Конспект по программе курса в МИЭП : ОБЖ

20 Фев 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Тема 1.1. Основы безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них. В определении существенны три момента: опасность, человек (природа), защита. Любая деятельность потенциально опасна. Из этого положения следует вывод, что всегда существует некоторый риск и что риск не может быть равен нулю. Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Безопасность - это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено причинение ущерба здоровью человека. Безопасность - это цель. Безопасность жизнедеятельности - средство достижения безопасности. По характеру неблагоприятного воздействия на организм человека воздействующие факторы называют вредными и опасными. К вредным относят такие факторы, которые становятся в определенных условиях причинами заболеваний или снижения работоспособности. Опасными факторами принято называть такие, которые приводят в определенных условиях к травматическим повреждениям (нарушение тканей организма и нарушение его функций) или другим внезапным и резким нарушениям здоровья.

Цель БЖД - обеспечение комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и нормативно-допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду.

Задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные явления). В круг научных задач также входят: комплексная оценка многофакторного влияния негативных условий обитания на работоспособность и здоровье человека; оптимизация условий деятельности и отдыха; реализация новых методов защиты; моделирование чрезвычайных ситуаций и др. Круг практических задач прежде всего обусловлен выбором принципов защиты, разработкой и рациональным использованием средств защиты человека и природной среды(биосферы) от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а также средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

БЖД состоит из разделов:

 общие вопросы БЖД;

 БЖД в условиях производства (охрана труда);

 природные аспекты БЖД (защита окружающей среды);

 БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций.

Тема 1.2. Негативные факторы техносферы

Перечень реально действующих негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов.

Вредные факторы: запыленность и загазованность воздуха; шум; вибрации; электромагнитные поля; ионизирующие излучения; повышенные и пониженные атмосферные параметры( температура, влажность, подвижность воздуха, давление); недостаточное и неправильное освещение; монотонность деятельности; тяжелый физический труд; токсичные вещества; загрязненные вода и продукты питания и др.

Опасные факторы: огонь, ударная волна, горячие и переохлажденные поверхности; электрический ток; транспортные средства и подвижные части машин; отравляющие вещества; острые и падающие предметы; лазерное излучение; острое ионизирующее облучение и др.

Негативные факторы в быту: воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭЦ, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств; вода с избыточным содержанием вредных примесей; недоброкачественная пища; шум; инфразвук; вибрации; электромагнитные поля от синтетических материалов, бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП; медикаменты при избыточном и неправильном их применении; алкоголь; табачный дым; бактерии; естественный фон и другие факторы. Опасные и вредные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами его труда, называются антропогенными.

В электроустановках напряжением выше 1000 В, а также на воздушных линиях к этим же работам относятся работы, выполняемые на расстоянии от токоведущих частей меньше допустимых.

К работам без снятия напряжения на нетоковедущих частях относятся работы, выполняемые за постоянным или временным ограждением, на корпусах оборудования, на поверхности оболочек кабелей, на расстоянии от неогражденных токоведущих частей больше допустимых.

Для каждой из указанных категорий работ ПТЭ и ПТБ устанавливают необходимый перечень мероприятий, обеспечивающих безопасность работ.

По мнению академика Н. И. Моисеева, человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств, воздействуя на среду обитания, становится соизмеримой с могучими силами природы планеты. Это внушает не только гордость, но и опасение, ибо чревато последствиями, которые могут привести к уничтожению цивилизации и даже всего живого на Земле

Тема 1.3. Производственная безопасность

В настоящее время весьма эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера является декларирование промышленной безопасности. Она является одним из ключевых элементов системы управления промышленной безопасностью, поскольку эта процедура требует всесторонней оценки всех остальных элементов системы управления промышленной безопасности в эксплуатирующей организации и сведения информации об их функционировании в единый документ.

Одной из основных задач декларирования является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в части обеспечения безопасности и информированности об этом надзорных органов и органов местного самоуправления.

Основы декларирования промышленной безопасности опасных производств определяет Федеральный закон Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997 г.). В соответствии с положениями этого закона:

- разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварий и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте;

- устанавливается обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные и вещества, представляющие опасность для природной среды). Обязательной разработке декларации промышленной безопасности подлежат опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г.

Тема 1.4. Охрана труда

Под охраной труда понимается система законодательных актов и комплекс мер, направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. ОТ служит для защиты трудящихся от травм и заболеваний.

Понятие "заболевание" более общее по сравнению с понятием "травма". Их отличие обусловлено прежде всего временным фактором. При травме расстройство здоровья происходит либо в момент травмирования, либо непосредственно после него, т.е. можно точно зафиксировать момент травмирования.

По характеру воздействия на организм, травмы подразделяются:

• Механические травмы (ушибы, переломы и т.д.).

• Тепловые (ожоги, тепловые удары, обморожения).

• Электрические.

• Химические.

По тяжести повреждения травмы подразделяются:

• Лёгкие.

• Тяжёлые.

• Смертельные.

