Конкурентные силы в отрасли (модель М. Портера)

29 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Основные барьеры для входа в отрасль:

  1. Экономия на масштабах производства - барьер проявляется в том, что в отрасли существуют эффективные масштабы выпуска и реализации продукции, которые позволяют фирмам, работающим в отрасли, сокращать себестоимость и снижать цену продукта. Поэтому входящий в отрасль должен обеспечить эффективные масштабы деятельности своего предприятия, иначе он не получит ценового преимущества. Экономия на масштабах проявляется в сфере производства, НИОКР, маркетинга, обслуживания. Этот барьер считается наиболее значимым в отрасли по производству компонентов для ПК.
  2. Дифференциация продукта - распознаваемость сортов и торговых марок реализуемых в отрасли товаров также представляется барьером для входа в отрасль основных конкурентов. Работающие в отрасли фирмы проводят активную рекламу, обслуживают конкретных клиентов, тем самым формируют известность собственной торговой марки. Она становится известной среди потребителей, образуется приверженность потребителей к определенной торговой марке. Наиболее значимым такой барьер является в отрасли по производству лекарств, косметики, бытовой химии, в банковском бизнесе.
  3. Потребность в капитале - барьер для вхождения в отрасль создает потребность в больших объемах финансирования, которое необходимо для успешной конкуренции в отрасли, особенно если финансировать необходимо такие капитальные вложения, как первоначальная реклама, или НИОКР (разработка нового товара для выхода в отрасль). Капитал также необходим для создания запасов оборотных средств. Поэтому такой барьер особенно высок в капиталоемких отраслях, в которых начать производство с нуля очень трудно.
  4. Ценовые преимущества, не зависящие от масштабов производства - действующие в отрасли компании могут располагать ценовыми преимуществами, недоступными для вновь входящих. Эти преимущества могут быть обусловлены эффектом обучения на опыте (они имеют определенные знания об отрасли и продукте), освоенными технологиями, доступом к лучшим ресурсам, правительственными субсидиями, удобным расположением (территориальным). Часто ценовые преимущества предприятия получают благодаря наличию патента.
  5. Доступ к каналам распределения продукции - количество оптовых и розничных посредников ограничено, поэтому доступ к каналам распределения, как правило, обеспечен для уже действующих конкурентов. Доступ к каналам распределения определяет необходимость создания собственной сбытовой сети (тогда мы упираемся в другой барьер - доступность инвестиций). Доступ к каналам распределения - это не только отсутствие рыночных посредников, но и наличие условий сбыта продукции (услуг).
  6. Правительственная политика - правительство лимитирует и1 Ограничивает деятельность отдельных отраслей через лицензирование деятельности, обязательную сертификацию, установление лимитов на использование сырья. Устанавливаются и отдельные ограничения на деятельность в отдельных отраслях: использование воздушного пространства, добыча угля и др. Государство также устанавливает барьеры через прямой контроль загрязнения окружающей среды и безопасности производства.

Сила поставщиков в отрасли проявляется через повышение цен или снижение качества предлагаемых ресурсов и услуг. Они влияют на прибыльность отрасли через перераспределение рентабельности в свою отрасль.

Сила каждой группы поставщиков или потребителей в отрасли зависит от набора характеристик этих групп.

Поставщики сильны в отрасли в том случае, если:

  1. В отрасли доминируют несколько крупных поставщиков (потребителю трудно поменять поставщика и поставщик об этом знает).
  2. Ресурс, поставляемый поставщиком, необычный (редкий) или сильно дифференцирован. В отрасли отсутствуют ресурсы-заменители.
  3. Качество и цена поставок оказывают решающее значение на соответствующие показатели продукции, производимой потребителем (например, конкуренция между поставщиками алюминия и стали для производства консервных банок).
  4. Поставщик представляет собой опасность интеграции вперед в отраслевой бизнес. Это может привести к изменению условий поставки продукции для других предприятий отрасли (пример - двигателестроение и авиация).
  5. Предприятия отрасли не представляются важными потребителями продукции поставщиков, поставщики имеют незначительную долю производства ресурса, необходимого отрасли в общем объеме выпуска.

Сила потребителей в отрасли проявляется в следующем: 1. Потребителей мало (они сконцентрированы) или потребители приобретают большую долю производимого продукта (услуги). Особенно остро ощущается давление потребителя, если в отрасли фиксированы постоянные затраты и их сложно снизить.

