ.

Принудительная ликвидация коммерческого банка является процессом более затяжным, требующим усилий различных органов. Эта ликвидация может осуществляться либо по решению ЦБ об отзыве у банка лицензии за указанные в законе нарушения, не связанные с неплатежеспособностью, либо по решению ЦБ об отзыве у банка лицензии в связи с его неплатежеспособностью и решения арбитражного суда о признании его банкротом. В обоих случаях обязательным является решение ЦБ РФ о ликвидации банка.

Правовой основой процесса ликвидации коммерческого банка по решению ЦБ РФ служат методические указания ЦБ РСФСР от 13 февраля 1991 года. В этом деле необходима гласность в средствах массовой информации и создание ликвидационной комиссии с участием представителя ЦБ.

При отзыве лицензии коммерческий банк может продолжать совершать некоторые банковские операции, перечень которых является исчерпывающим: это расчеты за товары (работы, услуги) клиентов с их расчетных счетов, имеющихся в этом банке.

Ликвидационная комиссия получает все полномочия по управлению делами банка. Она производит оценку наличного имущества банка, выявляет должников, принимает меры по возврату кредитов, выданных банком, устанавливает кредиторов и возвращает им долги банка, и в заключение производит распределение остающихся средств между пайщиками банка. Ликвидационная комиссия открывает для себя специальный счет, на который зачисляются все средства, поступающие на имя банка, а также остатки средств с корреспондентского счета банка, который объявляется закрытым, и субсчетов его филиалов. Клиентам банка разрешается проводить со специального счета свои расчетные операции до момента выбора ими другого банка для своего обслуживания.

Банк считается ликвидированным с момента завершения работы ликвидационной комиссии, специальный счет которой закрывается. Об этом делается запись в книге регистрации банков и государственном реестре акционерных обществ.

Тема 2. Состав и структура банковской системы Российской

Федерации

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов: двухуровневая банковская система (Центральный, банк и система коммерческих банков); централизованная монобанковская система; уникальная децентрализованная банковская система; Федеральная резервная система США.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие операции:

• осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

• проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

• предоставляет кредиты коммерческим, банкам;

• выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;

• управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

• осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для Центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия.

Тема 3. Центральный банк Российской Федерации и его правовое

положение в кредитно-финансовой системе Российской Федерации

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные - Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. В самом названии отражается роль банка в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром кредитной системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике - защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

Традиционно центральный банк выполняет четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег. Следует отметить, что в промышленно развитых странах банкноты составляют незначительную часть денежной массы, поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ в таких странах несколько снижена. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т. е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и потому банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Центральный банк тесно связан с государством, В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов многих стран усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. При этом центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

Центральный банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк представляет свою страну в международных валютно-кредитных организациях.

Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, центральный банк создает тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента. Перечисленные функции центрального банка создают реальные предпосылки для выполнения им функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны, а тем самым и регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

В соответствии с принятым в нашей стране законодательством Центральному банку Российской Федерации поручено выполнение следующих основных функций:

• во взаимодействии с правительством разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

• быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

• устанавливать правила осуществления расчетов в стране, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• проводить государственную регистрацию кредитных организаций и осуществлять надзор за их деятельностью;

• регулировать прохождение валюты, определять порядок расчетов с иностранными государствами.

Тема 4. Правовое положение коммерческих банков и их место

в банковской системе Российской Федерации

На основе ст. 55 федерального закона от 12 апреля 1995 года Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организации.

Одной из наиболее действенных форм регулирования является выдача лицензии разрешения на деятельность коммерческого банка.

Центральный банк выдает коммерческим банкам несколько лицензий в определенной последовательности. Первой и основной лицензией коммерческого банка является лицензия на совершение банковских операций, которая выдается всем банкам и свидетельствует собой начало деятельности банка. ЦБ России принимает решение о выдаче данной лицензии в течении 3-х месяцев. Он может принять отрицательное решение по ряду оснований: несоответствие учредительного договора и устава действующему законодательству; неудовлетворительное финансовое положение учредителей, угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов.

При выдаче лицензии на совершение банковских операций одновременно производится регистрация устава банка. За выдачу лицензии учредители вносят (в бюджет) плату в зависимости от размера уставного капитала. При отказе в выдаче лицензии плата не возвращается.

Валютных лицензий существует три и различаются они по объему полномочий на совершение валютных операций. К первой относится внутренняя валютная лицензия, действующая на территории Российской Федерации, ко второй - расширенная валютная лицензия, дающая дополнительно к первой валютной лицензии полномочия на установление корреспондентских отношений с шестью иностранными банками.

Генеральная валютная лицензия (самая престижная) позволяет совершать любые операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации и за рубежом. Кроме того, при наличии этой лицензии банк наделяется полномочиями:

- на привлечение и размещение денежных вкладов, депозитов и кредитов по согласованию с заемщиком;

- осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;

- открытие и ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

- финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестиционных средств, а также за счет собственных средств банка;

- выпуск, покупку, продажу и хранение платежных документов и

ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других документов), осуществление иных операций с ними;

- покупку у российских и иностранных юридических и физических лиц и продажу им наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и во вкладах, согласно действующему законодательству;

- на привлечение и размещение средств и управление ценными бумагами по поручению клиентов (доверительные трастовые операции).