При заболевании расстройство здоровья происходит замедленно (можно обозначить момент заболевания).Травмы и заболевания - следствие воздействия на трудящихся различных факторов окружающей среды.Если на производстве существуют факторы, которые могут привести к травме, то говорят об опасных производственных факторах.

Несчастным случаем (НС) называется воздействие на человека опасного для здоровья фактора.

НС можно разделить на три вида:

• Связанные с производством

• Связанные с работой

• Бытовые

Система производственных мероприятий и технических средств, направленная на предотвращение воздействия на трудящихся опасных производственных факторов называется техникой безопасности (ТБ).

Аналогично, относительно вредных производственных факторов - производственная санитария (ПС).

Расследование и учёт несчастных случаев на производстве. Постановление правительства РФ №406, последняя редакция от 24.05.2000, "Положение о расследовании и учёту несчастных случаев на производстве".

Настоящее положение устанавливает порядок расследования и учёта несчастных случаев на производстве и обязательно для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наёмный труд.

Тема 1.5. Электромагнитные волны, защита от них

Нормирование ЭМИ осуществляется в зависимости от диапазона частот. При нормировании учитывается: 1) диапазон частот; 2) значения напряженности эл. и магн. полей и энергетическая нагрузка: ЭН = ППЭ*Т; где ЭН - энергетич. нагрузка; ППЭ - плотность потока энергии; Т - время, в течение которого человек подвергается воздействию ЭМИ ГОСТ 12.1.006-14 - нормирует напряженность ЭМ поля (Е и Н) в диапазоне частот от 60 Гц до 300 МГц. Санитарные нормы: СН 1748 - 72 - нормируют значения постоянных магн. полей. Предельно допустимая ППЭ = ЭН предельно допустимого уровня (осн. параметр для нормирования)/ Т (время пребывания человека). Если в течение рабочего времени человек подвергается воздействию ЭМИ, ППЭ не должна превышать 1 мВт/кв.см.

Нормирование ЭМ поля пром. частоты - 50 Гц: зона индукции - десятки км. Эл. поле нормируется, магн. - нет. По офиц. данным неблагоприятные воздействия ЭМ поля проявляются при напряженностях магнитного поля, начиная с 160 - 200 Ампер/метр. Токи пром. частот не превышают 25 А/м. В зависимости от времени нахождения человека в поле пром. частоты устанавливается предельное значение напряженности эл. поля (8 часов - не > 5 кВ) 5) Защита от ЭМИ.

Способы защиты: 1) уменьшение мощности источника - уменьшение параметров излучения в самом источнике (защита количеством) - осн. поглотители - графит, резина и т.д.; 2) экранирование источника излучения (рабочего места); 3) выделение зоны излучения (зонирование территории); 4) Установление рациональных режимов эксплуатации установок, 5) применение сигнализации; 6) Защита расстоянием (особенно эффективна для СВч) формула 7) Защита временем (от тока пром. частоты) 8) Средства индивидуальной защиты (спец. костюмы).

Тема 1.6. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

2. Классификация ЧС природного и техногенного характера

ЧС техногенного характера:

• транспортные аварии (катастрофы);

• пожары, взрывы, угроза взрывов;

• аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

• аварии с выбросом (угрозой выброса) химических опасных веществ;

• аварии с выбросом (угрозой выброса) биологических опасных веществ;

• внезапное обрушение зданий, сооружений;

• аварии на энергетических системах;

• аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

• аварии на очистных сооружениях;

• гидродинамические аварии.

ЧС природного характера:

• геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов);

• геологические опасные явления (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины);

• метеорологические и агрометеорологические опасные явления (ураганы, бури, смерчи, крупный град, сильный снег, гололед);

• природные пожары (лесные, торфяные, горючих ископаемых);

• гидрологические опасные явления (наводнения, в т.ч. паводки, половодья, заторы, зажоры, низкий уровень воды);

• инфекционные заболевания людей (эпидемии, пандемии);

• инфекционные заболевания животных (эпизоотии, энзоотии);

• поражение растений (эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей).

Тема 1.7. Современная война

Известный военный теоретик Карл фон Клаузевиц рассматривал войну «как продолжение государственной политики иными средствами». Однако вторая половина XX – начало XXI века свидетельствуют: конвенциональные (традиционные) войны, в которых участвуют с обеих сторон отдельные государства или коалиции государств, постепенно сменяются вооруженными противоборствами нового типа. Их ведут различные социальные и политические негосударственные группировки, даже вступая в конфликт с правительствами собственных стран. Причем, что примечательно, зачастую отсутствует как таковой единый управляющий центр (что является основным условием ведения конвенциональных войн), но это компенсируется наличием некоей концепции, объединяющей и регулирующей действия парамилитарных структур. Наиболее ярко подобное явление проявилось в 1979–1989 годах в Афганистане, когда десятки полевых командиров, принадлежавших к различным политическим партиям (нередко враждовавшим между собой), фактически вели, в общем-то, согласованные действия против общего врага. Это же имело место в чеченском, сомалийском и многих иных конфликтах, а сейчас происходит в Ираке.