  1. Продукция, которую потребители приобретают в отрасли, используется ими как компонент при изготовлении собственной продукции. В этом случае потребители чувствительны к цене и качеству продукции и меняют поставщика в случае их изменения.
  2. Продукт, приобретаемый потребителем, стандартен и недифференцирован. Потребители уверены, что они всегда могут найти альтернативного поставщика продукта.
  3. Продукт, производимый отраслью, не оказывает существенного влияния на качество и цену продукта, выпускаемого потребителями (покупатели практически не чувствительны к цене и качеству продукта, в результате чего могут свободно изменять поставщика). Пример - гайки при производстве автомобиля.
  4. Продукт не является источником экономии средств потребителя.
  5. Потребитель намерен осуществлять интеграцию назад для самостоятельного производства продукции отрасли.

При выборе поставщика или потребителя любая компания принимает важное стратегическое решение - желательно выбрать такие организации, которые обладают меньшей силой в отрасли.

Если компания реализует свою продукцию потребителю, обладающему высоким влиянием, она может выжить в отрасли, только если она поддерживает позицию низкоценового лидерства или предлагает на рынок очень качественный продукт.

Товары-заменители

Товары (услуги)-заменители ограничивают потенциал отрасли как в росте, так и в прибыльности. Необходимо четко понимать, какие именно товары и услуги являются заменителями и оценить их привлекательность с точки зрения цены и качестэа, выявить угрозы для роста отрасли и ее рентабельности.

Основные препятствия на пути появления в отрасли товаров-заменителей:

  • ценовая конкуренция, которая переключает внимание потребителей с проблем качества (если качество заменителя выше) или конкуренция по качеству, если заменитель имеет более низкую цену (например, производители масла должны делать упор на качестве продукта по сравнению с маргарином);
  • широкая реклама.

Основная проблема - выявление товаров и услуг заменителей, которые могут составить потенциальную конкуренцию (ограничить долю рынка отрасли).

2.2. Выявление конкурентного преимущества компании

На основе изучения параметров рынка однородных товаров, интенсивности конкуренции на рынке, проведения системного анализа объекта стратегического планирования устанавливаются конкурентные преимущества компании.

Направления конкурентного преимущества компании

  1. Преимущества во внешней среде

1.1. Макросреда

1.1.1. Политическая сфера:

  • стабильность демократических преобразований в стране;
  • криминогенная обстановка в стране и т. д.

1.1.2. Экономическая сфера:

  • конкурентоспособность страны;
  • удельный вес экспортной продукции и т. д. Примечание. Аналогично указываются факторы по остальным сферам, по которым организация имеет преимущества.

1.2. Инфраструктура региона

1.2.1. Рыночная инфраструктура:

  • удельный вес конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках финансовых учреждений;
  • степень удовлетворения организации различными видами ресурсов и т. д.

1.2.2. Наука, образование и т. д.

1.3. Микросреда

1.3.1. Конкуренция на "выходе" организации:

  • количество конкурирующих субъектов "выхода" организации;
  • доли рынка, занимаемые субъектами;
  • сила конкуренции.

1.3.2. Конкуренция на "входе" организации (среди поставщиков): .

  • количество конкурирующих субъектов "входа" организации; '
  • доли рынка, занимаемые субъектами;
  • сила конкуренции.

1.3.3. Контактные аудитории

1.3.4. Посредники

1.3.5. Законодательство

  1. Преимущества во внутренней среде (в "процессе" системы)

2.1. Технологии

2.1.1. Преимущества по информационным технологиям (указываются конкретные технологии)

2.1.2. Преимущества по технологиям производства

2.1.3. Преимущества по технологиям обслуживания производства

2.1.4. Преимущества по технологиям планирования

2.2. Организация процессов

2.2.1. Преимущества в структуре организации (предприятия)

2.2.2. Преимущества в организации производства

2.2.3. Преимущества в организации труда

2.2.4. Преимущества в системе менеджмента организации (предприятия)

2.3. Ресурсы

2.3.1. Преимущества в качестве и стоимости сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии

2.3.2. Преимущества в квалификации и стоимости трудовых ресурсов

2.3.3. Преимущества в финансовом обеспечении организации (предприятия)

2.3.4. Преимущества в качестве основных производственных фондов

  1. Преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств и т. п. 3.1. Товары

3.1.1. Качество товаров

3.1.2. Цена

3.1.3. Ресурсоемкость у потребителя

3.1.4. Качество сервиса

3.2. Новшества

3.3. Услуги

  1. Преимущества рынков

4.1. По объему рынков

4.2. По количеству конкурентов

4.3. По оперативности и надежности финансовых операций

4.4. По безопасности торговли

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!