Генеральная лицензия также позволяет коммерческому банку оказывать брокерские услуги, давать консультации и совершать лизинговые операции; формировать часть Уставного фонда банка в иностранной валюте.

Банк может быть учредителем или пайщиком банковских учреждений в Российской федерации и за ее пределами, а также открывать свои филиалы за границей с разрешения Центрального банка. Этим правом некоторые наши крупные банки уже активно пользуются.

Генеральная лицензия дает разрешения и на другие валютные операции, в частности на покупку и продажу драгоценных металлов, камней; привлечение и размещение их во вклады и другие операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой.

К коммерческим банкам, имеющим генеральные лицензии, предъявляются большие требования: профессионализм, высокая банковская культура, знание иностранных языков, современная техническая оснащенность и др.; другими словами, они должны соответствовать уровню организации любого крупного иностранного банка. Количество таких банков в нашей стране возрастает, их перечень ежеквартально обновляется в официальной банковской информации. К концу 1994 года их численность превышала 200 банков.

Коммерческие банки, получившие генеральную лицензию, наделяются статусом уполномоченного банка, то есть банка с более широкими полномочиями. Постановлением Правительства от 30 июня 1994 года они получили дополнительные полномочия на совершение сделок с драгоценными металлами на территории Российской федерации и выступают как специальные уполномоченные коммерческие банки. На операции с драгоценными металлами они получают специальную лицензию при обязательном согласовании с Министерством финансов.

Специально уполномоченные банки наделяются правом:

- покупки золота и серебра как за свой счет, так и за счет своих клиентов по договорам комиссии;

- совершение сделок по купле-продаже золотых и серебряных слитков за свой счет или за счет своих клиентов друг с другом;

- открывать «металлические» специальные счета для приема, хранения и выдачи слитков драгоценных металлов;

- использовать слитки в качестве золота.

Но им запрещены покупка золота и серебра без обязательной регистрации, использование слитков в качестве средства платежа.

В результате в Российской Федерации отменена монополия на операции с драгоценными металлами, но иностранцы на внутренний рынок драгоценных металлов не допускаются.

Пока такие лицензии на операции с драгоценными металлами выдаются не всем уполномоченным банкам.

Коммерческий банк считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра, находящегося в ЦБ РФ.

Принудительная ликвидация коммерческого банка является процессом более затяжным, требующим усилий различных органов. Эта ликвидация может осуществляться либо по решению ЦБ об отзыве у банка лицензии за указанные в законе нарушения, не связанные с неплатежеспособностью, либо по решению ЦБ об отзыве у банка лицензии в связи с его неплатежеспособностью и решения арбитражного суда о признании его банкротом. В обоих случаях обязательным является решение ЦБ РФ о ликвидации банка.

Правовой основой процесса ликвидации коммерческого банка по решению ЦБ РФ служат методические указания ЦБ РСФСР от 13 февраля 1991 года. В этом деле необходима гласность в средствах массовой информации и создание ликвидационной комиссии с участием представителя ЦБ.

Тема 5. Гражданско-правовое обеспечение исполнения банковских

сделок

Залог - это способ обеспечения исполнения обязательства, при котором кредитор имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество.

Стороны залогового обязательства: залогодатель- лицо, предоставившее имущество в залог (это может быть как сам должник, так и третье лицо); залогодержатель - лицо, получившее имущество в залог (кредитор по основному обязательству).

Залог может возникнуть: в силу договора; на основании закона при наступлении указанных в нем оснований; если законом не предусмотрено иное, то к этой разновидности залога применяются нормы о залоге, возникающем в силу договора.

Форма договора о залоге: обязательная письменная форма; обязательное нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости (ипотеке), а также о залоге движимого имущества или прав на имущество в обеспечение обязательств по нотариально удостоверенному договору; обязательная государственная регистрация договора об ипотеке.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Отличительные черты неустойки: размер неустойки известен сторонам уже в момент возникновения обязательства; неустойка взыскивается за сам факт нарушения обязательства, независимо от того, причинены ли реально кредитору убытки; возможность для сторон самостоятельно устанавливать размер неустойки, условия и порядок ее взыскания (разумеется, с учетом законодательных ограничений); соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме независимо от формы основного обязательства; суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства; неустойка - это мера гражданско-правовой ответственности.

Виды неустойки: по источнику установления: договорная, может определяться как в процентах от цены договора или невыплаченных сумм, так и в твердом денежном выражении. Существует практика ограничивать размер неустойки, определенной в процентах; законная, т. е. неустойка, определенная в законе. Она применяется независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки не может быть уменьшен, но может быть увеличен по соглашению сторон, если закон этого не запрещает;

в зависимости от соотношения с взысканием убытков: - зачетная - убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой; - штрафная - убытки-взыскиваются в полном размере сверх неустойки; - альтернативная - по выбору кредитора взыскиваются либо убытки, либо неустойка; - исключительная - взыскивается только неустойка, но не убытки.

Тема 6. Правовые основы и организация расчетных отношений

в Российской Федерации. Договоры банковского счета

и банковского вклада

Понятия «расчетные отношения» или просто «расчеты» имеют несколько смысловых значений, среди которых:

 расчеты между контрагентами с целью погашения своих обязательств;

 расчеты как отношения по осуществлению денежных платежей в безналичном порядке через кредитные учреждения и банки.