В последнее время эксперты и аналитики все чаще говорят о так называемых асимметричных войнах. Типичный пример такой войны – противоборство между Израилем и «Хезболлах» – квазигосударственным образованием, базирующимся на территории Ливана. Оно наглядно продемонстрировало, что современные вооруженные иррегулярные структуры постепенно становятся похожими на регулярные армии и что привычные методы боевых действий против них недостаточно эффективны. Даже члены израильского правительства и депутаты кнессета пришли к неутешительному выводу, что Тель-Авив не добился поставленных целей. Между тем мощь ЦАХАЛ и формирований «Хезболлах» несоизмеримы.

Современная асимметричная война все более тяготеет к мятежевойне. Этот термин, напомню, ввел в оборот видный военный теоретик Евгений Месснер – русский эмигрант, полковник Генерального штаба царской армии. Он предрек наступление эпохи «мятежевойн», дал исчерпывающий анализ этого нового вида вооруженных конфликтов, призвал цивилизованное человечество сконцентрировать свои усилия на борьбе с надвигающейся угрозой.

Никаких норм, шаблонов, классических, грандиозных сражений мятежевойна не признает. Против массовых армий – тактика комаров и иные приемы: террор, бандитизм, восстания, беспорядки и даже демонстрации и манифестации. Мятежевойна развивается по таким фазам: деморализация, беспорядки, террор, постепенная вербовка в революционность, перестройка душ. Стратегия мятежевойны имеет конечной целью разрушение структуры, а «разрушенное государство не может быть восстановлено, мертвый не может быть пробужден к жизни» (Сунь-цзы).

Тема 1.8. Оружие массового поражения

Оружие массового поражения (оружие массового уничтожения) - оружие, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на большой площади. Поражающие факторы оружия массового поражения, как правило, продолжают наносить урон в течение длительного времени. Также ОМП деморализует как войска, так и гражданское население.

Сравнимые последствия могут наступить и в случае применения обычного оружия или совершения террористических актов на экологически опасных объектах, таких как АЭС, плотинах и гидроузлах, химических заводах и т. д.

На вооружении современных государств стоят такие виды ОМП:

• химическое оружие;

• биологическое оружие;

• ядерное оружие;

• зажигательное оружие.

Характеризуются большой поражающей способностью и большой территорией действия. Объектами воздействия могут являться как сами люди, конструкции, так и природная среда обитания: плодородные почвы, местность (в целях сковывания противника), растения, животные.

Поражающие факторы ОМП всегда имеют как мгновенное действие, так и более или менее протяженное во времени

• Поражающие факторы ядерного взрыва - это воздушная ударная волна, сейсмическая волна, световое излучение ЯВ, проникающая радиация, электромагнитный импульс (мгновенные), радиоактивное заражение (протяженный).

• Для химического оружия поражающим фактором является, собственно, отравляющее вещество в различных видах (газообразном, аэрозоль, на поверхности предметов). Продолжительность действия изменяется в зависимости от вида ОВ и метеорологических условий.

• Для биологического оружия поражающий фактор - возбудитель болезни (аэрозоль, на поверхности предметов). Продолжительность может меняться в зависимости от возбудителя и внешних условий от нескольких часов или дней до десятков лет (естественные очаги сибирской язвы существуют как минимум десятилетиями).

Оружие массового поражения гипотетически может работать и на других принципах:

• Инфразвуковое оружие

• Радиологическое оружие

• Сверхрадиочастотное оружие

• Генетическое оружие

• Геофизическое оружие

• Тектоническое оружие

• Бомба из Антиматерии

• Орбитальная пушка

Неизвестно ни одного принятого на вооружение образца подобного оружия.

Развитие исследований в области разработки оружия массового поражения привело к существенному повышению опасности войны как для стран-участниц, так и для всего мира. Чем более силён поражающий эффект оружия, тем меньше он поддаётся контролю. Энергии, доступные человечеству, достигли такого уровня, что могут поставить под угрозу целостность земного шара. Запрещение разработки оружия массового поражения - необходимая для охраны человечества мера.

Тема 1.9. Современное состояние Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Каждая новая крупная чрезвычайная ситуация, ее причины, опыт использования сил и средств РСЧС для ее ликвидации заставляют искать пути дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышения ее готовности и эффективности принимаемых мер.

Принята Межгосударственная научно-техническая программа создания системы сейсмологического мониторинга территорий государств-участников СНГ. Предусматривается ее интеграция с мировой информационной системой сейсмологических данных.

Пересматриваются принципы проектирования и строительства сейсмостойких зданий: применение монолитного железобетона, гибких и надежных конструкций, сейсмоизоляции фундаментов, динамичных гасителей колебаний и т.д.

Так, постепенно Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приобретает новый облик, новые возможности, совершенствует структуру, повышает свою боеготовность, оперативность и эффективность действий.

Создан Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования. За 10 месяцев 1998 г. только по линии гуманитарной помощи в пострадавшие районы зарубежных государств было доставлено свыше 1771 тонн грузов на общую сумму более чем в 18 млн руб. и 60 тыс. долл. США.

