Консолидация и кодификация нормативно-правовых актов

2 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Учет и инкорпорация нормативно-правовых актов, бу­дучи ограниченными их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систе­матизации нормативно-правового материала. В частно­сти, с помощью этих методов нельзя устранить множест­венности нормативных актов, принятых в разное время поодному или нескольким взаимосвязанным вопросам.

Между тем потребность в таком объединении очевид­на: гораздо удобнее пользоваться одним, но охватываю­щим все вопросы актом, чем искать нужную информацию по многим источникам.

Множественность нормативных актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Такой прием систематизации называется консолидацией. Новый ук­рупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается ком­петентным правотворческим органом и имеет собствен­ные официальные реквизиты: наименование, дату приня­тия, номер акта и подпись должностного лица. Все это свидетельствует о том, что консолидация представляет со­бой разновидность правотворческой деятельности госу­дарственных органов.

Инкорпорация и консолидация представляют собой качественно различные приемы систематизации норма­тивных актов по следующим основаниям:

во-первых, они относятся к различным сторонам пра­вовой деятельности государства. Инкорпорация – это один из приемов организационно-методической деятель­ности государственных органов, призванной обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Кон­солидация же входит в арсенал правотворческих методов;

во-вторых, инкорпорация и консолидация различают­ся по кругу применяющих их субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими ор­ганами, сколько иными государственными органами, на­учными учреждениями и юридическими издательствами, тогда как консолидация осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов. Это своего рода «авторское» упо­рядочение правовых актов;

в-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к под­готовке сборника нормативных актов, и вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного зна­чения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный норма­тивный акт.

Все изложенное позволяет заключить, что консолида­ция составляет самостоятельный вид систематизации нор­мативно-правовых актов.

Отмеченный недостаток консолидации — ее неспособ­ность менять содержание правового регулирования — в правотворчестве успешно преодолевается с помощью ко­дификации.

Под кодификацией понимается деятельность, направ­ленная на систематизацию и коренную переработку дей­ствующего законодательству путем подготовки и приня­тия нового кодификационного акта. Эти акты имеют раз­личное наименование: основы законодательства, кодекс, устав, положение и др. Кодификация – особая форма упорядочения, ибо в ходе ее на смену нескольким отдель­ным актам приходит один акт, упорядочивающий право­вые нормы и процедуры в определенной сфере отноше­ний и унифицирующий методы правового регулирования.

Кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утра­тивших силу и недействующих правовых актов. Главная функция кодифи­кации – существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирова­ния.

Именно это свойство кодификации позволяет рассма­тривать ее как один из наиболее совершенных видов пра­вотворческой деятельности. Результатом кодификации является сводный акт, заменяющий ранее действовавшие нормативные акты в данной отрасли законодательства, либо новый акт, впервые системно-регулирующий опре­деленную группу общественных отношений.

Отличие кодификации от инкорпорации заключается и в том, что она всегда осуществляется государственными органами. Инкорпорация же может «производиться» как государственными органами, так и общественными орга­низациями, и даже частными лицами. В основе кодифи­кации лежат предмет и метод правового регулирования. В основе же инкорпорации лежит классификация норма­тивно-правовых актов по дате издания, алфавиту и т. п.

В юридической литературе различают всеобщую, отрас­левую и специальную кодификации.

При всеобщей кодификации в течение времени созда­ются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям законодательства.  Отраслевая кодификация охватывает законодательство какой-либо определенной отрасли или подотрасли зако­нодательства.

Специальная кодификация группирует нормы опреде­ленного правового института либо нескольких правовых институтов.

Кодификация традиционно связывается с систематиза­цией и совершенствованием, главным образом, законода­тельных актов. Поэтому ее результаты выражаются, объе­ктивируются в форме основного, обладающего наиболь­шей юридической силой, кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт. Кодификационный акт харак­теризуется наиболее высоким уровнем нормативных обобщений.

Кодификационный акт – это нормативно-правовой акт сводного характера. Он объединяет в единую юриди­ческую конструкцию действующие и не утратившие свое значение нормативные предписания по определенной те­ме.

Систематизация нормативно-правовых актов, прежде всего, используется в качестве эффективно­го способа обеспечения субъектов права необходимой им нормативно-правовой информацией. Деятельность по систематизации правовых актов играет большую роль в создании гармоничной пра­вовой системы. Правосистематизирующая деятельность существенно влияет на качество и эффективность правотворческих и правоприменительных, исполнительно-распорядительных и правоохранительных органов, на уровень законности и стабильность правопорядка. Она обеспечивает доступность и простоту пользования разнообразным правовым матери­алом, нормальную работу самых разнообразных организа­ций. Следовательно, упорядочение актов способствует по­вышению уровня правосознания и правовой культуры гра­ждан, должностных лиц и организаций.

Значение систематизации нормативных актов заключается и в том, что это однаиз возможностей (путем совершенствования формы законодательства) по­высить эффективность правового регулирования.

Не менее важно подчеркнуть, что упорядочение норма­тивных актов способствует выявлению пробелов в праве.

И, наконец, упорядочение нормативных актов обеспе­чивает правильную быструю и качественную реализацию правовых норм.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!