Расчетными правоотношениями являются опосредованные нормами права общественные отношения, связанные с осуществлением платежей за товары, работы, услуги, а также по иным основаниям, в том числе в связи с уплатой обязательных платежей.

Согласно пункту 1 ст. 140 ГК РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Во всем мире наблюдается тенденция к переходу от наличных к безналичным формам платежей. Вместе с тем сохраняется привлекательность наличной формы расчетов, что обусловлено во многом тем, что «ее использование при расчетах всегда гарантирует завершенность платежа. При безналичном же расчете момент платежа и окончательного расчета по сделке могут по времени не совпадать».

Договор банковского вклада, или депозит, представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором (ст. 834 ГК). Приведенное определение свидетельствует о том, что депозит является самостоятельным видом договора. Своими корнями он уходит в договор займа и оформляет кредитные отношения между банком (должником) и вкладчиком (кредитором). Для банка цель договора состоит в мобилизации свободных денежных средств вкладчика под коммерческие операции, а для вкладчика - в получении процента на свой капитал. Тем не менее, ГК не считает депозит простой разновидностью займа, а потому не предусматривает непосредственное применение к банковскому вкладу норм гл. 42 ГК. Представляется, что использование указанных норм возможно в субсидиарном порядке.

Депозитный договор - реальный и заключается в момент передачи вкладчиком (иным лицом) суммы вклада банку. Поскольку вкладчик приобретает только право требовать у банка возврата суммы вклада и процентов по нему и не имеет каких-либо обязанностей перед своим контрагентом, этот договор является односторонним и возмездным. В случае, когда в депозитном договоре вкладчиком выступает гражданин, такой договор признается публичным. Соответственно банк не вправе отказать гражданину в заключении договора банковского вклада, а также не вправе устанавливать различные условия договора для разных вкладчиков, включая выплату процентов по депозиту, или оказывать какое-либо предпочтение одному вкладчику перед другим (ст. 426 ГК). Депозитный договор, заключаемый юридическими лицами не обладает свойством публичности, и банк может проводить дифференцированную экономическую политику по вкладам отдельных лиц.

Законодательство рассматривает договор банковского счета в качестве самостоятельного договорного вида, посвящая ему отдельную главу. В ст. 845 ГК дается следующее его определение: по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. При этом банк получает возможность использования имеющихся на счете денежных средств, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться ими. Из приведенного определения следует, что договор банковского счета является консенсуальным: он заключается не в момент зачисления средств на счет, а в момент достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора. Несмотря на то, что в определении ст. 845 ГК опущены встречные обязанности клиента, тем не менее, они есть. В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК расчеты между юридическими лицами, а также расчеты граждан-предпринимателей должны производиться, как правило, в безналичном порядке. Обязанность «хранить» деньги в кредитном учреждении прямо вытекает из закона. Следовательно, открытие банковского счета является обязанностью названных лиц, которые не могут отказаться от заключения соответствующего договора. Кроме того, клиент, заключивший договор банковского счета, обязан подчиняться не только законодательству о банках, но и специальным внутренним правилам ведения операций, применяемым в данном кредитном учреждении.

Таким образом, договор банковского счета является двусторонне обязывающим. В отличие от ранее действовавших правил в ГК предполагается возмездность договора банковского счета, если иное не установлено соглашением сторон (ст. 852 ГК). Банк уплачивает клиенту проценты за пользование денежными средствами в размере, указанном в договоре банковского счета. В случае если в договоре не определен размер процентов, они соответствуют процентам по вкладам до востребования и, следовательно, не могут быть ниже ставки рефинансирования Банка России (ст. 838, 809 ГК). Срок уплаты процентов также устанавливается в договоре, либо они подлежат зачислению на счет клиента поквартально.

По своему характеру договор банковского счета близок к публичному договору (ст. 426 ГК), хотя этот термин к нему прямо и не применяется. Банк обязан заключить договор банковского счета со всяким лицом, обратившимся к нему с офертой, соответствующей объявленным банком условиям открытия счетов данного вида, закону и банковским правилам. Однако эта обязанность не является безоговорочной.

Тема 7. Правовое регулирование кредитных отношений

По договору займа заимодавец передает в собственность заемщику деньги (в том числе иностранная валюта) или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу сумму займа или равное количество полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа реальный, поэтому считается заключенным с момента передачи заемщику денег или вещей.

По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).

Вместе с тем кредитные отношения могут возникать не только из кредитного договора, но и при совершении других сделок. Например, в соответствии с договором банковского счета банк может осуществлять платежи со счета клиента, несмотря на отсутствие денежных средств (кредитование счета). В этом случае банк считается предоставившим клиенту кредит на соответствующую сумму со дня осуществления такого платежа (ст. 850 ГК РФ). Другой пример, в соответствии с договором залога вещей в ломбарде залогодатель-гражданин получает краткосрочный кредит (ст. 358 ГК РФ).