Спасатели корпуса в 1999 г. приняли участие в ликвидации последствий землетрясения в Колумбии, провели огромную работу по оказанию помощи Сербии в период натовской агрессии.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 900 «О военно-административном делении» создается Сибирский региональный центр на базе Забайкальского, Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского региональных центров.

В Центральном регионе создана и успешно функционирует крупнейшая в России группировка сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, насчитывающая 977 спасателей и 135 единиц техники, 5 сводных мобильных отрядов.

С 1999 г. начинается первый этап создания на базе Войск гражданской обороны, поисково-спасательных служб региональных центров Государственной спасательной службы как основной структуры МЧС России.

Создаются территориальные поисково-спасательные формирования в субъектах РФ. К концу 1997 г. их насчитывалось 28. А к концу 1999 г. в 45 субъектах РФ имеется 103 поисково-спасательных формирования общей численностью 3821 чел. Из них: 47 подразделений и 1295 спасателей прошли аттестацию.

Базой их организации стали отряды Государственной инспекции РФ по маломерным судам, бывшие ведомственные формирования газоспасателей, пожарной лесоохраны и др., а также вновь создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Из ныне существующих 48% формирований дислоцируются в районах, где прежде не было поисково-спасательных подразделений. За счет этого удалось расширить прикрываемую такими силами территорию и повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации.

МЧС РФ рассматривает создание поисково-спасательных формирований субъектов федерации, финансируемых из местных бюджетов, как одно из приоритетных направлений в области территориальной политики.

Определены пути их развития:

• образование на базе специализированных формирований многопрофильных, что позволит перейти от принципа прикрытия объектов к принципу прикрытия территорий – наиболее целесообразному в условиях недостаточного финансирования;

• создание сети поисково-спасательных подразделений в регионах с учетом их особенностей, и в первую очередь в местах, где нет таких сил;

• оптимизация их структуры, приведение ее в соответствие с решаемыми задачами;

• организация надежной системы управления с развитием сети единых диспетчерских служб, которые обеспечивали бы немедленную передачу сигналов всем формированиям, ориентированным на проведение аварийно-спасательных работ;

• совершенствование подготовки и переподготовки руководящего состава и спасателей, проведение учений и тренировок совместно с другими силами РСЧС с максимальным использованием имеющихся в регионах полигонов и учебно-тренировочных комплексов;

• обустройство и оснащение формирований современными средствами спасения, другими материально-техническими ресурсами, позволяющими оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации и эффективно проводить аварийно-спасательные работы, в том числе в автономном режиме;

• внедрение авиационных технологий в целях обеспечения быстрейшей доставки сил в районы чрезвычайных ситуаций;

• разработка и совершенствование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность поисково-спасательных формиро-ваний в регионах.

В 1998 г. существенно обновился парк автомобильной и инженерной техники, аварийно-спасательного оборудования и инструментов.

Для Войск гражданской обороны и поисково-спасательных служб закуплены 130 автомобилей, 20 аварийно-спасательных и 4 разведывательно-спасательные машины, а также 50 комплектов специального оборудования. Решены важные социальные вопросы, связанные с медицинским обеспечением сотрудников РСЧС, личного состава Войск гражданской обороны и членов их семей. Создано государственное учреждение – Центр медицины, реабилитации и туризма МЧС России. Сданы в эксплуатацию поликлиники крупных гарнизонов Войск гражданской обороны. В Санкт-Петербурге открыта терапевтическая клиника Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины. Образован Медицинский регистр МЧС России. Его база данных позволит иметь объективную картину состояния здоровья каждого спасателя и на ее основе разрабатывать оптимальные лечебно-оздоровительные мероприятия.

Планируется внести в регистр всех сотрудников министерства, подведомственных учреждений и предприятий, военнослужащих Войск гражданской обороны. Создается ведомственная служба медикопсихологической подготовки.

Продолжает совершенствоваться управление и связь РСЧС.

В соответствии с поручением Правительства РФ от 16 июля 1998 г. по созданию единых дежурно-диспетчерских служб в городах РФ предусматривается:

 разработка Госстандарта «Единые дежурно-диспетчерские службы. Общие требования»;

 разработка «Порядка создания и финансирования ЕДДС»;

 определение единого номера телефонной связи для ЕДДС на территории России.

Продолжает развиваться нормативно-правовая база РСЧС. Только в 1998 г. подготовлено и принято более 50 нормативных и правовых актов на уровне федеральных органов исполнительной власти. В их числе постановления Правительства РФ «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», «О порядке отнесения территорий к категориям по гражданской обороне». Принят свод правил по проектированию и строительству, порядок разработки проектов строительства, утвержден состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций».

Разрабатываются проекты Указа Президента РФ «О государственной политике в области гражданской обороны» и «Положения о гражданской обороне».

Все основные направления функционирования территориальных подсистем РСЧС обеспечены необходимыми нормативными документами.

Так, в 18 субъектах РФ, расположенных в границах Центрального района, приняты законы (постановления) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об организации подготовки и обучения населения способам защиты, действиям в чрезвычайных ситуациях», «О порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций», «О системе оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций», «О создании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» и др.

Рассмотренный материал позволяет сделать вывод о том, что РСЧС – постоянно развивающаяся, динамичная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чутко реагирующая на все изменения обстановки, аккумулирующая в себе положительный опыт и решительно отбрасывающая отжившее, не оправдавшее себя в реальной жизни.

Тема 1.10. Силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

К силам и средствам единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

• силы и средства наблюдения и контроля в составе: служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

• формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;

• ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

• служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством, пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

• геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

• учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

• военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

• формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

• формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

• военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

• специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и Воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

• служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

• восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;

• аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Тема 1.11. Аварийно-спасательная служба

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются: принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций; принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями; принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ; принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

К аварийно-спасательным работам относятся поисково - спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются: поддержание органов управления, сил и средств аварийно - спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по: участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах; надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ; выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований; участию в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тема 1.12. Организация гражданской обороны на объектах экономики

Гражданская оборона на объекте экономики - есть система мероприятий по подготовке к защите и защите рабочих и служащих, а также членов их семей, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий.

Организация и ведение ГО на объекте является одним из важнейших элементов обеспечения безопасности объекта.

Должностные лица администрации (органа управления) объекта, рабочие и служащие, виновные в невыполнении, либо уклоняющиеся от выполнения обязанностей по гражданской обороне несут установленную законодательством, должностными обязанностями (согласно трудового договора, контракта и т.п.) материальную, административную и иную ответственность.

Основными задачами гражданской обороны объекта являются:

- обучение рабочих и служащих, а также членов их семей способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение производственного персонала, населения подведомственного жилого фонда об угрозе нападения противника, возникновения чрезвычайных ситуаций и о порядке действий в сложившейся обстановке;

- эвакуация рабочих и служащих и членов их семей в загородную зону;

- предоставление рабочим и служащим объекта экономики убежищ и СИЗ;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- борьба с пожарами на объекте, возникающими вследствии ведения военных действий или вследствие этих действий;

- обеззараживание производственного персонала, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание общественного порядка на территории объекта;

- срочное захоронение умерших и погибших в военное время;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- первоочередное жизнеобеспечение производственного персонала и населения подведомственного жилого фонда, прежде всего, пострадавших;

- разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объекта в условиях военного времени;

- защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений, других материальных ценностей от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций;

- создание и поддержание в готовности системы управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны;

3адачи гражданской обороны решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых как заблаговременно, так и в военное время.

Тема 1.13. Основы устойчивости функционирования экономики и территорий в чрезвычайных ситуациях

Объекты, сооружения и системы экономики занимают важнейшее место в экономике страны, так как их нормальная работа обеспечивает управление хозяйственной и иной деятельностью в любых условиях, а поэтому одной из важнейших задач является обеспечение устойчивого их функционирования в чрезвычайных условиях.

Для повышения устойчивости работы объектов экономики предусматривается осуществление комплекса инженерно-технических мероприятий ГО ЧС (ИТМ ГО ЧС), которые должны проводиться на всех объектах экономики.

Под объектами экономики понимают здания, сооружения, транспортные средства, в которых размещаются предприятия с оборудованием и обслуживающим персоналом. Под устойчивостью функционирования объектов экономики понимают их способность работать в нештатных, т. е. чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, а при нарушениях их работы - это способность восстанавливать работоспособность в кратчайшие сроки.

Понятие устойчивость функционирования объектов экономики по сути включает два понятия: физическую (статическую) и оперативную устойчивости.

Под физической устойчивостью объектов экономики или их элементов понимают физическую прочность его зданий, сооружений, оборудования, различных устройств к воздействию поражающих факторов, которые могут возникнуть в случаях ЧС.

Под оперативной устойчивостью функционирования систем экономики понимают обеспечение устойчивого управления хозяйственной и иной деятельностью в случаях ЧС, а в случаях нарушения работы- это способность восстанавливаться в кратчайшие сроки.

Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:

 защищенность обслуживающего персонала и оборудования от воздействия поражающих факторов, возникающих в результате ЧС;

 плотность размещения объектов связи, промышленных объектов и их элементов на территории населенных пунктов;

 устойчивость управления объектами;

 надежность энерго и водоснабжения;

 наличие условий для восстановления работоспособности объекта;

 готовность объекта к работе в условиях ЧС.

Основные требования, выполнение которых ведет к повышению устойчивости функционирования объектов экономики:

 снижение возможных потерь и разрушений от воздействия поражающих факторов, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и военными действиями;

 создание оптимальных условий для восстановления разрушенных, поврежденных объектов в минимально короткие сроки;

 обеспечение безопасности жизнедеятельности людей.

Тема 1.14. Нормативно-правовое обеспечение функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях

ГО на объекте экономики организуется и ведётся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданской обороне», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также приказами и распоряжениями руководителя объекта экономики.