Коммерческое кредитование осуществляется на принципах возвратности, платности и срочности, предусмотренных ст.1 3акона о банках. Но кредитная практика внесла определенные дополнения в этот перечень. Обязательным условием предоставления кредита является определение его целевого назначения, особенно кредита по кредитному договору. Также обязательно выдвигается требование гарантии кредита в виде обеспечения залога и др.

Виды кредита подразделяются по разным критериям. Основным его делением следует признать по срокам действия кредита. По законодательству и сложившейся банковской практике кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Основными из них признаются краткосрочные кредиты, преобладающие в коммерческом кредитовании большинства стран. В России они занимают ведущие позиции по всем видам кредитов в виду нестабильности экономики, инфляции, общей нехватки бюджетных и кредитных средств, что не позволяет в этой ситуации прогнозировать возврат кредита, его платность и др.

Краткосрочные кредиты - это кредиты до 1 года с разбивкой по кварталам: до 3,6,9 месяцев и реже до 1 года. Большинство кредитов предоставляются до 3 месяцев.

Долгосрочное кредитование находится в тяжелом состоянии, банки не могут делать прогнозы на длительный срок, меняются размеры процентов, нормативы ЦБ РФ и другие показатели.

Следующим видом кредитов являются кредиты, подразделяемые по субъектам, участвующим в кредитных отношениях. Данные кредиты подразделяются на четыре вида:

- кредиты Центрального банка РФ коммерческим банкам, так называемые централизованные кредиты;

- кредиты коммерческих банков предприятиям, объединениям, организациям (технические кредиты);

- межбанковские кредиты, которые предоставляются одним банком другому;

- депозиты (вклады) юридических и физических лиц, вкладываемые в банки и другие кредитные учреждения.

Каждый из перечисленных кредитов имеет свои особенности, но в совокупности они образуют систему коммерческого кредитования, сложившуюся в условиях предпринимательства в России.

Важное значение в системе коммерческого кредитования имеют процент и процентная ставка, которые представляют собой плату за пользование кредитом. Размер процента имеет важное значение в процессе кредитования. Он должен служить критерием эффективности предпринимательской деятельности предприятия и банка. Процентная ставка определяется процентной политикой, которая в свою очередь зависит от социально-экономической ситуации, складывающейся на конкретный период развития. Всякие изменения в процентной политике влекут за собой изменения в размере процента. Это можно проследить на процессе экономического развития нашей страны, начиная с 1991 года.

Вторым видом коммерческого кредитования следует признать предоставление кредита коммерческими банками предприятиям и организациям, который называется техническим кредитом или банковской ссудой. Кредитные отношения по данному кредиту регулируются главным образом гражданско-правовыми нормами.

Между коммерческим банком и предприятием заключается кредитный договор - акт применения нормы права. Перед заключением данного договора обе стороны предварительно должны изучить финансово-кредитное состояние друг друга, выраженное в обосновании эффективности кредита, его окупаемости, гарантии возврата, правильном формировании оборотных средств предприятия, где главным заключительным моментом является состояние прибыльности предприятия. Существует определенный порядок заключения кредитного договора, предусматривается контроль за целевым использованием кредита и другими условиями выполнения кредитного договора. В частности, предусматривается не взыскивать проценты с суммы неиспользованного кредита и при досрочном возврате этих сумм банк получает возможность направить их на другие цели. В этом случае предприятие проценты не платит, так как они будут уплачены при использовании возвращенных сумм другим заемщиком на другие цели.

Возврат кредита и уплата процентов являются главными условиями в кредитовании банком предприятия. Размер процентов в этом кредите наиболее жесткий, он определяется взаимным согласием банка и предприятия. В силу нехватки кредитных ресурсов, в моменты острых кризисных ситуаций, размер данного кредита доходил до 200-250 процентов и выше.

Межбанковское кредитование сложилось одновременно с другими видами коммерческого кредитования и за период своего существования оно обрело свои особенности. Как правило, межбанковский кредит имеет более короткие сроки. Так как большинство кредитов являются краткосрочными, то данный кредит имеет особо короткие сроки. За таким кредитом закрепилось название «короткие деньги», то есть кредит, предоставляемый на срок от одного дня до одного месяца, а чаще всего - кредит до 10 дней. Активно используются кредиты на срок от 8 до 14 дней, кредиты сроком 4-7 дней также пользуются постоянным спросом, меньшее количество сделок на кредиты в 1-3 дня. Существование такого короткого кредита вызывается, прежде всего, отсутствием стабильности в экономике и стабилизации рубля и, соответственно нестабильным и сложным валютным рынком.

Тема 8. Мировая валютная система и ее роль в международных

расчетах. Международные организации, осуществляющие

межгосударственное валютное регулирование

Состояние валютных отношений зависит от процесса воспроизводства и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние (положительное или отрицательное) в зависимости от степени их устойчивости.