Организация и порядок выполнения мероприятий ГО при приведении её в готовность и в военное время определяется планом ГО объекта. План ГО объекта утверждается его руководителем и согласовывается с управлением ГО и ЧС города (района). План ГО и планы служб ГО объекта корректируются один раз в год по состоянию на 1-е января планируемого года. При существенных изменениях обстановки или структуры объекта переработка планов осуществляется по отдельным указаниям начальника ГО объекта.

Тема 1.15. Радиационная защита

Ионизирующие излучения (радиация) – это невидимые глазом излучения, испускаемые некоторыми химическими элементами в результате их радиоактивного распада, т.е. самопроизвольного превращения ядер атомов одного радиоактивного элемента в ядра другого. Остановить ничем невозможно.

Излучения, обладая высокой энергией, реализуют свое биологическое действие через эффекты ионизации и последующее развитие химических реакций в биологических структурах клетки, которые могут привести к ее гибели, развитию лучевой болезни.

Основной единицей, характеризующей степень воздействия на организм человека радиации (облучения), является Зиверт (Зв). В старой системе такой единицей является бэр. 1Зв =100бэр.

Нормами радиационной безопасности (НРБ-96) предусмотрены защитные мероприятия по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии, разработаны новые подходы при возникновении чрезвычайных ситуаций, определены критерии вмешательства на загрязненных территориях.

На территории, где годовая эффективная доза не превышает 1мЗв, проводится обычный радиационный контроль. При дозах более 1мЗв территории подразделяются на четыре зоны:

 зона радиационного контроля – от 1 до 5мЗв;

 зона ограниченного проживания населения – от 5 до 20мЗв;

 зона добровольного отселения – от 20 до 50мЗв;

 зона отселения – более 50мЗв.

Дозиметрические и радиобиологические исследования показали, что вредные последствия облучения не проявлялись при дозах менее 1Зв “острого”, т.е. кратковременного облучения. Лучевая болезнь первой степени возникает при облучении более 1 до 2-х Зиверт. При облучении более 6Зв – 100% смертность.

Способами защиты от радиации являются: защита временем, защита расстоянием, защита преградой, проведение организационных мероприятий, медицинская защита.

Тема 1.16. Химическая защита

Аварийные химические опасные вещества – это химические соединения, которые в определенных количествах, превышающих предельно допустимые концентрации, оказывают вредное воздействие на людей, животных, растения и вызывают у них поражения различной степени.

АХОВ могут быть элементами технологического процесса (хлор, аммиак, сероводород, бензол, серная и азотная кислоты, фтористый водород и др.) и могут образовываться при пожарах на объекте (окись углерода, оксид азота, сернистый газ и др.).

Способность АХОВ оказывать вредное воздействие на организм называется токсичностью. Токсичность каждого АХОВ проявляется только при его непосредственном контакте с организмом человека. Вызванные ими поражения могут быть как местные, так и общие.

Количественная характеристика токсичности АХОВ, соответствующая определенному эффекту поражения называется токсидоза. Самые распространенные АХОВ: хлор, аммиак, сероводород.

На водопроводных станциях, хлопчатобумажных комбинатах, на очистных сооружениях используют хлор. Это зеленовато-желтый газ с резким раздражающим запахом. Он в 2,5 раза тяжелее воздуха, поэтому стелется по земле, скапливается в низинных участках местности, подвалах, колодцах.

Если недалеко расположен хладо- или мясокомбинат, нефтеперерабатывающий завод, предприятие по производству азотной кислоты, соды мочевины, удобрений, там может быть аммиак. Бесцветный газ с характерным резким запахом “нашатырного спирта”, легче воздуха, поэтому довольно быстро улетучивается. В определенных пропорциях с воздухом образует взрывоопасные смеси.

Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь при поражении АХОВ является главным фактором спасения пострадавших, благоприятного исхода лечения без тяжелых осложнений и остаточных явлений.

Тема 1.17. Взрыво- и пожаробезопасность

Технические мероприятия, обеспечивающие или снижающие взрыво- и пожароопасность.

1. применение ЛЕГКОСБРАСЫВАЕМЫХ конструкций в наружных ограждениях зданий в соответствии со СНиП 2.09.02-85.

В качестве легко сбрасываемых конструкций используется остекление окон и фонарей. При недостаточной площади остекления могут быть использованы открывающиеся наружу распашные ворота и двери, а также панели стен и плиты перекрытий. Сбрасывание ( открывание) указанных конструкций должно происходить при давлении, не превышающем 2 кПа в момент взрыва, что снижает его действие.

2. Применение АВАРИЙНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ (в дополнение к основной).

Цель основной вентиляции - обеспечение пожаро- и взрывобезопасности производственного помещения при нормальном протекании технологического процесса. Она должна обеспечивать концентрации поступающих в помещение горючих газов и паров в пределах 5%; нижнего концентрационного предела взрываемости (воспламенения).

Включающаяся автоматическая аварийная вентиляция выполняет ту же задачу в случае отказа основной вентиляции, а при нарушениях технологического процесса помогает основной. Аварийная вентиляция совместно с основной должна обеспечить не менее 8 воздухообменов в час по полному внутреннему объему помещений. Основные требования к аварийной вентиляции изложены в СНиП 2.04.05-86.

3. ФЛЕГМАТИЗАЦИЯ атмосферы производственных помещений.

Цель флегматизации - предупреждение образования взрывоопасной среды. Возможны два метода флегматизации, основанные на разбавлении воздуха помещений взрывоопасных производств:

- инертными разбавителями (азот, диоксид углерода, водяной пар);

- ингибиторы горения (хладоны и комбинированные газовые составы на их основе ).

Установка флегматизации состоит из системы баллонов, содержащих флегматизирующие вещества, запорной арматуры и трубопроводной разводки по помещению. Запорная арматура срабатывает по сигналу газоанализаторов или системе контроля загазованности помещения.

4. Контроль за накоплением в воздухе производственных помещений взрывоопасных и горючих газов и паров.

С этой целью применяются газоанализаторы, газосигнализаторы и индикаторы.

5. Исключение источников воспламенения взрыво- или пожароопасной среды.

С этой целью наиболее приемлемыми являются следующие пути:

- исключение возможного контакта с источниками воспламенения ( открытый огонь, раскаленные продукты горения, нагретые до высокой температуры поверхности оборудования и т. д.) горючих паров и газов, образующихся при авариях;

- применение электрооборудования во взрывозащищенном исполнении согласно “Правилам устройства электроустановок” (ПУЭ);

- ограничение нагрева оборудования до температуры самовоспламенения образующихся веществ;

- применение материалов, не образующих при соударении искр;

- применение средств защиты от атмосферного и статического электричества, блуждающих токов, токов замыкания и т. д. (заземление, увлажнение и использование нейтрализаторов статического электричества) и др.

Тема 1.18. Инженерная защита

Инженерная защита включает в себя - обследование и разработка модели построения систем инженерной и инженерно-технической защиты промышленных, административных, жилых зданий или комплексов зданий и прилегающих территорий.

Проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание:

• подсистем охранной и пожарной сигнализации;

• подсистем видео наблюдения;

• подсистем управления доступом;

• подсистем жизнеобеспечения.

Интегрирование всех действующих подсистем защиты объектов (охранных, пожарных, контроля доступа, видеонаблюдения и т.д.) и систем жизнеобеспечения в единую систему, отвечающую требованиям безопасности объекта.

Поставка и установка средств инженерной и инженерно-технической защиты для периметра территории, территории объекта, периметра здания объекта, прохода в служебную и служебно-представительскую зону, зону выделенных помещений (хранения материальных ценностей, важных информационных материалов), зону особо важных помещений (руководства).

Гарантийное и постгарантийное обслуживание созданных систем инженерной и инженерно-технической защиты объектов.

Тема 1.19. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и другие) этот способ является наиболее эффективным способом защиты.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах Российской Федерации);

по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и др. местных условий.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий, на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

Тема 1.20. Жизнеобеспечение рабочих, служащих и членов их семей при чрезвычайных ситуациях

При решении задач по обеспечению населения водой осуществляется:

- определение потребного количества воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия;

- уточнение состояния и возможности использования сохранившихся и частично поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов, водоочистных сооружений и установок;

- оборудование недостающих пунктов забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;

- организация подвоза недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подача ее по временным водопроводам населению, предприятиям общественного питания, хлебопечения, лечебным учреждениям;

- использование простейших способов добычи и очистки воды, в т.ч. и самим населением;

- введение и осуществление нормирования водопотребления и усиленного контроля качества воды;

- защита систем водоснабжения и автономных водозаборов от радиоактивного и других видов загрязнений и химического заражения;

- подготовка, в случае необходимости, на водопроводах, использующих воду поверхностных источников, систем ее очистки от радиоактивных, химических и других опасных веществ;

- организация восстановления и ремонта поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений.

Мероприятия по обеспечению населения продуктами питания в условиях чрезвычайных ситуаций включают:

- оценку потребной номенклатуры и количества продовольствия для обеспечения населения и спасателей;

- централизацию функций получения, учета и распределения продовольствия, в том числе и полученного в виде гуманитарной помощи;

- определение реальных возможностей по производству продовольствия, продуктов пищевой и мясо-молочной промышленности (хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли и др.);

- оценку возможностей и организацию работы предприятий общепита;

- оценку запасов продовольствия на складах госрезерва и торговых организаций;

- определение потребного количества пунктов питания, полевых кухонь и хлебопекарен, развертывание, при необходимости, их работы;

- организацию, в случае необходимости, контроля загрязненности (зараженности) продуктов питания радиоактивными, химическими и другими опасными веществами, обеззараживание продовольствия и пищевого сырья;

- осуществление приготовления и раздачи пищи пострадавшему населению и участникам ликвидации чрезвычайной ситуации, выдачу им продовольствия в соответствии с порядком и на условиях, принятых для данной чрезвычайной ситуации.