По мере развития внешнеэкономических связей была создана валютная система - государственно-правовая форма организации валютных отношений, регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Вначале сложилась национальная валютная система. Ее характеризуют:

• национальная валюта;

• условия ее конвертируемости, т.е. обмена на иностранные валюты, различаются: а) свободно конвертируемые валюты, которые без ограничений обмениваются на иностранные валюты. В Уставе Международного валютного фонда (МВФ) с 1978 г. введено также понятие «свободно используемая валюта». К ней отнесены американский доллар, немецкая марка, японская иена, французский франк, английский фунт стерлингов; б) частично конвертируемая валюта, например рубль России; в) неконвертируемые (замкнутые) валюты;

• режим валютного паритета - соотношения между двумя валютами. Золотой паритет, основанный на золотом содержании денежных единиц, был отменен (на Западе - с середины 70-х гг., в России - с 1992 г.). По Уставу МВФ паритеты валют могут устанавливаться в СДР (SDR - special drawing rights) - специальных правах заимствования или в другой международной валютной единице, но не в золоте. С середины 70-х гг. используются паритеты на базе валютной корзины. Это метод соизмерения средневзвешенного курса одной денежной единицы с определенным набором других валют. Например, валютная корзина СДР состоит из пяти перечисленных ранее свободно используемых валют, причём доля американского доллара составляет ныне примерно 39%, немецкой марки - 21, японской иены - 18, французского франка и фунта стерлингов - по 11%. Валютную корзину, состоящую из двенадцати валют стран Европейского сообщества (ЕС), представляет европейская валютная единица (ЭКЮ), которая с января 1999 г. заменена коллективной валютой - евро;

• режим валютного курса (фиксированный, плавающий в определенных пределах). Так, в Европейской валютной системе установлен предел взаимных колебаний курса двенадцати валют ±15% центрального курса; в России - 4300 - 4900 руб. к 1 доллару США во второй половине 1995 г. и 5750 - 6350 руб. - в 1997 г. В 1998 г. верхняя граница валютного коридора была повышена до 9500 руб. Во время валютно-финансового кризиса (с августа 1998 г. курс рубля к доллару вышел за эти пределы - до 15-25 деноминированных руб.). В большинстве стран пределы плавания валютного курса юридически не установлены;

• наличие или отсутствие валютных ограничений. Например, в России введены ограничения, лимитирование, запрет определенных операций с валютными ценностями в связи с нестабильностью экономики страны; развитые страны постепенно (с конца 50-х до начала 90-х гг.) отменили валютные ограничения. В 1996 г. Россия отменила валютные ограничения по торговым и неторговым операциям, присоединившись к статье VIII Устава МВФ;

• регулирование международной валютной ликвидности страны, включающей четыре компонента (официальные золотые и валютные резервы стран, счета СДР, евро (вместо ЭКЮ с 1999 г.), резервную позицию в МВФ) и отражающей способность страны погашать ее внешний долг;

• регламентация использования международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов;

• режимы валютного рынка и рынка золота;

• статус национальных органов, регулирующих валютные отношения (центральный банк, министерство финансов, специальные органы; например, в России - Федеральная служба валютного и экспортного контроля).

По мере развития мировых хозяйственных связей создана мировая валютная система, которая преследует глобальные цели мирового сообщества и призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования.

В результате длительного исторического развития сложились следующие ее основные элементы:

• функциональные формы мировых денег (Золото, резервные валюты, международные валютные единицы);

• регламентация условий конвертируемости валют;

• унификация режима валютных паритетов и валютных курсов;

• регламентация объема валютных ограничений (требование МВФ к странам-членам отменить ограничения по операциям с валютными ценностями в определенный период);

• регламентация состава компонентов международной валютной ликвидности (например, с 1970 г. МВФ ввел в оборот новую международную валютную единицу - СДР, с 1979 г. Европейский фонд валютного сотрудничества - европейскую валютную единицу - ЭКЮ), которая с января 1999 г. постепенно заменяется единой коллективной валютой - евро;

• унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков и др.) и форм международных расчетов;

• режимы мировых валютных рынков и рынков золота;

• статус института межгосударственного регулирования с 1944 г. - Международного валютного фонда.

Структурные принципы Бреттонвудской системы:

• статус доллара и фунта стерлингов как резервных валют;

• фиксированные золотые паритеты и курсы валют (могли колебаться в пределах ± 1 % паритета, а в Западной Европе -± 0,75 %);

• конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене;

• заниженная официальная цена золота (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 г чистого золота);

• создание МВФ как органа межгосударственного валютного регулирования.

В марте 1979 г. в Западной Европе создана международная (региональная) валютная система - Европейская валютная система (ЕВС).

Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации «Общего рынка» в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы.

Валютная система России в условиях перехода к рынку формируется с учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, поскольку страна вступила в МВФ в июне 1992 г. В августе 1993 г. взамен рубля бывшего СССР введен в обращение российский рубль как основа не только денежной, но и национальной валютной системы.

Тема 9. Валютные операции банков. Организация международных

расчетов. Осуществление валютного регулирования

в банковской сфере

В основе валютных операций лежит международная торговля и, следовательно, международное движение капиталов. Например, швейцарский экспортер реализует машины японскому покупателю. Для этого необходимо японские иены импортера превратить в швейцарские франки для поставщика товара.

Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков связана с осуществлением банковских операций в рублях и валюте при экспорте-импорте товаров и услуг, их реализации за иностранную валюту на территории РФ, сделках неторгового характера, хозяйствовании нерезидентов внутри страны.

Основной документ валютного законодательства – закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.11.92 г. с дополнениями и изменениями. Он защищает российский рубль в условиях параллельного обращения свободно-конвертируемой иностранной валюты. ЦБР издает обязательные к исполнению нормативные акты.