В процессе обеспечения населения продуктами питания особое внимание уделяется обеспечению детским питанием.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает реализацию следующих мероприятий:

- определение потребного количества и номенклатуры предметов первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, посуда, средства личной гигиены, моющие средства, ткани, галантерея и др.);

- сбор, сортировка и подготовка к использованию предметов первой необходимости из поврежденных складов, а также поступивших в виде гуманитарной помощи и взаимопомощи населения;

- выявление дефицита и определение путей его покрытия за счет перераспределения продукции на пострадавшей территории;

- подготовку запросов о гуманитарной и других видах помощи;

- организацию, при необходимости, контроля загрязненности (зараженности) предметов первой необходимости, подлежащих выдаче населению, их обеззараживание;

- захоронение загрязненных (зараженных) предметов первой необходимости, непригодных по результатам радиационного (химического) или иного контроля для дальнейшего использования;

- определение мест и порядка выдачи, осуществление выдачи предметов первой необходимости пострадавшему населению в порядке и на условиях, установленных для данной чрезвычайной ситуации, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения.

Тема 1.21. Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях

Первая медицинская помощь - это комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых на месте получения повреждения, преимущественно в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками спасательных работ с использованием табельных и подручных средств. Основная цель первой медицинской помощи - спасение жизни пораженного, устранение продолжающего воздействия поражающего фактора и быстрейшая эвакуация пострадавшего из зоны поражения. Оптимальный срок оказания первой медицинской помощи - до 30 минут после получения травмы. При остановке дыхания это время сокращается до 5-10 минут. Важность фактора времени подчеркивается хотя бы тем, что среди лиц, получивших первую медицинскую помощь в течение 30 минут после травмы, осложнения возникают в 2 раза реже, чем у лиц, которым этот вид помощи был оказан позже указанного срока. Отсутствие же помощи в течение 1 часа после травмы увеличивает количество летальных исходов среди тяжело пораженных на 30%, до 3 часов - на 60%, до 6 часов - на 90%, т. е. число погибших возрастает почти вдвое.

При возникновении массовых санитарных потерь невозможно оказать первую медицинскую помощь одномоментно всем пострадавшим.

После воздействия поражающих факторов катастрофы до прибытия скорой медицинской помощи первую медицинскую помощь должно оказывать само население в порядке само- и взаимопомощи, а также медицинский персонал сохранившихся в зоне катастрофы лечебно-профилактических учреждений. В последующем она дополняется за счет прибывших спасательных подразделений, санитарных дружин, бригад экстренной медицинской помощи.

Первая медицинская помощь включает:

• извлечение пострадавших из-под завалов, убежищ, укрытий;

• тушение горящей одежды;

• введение обезболивающих средств при помощи шприц-тюбика;

• устранение асфиксии путем освобождения верхних дыхательных путей от слизи, крови, грунта, возможных инородных тел, придание определенного положения тела (при западании языка, рвоте, обильном носовом кровотечении) и проведении искусственной вентиляции легких (рот в рот, рот в нос, S-образная трубка и др.);

• временную остановку наружного кровотечения всеми доступными средствами: наложение кровоостанавливающего жгута (стандартного или импровизированного), давящей повязки, пальцевого прижатия магистральных сосудов;

• борьбу с нарушениями сердечной деятельности (закрытый массаж сердца);.

• наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность;

• наложение окклюзионной повязки при открытом ранении груди с использованием прорезиненной оболочки индивидуального перевязочного пакета (ИПП) или подручных средств (целлофан);

• иммобилизация поврежденной конечности;

• надевание противогаза при нахождении в зараженной местности;

• введение антидотов пораженным отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами;

• частичную санитарную обработку;

• прием антибиотиков, сульфаниламидных препаратов, противорвотных средств.

Доврачебная медицинская помощь оказывается бригадами экстренной доврачебной медицинской помощи (БЭДМП). В состав такой бригады входит 4 человека: старшая медсестра, медсестра, водитель и санитар. Бригада оснащена медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом. Медицинское имущество рассчитано на оказание помощи 50 пострадавшим.

Квалифицированная медицинская помощь - комплекс хирургических и терапевтических мероприятий, осуществляемых врачами соответствующего профиля в лечебных учреждениях, направленных на предупреждение осложнений и борьбу с уже развившимися опасными осложнениями механических, термических и комбинированных поражений, а также создание условий для планового лечения пораженных до окончательного исхода.

Список литературы

1. Воробьев Ю.П. История катастроф // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2002. - №8. – С. 57 – 61.

2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2008.

3. Дьяков В.И. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2008.

4. Ильичев А. А. Школа выживания. – М., 2008.

5. Коростелев В. Г. От «А» до «Я». – М., 2006.

6. Оксенгендлер Г.И. Химические аварии // Природа. – 1992. - №2. – С. 31 – 42.

7. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник. – М.: АСТ, 2007.

8. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск: ЮУК, 2008.

9. Школа выживания / Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(34.1 KiB, 27 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!