К банковским операциям с иностранной валютой относятся:

• ведение валютных счетов клиентуры;

• установление корреспондентских отношений с российскими уполномоченными и иностранными банками;

• международные расчеты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг;

• покупка и продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

• привлечение и размещение валютных средств внутри РФ;

• кредитные операции на международных денежных рынках;

• депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках.

Коммерческие банки могут осуществлять эти операции только при наличии соответствующей лицензии ЦБР: разовой, расширенной и генеральной. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными.

Генеральная дает возможность банку осуществлять валютные операции на территории РФ и за границей, расширенная разрешает поддерживать корреспондентские отношения не более чем с 6-ю иностранными банками. Разовая – разрешение на конкретную банковскую операцию.

Аналитический учет операций в иностранной валюте ведется в двойной оценке: в разрезе иностранных валют по номиналу и в рублевом эквиваленте по текущему курсу ЦБР, при изменении которого валютные статьи подлежат переоценке.

Каждому клиенту открываются в уполномоченном банке два параллельно существующих счета: транзитный и текущий. На транзитный зачисляются в полном объеме поступления в иностранной валюте, на текущем учитываются средства, оставшиеся в распоряжении клиента после обязательной продажи валютной выручки.

Основная задача управления валютными операциями банка это предоставление клиентам возможности конвертировать их активы из одной валюты в другую на условиях операций ”спот” или ”форвард”. Операция Спот – это покупка одной валюты на другую на текущих рыночных условиях. Расчеты по этим операциям осуществляются на ”кассовой” основе через два рабочих дня после заключения сделок, причем оба платежа должны быть произведены одновременно

Тема 10. Правовое регулирование деятельности кредитных

организаций на рынке ценных бумаг

Ценная бумага представляет собой установленного образца юридический документ, подтверждающий определенные права собственности и поэтому дающий возможность получения конкретного дохода за счет использования имущества организации, выпустившей ценную бумагу.

С развитием рынка ценных бумаг и совершенствованием самих бумаг объективно складываются три уровня рынка ценных бумаг:

1. федеральный - биржевой,

2. региональный - биржевой,

3. местный - внебиржевой.

Федеральный рынок ценных бумаг включает в себя фондовую биржу и обязательно биржевой банк. Последний занимается помимо традиционных банковских операций учетом ценных бумаг, без чего вообще нет и не может быть полноценного рынка ценных бумаг. На фондовой бирже федерального уровня обращаются ценные бумаги самых авторитетных и именитых компаний. Акции таких компаний имеют наибольшую степень ликвидности. Само участие фирмы на федеральном фондовом рынке является лучшей ее рекомендацией.

Региональный рынок ценных бумаг представлен региональной фондовой биржей, банком, выполняющим обязанности (функции) биржевого банка, являющегося своеобразным клиринговым центром. На этом рынке обращаются ценные бумаги предприятий второго эшелона (имеющих региональное значение). Степень ликвидности их ценных бумаг значительно ниже, чем у участников федерального рынка. Однако на региональном фондовом рынке могут обращаться ценные бумаги предприятий и первого эшелона. Все зависит от экономической стратегии и тактики, которую такие предприятия ведут на федеральном и региональном уровнях.

Местный рынок ценных бумаг организован несколько иначе. Здесь нет специальной фондовой биржи. Ее роль выполняют брокерские и дилерские компании. Однако здесь отсутствуют какой-либо биржевой банк и клиринговый центр. Таким образом, местный рынок ценных бумаг никем и ничем не гарантирован, надежность сделок в буквальном смысле слова держится на честном слове. Он оказывается более или менее организован, когда на региональной фондовой бирже есть секция внебиржевой торговли.

Операции банков с ценными бумагами могут быть как активными, так и пассивными.

Российские банки имеют право осуществлять фондовые и доверительные операции.

Основными группами профессиональных участников рынка ценных бумаг являются: коммерческие банки; брокерские фирмы; инвестиционные фонды различных типов; инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетно-клиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).

Профессиональными участниками фондового рынка являются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей. Они осуществляют следующие виды деятельности: брокерские и дилерские операции, управление ценными бумагами, определение взаимных обязательств (клиринг), оказание депозитарных услуг, ведение реестра владельцев ценных бумаг, организация торговли на рынке ценных бумаг. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг предусмотрены также некоторые ограничения по совмещению деятельности (в частности, нельзя совмещать ведение реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг). Другие ограничения устанавливаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

К этим операциям относятся:

• эмиссия и размещение вновь выпущенных ценных бумаг;

• кредитование под залог ценных бумаг;

• покупка и продажа ценных бумаг за собственный счет и по поручению и за счет клиента;

• хранение и управление ценными бумагами клиентов.

Таким образом, в зависимости от операций коммерческие банки могут выступать на рынке в качестве эмитента ценных бумаг, финансового инвестора и посредника в отношениях сторонних эмитентов и инвесторов. Объектом этих операций являются ценные бумаги.

По типу ценные бумаги, отражающие отношения долга (займа) – долговые обязательства или облигации, и отношения собственности – акции.

Долговые обязательства делятся на государственные ценные бумаги (рыночные и нерыночные) и облигации предприятий (корпоративные). Рыночные свободно продаются и покупаются на открытом рынке, нерыночные эмитируются государством для привлечения средств мелких индивидуальных инвесторов, например, сберегательные сертификаты.

Наряду с основными ценными бумагами на фондовом рынке обращаются вспомогательные: векселя, чеки и сертификаты.

Наиболее полно на рынке представлены сертификаты, на акции – документы, удостоверяющие размер собственности акционера:

 банковские – письменное свидетельство банка о вкладе денежных средств и праве на получение в установленный срок суммы вклада;

 страховые для страхования от несчастных случаев.

Срочные операции включают в себя операции со следующими видами ценных бумаг:

Тема 11. Роль и место банковской системы в составе органов

по противодействию легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем

Термин "отмывание" денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: "Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение".

В международном праве определение легализации ("отмывания") доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией ("отмыванием") доходов от преступной деятельности понимаются:

• "конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

• сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

• приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

• участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении".

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — федеральный орган исполнительной власти России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Была создана в 2002 году, — Комитет по финансовому мониторингу Российской Федерации (КФМ РФ), в 2004 преобразована в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

С момента основания до сентября 2007 года службой руководил Виктор Зубков. Росфинмониторинг от имени России участвует в деятельности Международной группы по борьбе с финансовыми преступлениями FATF.

Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков.

Можно выделить следующие направления банковского контроля:

• контроль за ведением кассовых операций на предприятиях;

• контроль при проведении кредитных операций;

• контроль при проведении гарантийных операций:

• валютный контроль - осуществляется уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля.

Контроль за проведением кассовых операций. 13 января 1992 г. было принято постановление Президиума Верховного Совета РФ "О безотлагательных мерах по нормализации налично-денежного обращения в Российской Федерации", а 14 июня 1992 г.-Указ Президента РФ № 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения".

Этими нормативными правовыми актами устанавливалось, что предприятия независимо от организационно-правовой формы обязаны:

• хранить денежные средства в учреждениях банков;

• производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

• иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

• сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждением банка;

• хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по специальному страхованию, пенсий и т. п. не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Учреждения банков обязаны систематически проверять соблюдение кассовой дисциплины на предприятиях-клиентах, что следует из "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и других нормативных актов Банка России.

Тема 12. Ликвидность и экономические нормативы деятельности

коммерческих банков. Правовые основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций

Термин «ликвидность» (от лат. liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в Центральном банке РФ или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, другие долговые инструменты.

Термин «платежеспособность» несколько шире, он включает не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля,

Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками - по выплате депозитов, акционерами - по выплате дивидендов, государством - по уплате налогов, персоналом - по выплате заработной платы).

Ликвидность для коммерческого банка выступает как способность банка обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размешенных активов и привлеченных банком пассивов.

Ликвидность - важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы могут своевременно преобразовываться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов. Структура ликвидных активов банка имеет вид:

• денежная наличность в кассе банка (рубли и иностранная валюта);

• драгоценные металлы;

• остатки средств на корреспондентском счете в Центральном банке РФ;

• ценные бумаги правительства;

• ссуды, предоставленные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней;

• другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки.

Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности.

Тема 13. Правовое регулирование рисков коммерческих банков

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике - это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков служит их регулирование, т.е. поддержание оптимальных соотношений ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами.

Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями.

Политика банка должна заключаться в том, чтобы достичь равновесия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе, или краткосрочное равновесие, представляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность, и наоборот: чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной перспективе, или долгосрочное равновесие, предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база. Наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк, меньше его капитальная платежеспособность.

Более устойчивые в финансовом отношении банки, заботящиеся о своей ликвидности и платежеспособности, предлагают процент по вкладам не выше среднеотраслевого. Высокий процент по срочным вкладам и депозитам физических и юридических лиц свидетельствует прежде всего о том, что коммерческий банк обладает нестабильной ресурсной базой, недостаточной для эффективных кредитных вложений. Такой банк старается расширить и стабилизировать свои ресурсы путем привлечения сторонних депозитов, предлагая вкладчикам повышенную процентную ставку. Но привлечение ресурсов по повышенной процентной ставке предполагает и осуществление вложений под более высокий процент, т.е. вложения, как правило, более рисковые, и вкладчики вместо прибыли могут потерять и сам депозит в случае краха банка.

Доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. С одной стороны, руководство банка, акционеры (пайщики) последнего заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т. п. Однако подобные действия неизбежно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и в конечном счете к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, с другой стороны, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость банковской системы в целом.

Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России. Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Центральный банк РФ устанавливает ряд экономических нормативов, в том числе: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; нормативы достаточности капитала; нормативы ликвидности; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков и др.

Тема 14. Понятие и виды банковских правонарушений. Gреступления в банковской сфере. Понятие банковской тайны

Закон «О Центральном Банке России» (ст. 33) устанавливает перечень полномочий Банка России в рамках надзора по устранению нарушений законодательства Российской Федерации о банках и установленных экономических нормативов.

В случае неисполнения предписаний Центрального Банка России, а также при выявлении нарушений нормативов, причинивших ущерб банкам, клиентам, непредоставления отчетности или предоставления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредиторов банка, при обнаружении других систематических нарушений ЦБ РФ представляет учредителям (участникам) банков необходимые требования:

- о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;

- о реорганизации банка;

- о замене руководителей банка;

- о ликвидации банка.

При выявлении в работе банков нарушений ЦБ России вправе применить следующие санкции:

- взыскать денежный штраф в порядке и размерах, предусмотренных в банковском законодательстве;

- повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы;

- назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

- отозвать лицензию на совершение банковских операций, что действует как решение о ликвидации коммерческого банка.

Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в ст. 18 предусматривает условия, при которых ЦБ РФ может отозвать лицензию на совершение банковских операций. К ним относятся:

- обнаружение недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия;

- предоставление банком недостоверных данных в отчетности, обусловленной законодательством;

- задержка начала деятельности банка более чем на один год с даты выдачи ему лицензии;

- осуществление банком операций, не предусмотренных лицензией ЦБ РФ;

- обнаружение нарушений банком требований антимонопольного законодательства;

- признание банка неплатежеспособным (банкротом).

Отзыву лицензии должны предшествовать предупредительные меры, направленные на устранение нарушений в банковской деятельности.

Вышеназванный Закон дает право коммерческим банкам защищать свои позиции, соответствующие банковскому законодательству. Так, по вопросам выдачи и отзыва лицензии на совершение банковских операций, регистрации уставов банков, а также другие решения, связанные с выполнением ЦБ РФ надзорных функций, могут быть обжалованы коммерческими банками в Высший арбитражный суд.

В связи с участившимися случаями нарушения порядка уплаты налогов при наличии нескольких счетов предприятий и организаций в разных банках, были приняты необходимые меры по пресечению этого нарушения. Банки оказались причастны к этим нарушениям. Согласно Указу Президента от 23 мая 1994 года «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» открытие банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих), валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налоговых органов является нарушением, за которое руководители банков и кредитных учреждений привлекаются к административной ответственности в размере 100-кратной минимальной месячной оплаты труда на день наложения взыскания.

При повторном нарушении банком порядка открытия счетов в банке может быть отозвана его лицензия на совершение банковских операций.

С 1 сентября 1994 года с соответствии со ст. 33 Закона о ЦБ РФ введено в действие «Временное положение о временной администрации по управлению коммерческими банками и другими кредитными учреждениями». Институт временной администрации широко используется в зарубежных странах, особенно в Японии, и позволяет государству и его Центральному Банку этой мерой активно воздействовать в своих странах на процесс укрепления банковской системы, до минимума свести количество банковских банкротств, или полностью их исключить, как в Японии.

Тема 15. Правовое регулирование банковской деятельности

зарубежных стран

Считается, что в рыночно развитых странах - Великобритании, Швейцарии, Японии, Германии, США и др. - банковские системы возникли и созрели давно, находясь в разные периоды ближе или дальше от своего идеального состояния.

Банковская система в качестве составной органической части входит в большую систему - экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ.

В жизни банки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системой, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это означает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с действием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

• двухуровневая банковская система (Центральный, банк и система коммерческих банков);

• централизованная монобанковская система;

• уникальная децентрализованная банковская система;

• Федеральная резервная система США.

Одноуровневый вариант может быть реальным, когда в стране еще нет центрального банка либо есть только одни центральные банки. В этом случае говорить о банковской системе еще рано.

Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Один уровень, или ярус, первый, верхний, - это центральный банк. Другой уровень, или ярус, второй, нижний, базовый, - коммерческие банки и кредитные учреждения. При этом центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы.

С точки зрения регламентации и лицензирования банковскую систему разделяют на два вида: универсальную и специализированную. В универсальной системе коммерческие банки обладают возможностью выполнять все виды кредитно-финансовых услуг. Примером такой универсальной системы является банковская система Германии. В специализированной системе разные коммерческие банки специализированы на выполнении относительно узкого круга операций. В чистом виде такой системы не существует, максимально приближена к ней банковская система США. Современные условия развития банковской системы привели к необходимости перехода от специализированной к универсальной системе, так как последняя сопряжена с меньшим банковским риском благодаря его распределению и дифференциации.

В разных странах на центральный банк могут возлагаться различные функции, однако он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства. Центральный банк - это прежде всего посредник, осуществляющий связь между государством и остальной экономикой через банки.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по-разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные - Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др. Центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции - Банк Франции, наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов.

Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

В США, помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков - членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I-III. – М.: Приор, 2004.

3. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 г. №395-1 // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №6. – Ст. 492.

4. Артемов В.В. Договор банковского вклада и права потребителей // Банковское право. – 2002. - №4.

5. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело. – СПб: Питер, 2001.

6. Банковское дело в России. - М.: ВЕЧЕ, 2004.

7. Банковское дело / Под ред. Г.Г.Коробовой. – М.: Юрист, 2002.

8. Барышников Н. П. В помощь бухгалтеру и аудитору (справочно-методическое пособие). – М., 1995.

9. Данилевский Ю. А. Аудит: Организация и методика проведения. - М., 1992.

10. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 1998.

11. Кокорев В.Е. Экономика как она есть. – М.: «Век», 1998.

12. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право Том 1. – М.: Бек. 1994.

13. Федеральный Закон РФ «О банках и банковской деятельности».

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(35.2 KiB, 18 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!