Конкретное социологическое исследование: общая характеристика

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Возрастание масштаба и динамики событий в современности приводит к тому, что становится все сложнее принимать научно обоснованные реше­ния. Эмпирические социологические исследования выступают одним из наиболее адекватных способов рацио­нального выбора целей и вариантов управленческих решений, их критери­ев, оценки средств и затрат, а также последствий человеческой деятель­ности и моделей поведения в сложных, быстро меняющихся и альтернатив­ных ситуациях.

Современное состояние социальной практики характеризуется удивительным многообразием проявления социальных явлений. Разрешению проблемы получения достоверной социальной информации призваны эмпирические социологические исследования. Применение сравнительно точной социально-статистической информации в системе социального управления позволяет  создавать модели социального развития и в определенной степени оптимизировать процессы управления различными сферами общественной практики.

Социологические исследования получили признание на рубеже XIX – нач. XX вв.  и пришли на смену индивидуальным способам накопления социологического знания и опирались на практику социально-статистических наблюдений и социологических обследований. Сам термин «социологическое исследование» утвердился не ранее конца 20-х – нач. 30-х гг. ХХ века. Подавляющее большинство исследований, как правило,  имели социографический и практически ориентированный характер. Они не были непосредственно связаны с развитием социологического знания.

Прикладное социологическое исследование направлено на решение четко определенных задач, причем анализируются проблемы, имеющие. Как правило, ключевое значение для социальной практики.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологичес­ких, методических и организационно-технических приемов, связан­ных между собой целью получения достоверной информации об изуча­емом социальном явлении или процессе для последующего использо­вания на практике.

Достоверность и ценность социологической информации во многом определяется уровнем и качеством проведения конкретного эмпирического исследования. Это предусматривает наличие теоретической основы и общей логики исследования, разработки методических документов, создания организационных условий, материально-технического обеспечения и иных факторов.

Характеризуя типы (виды) социологических исследований, сле­дует иметь в виду, что они обуславливаются характером поставленных и решаемых целей и задач, спецификой объекта и предмета исс­ледования. В социологии различаются следующие типы исследований: теоретические, эмпирические и методологические, фундаментальные и прикладные, описательные, анаменистические и прогнозные, полевые, лабораторные и клинические, экспериментальные и сравнительные, лонгитюдные, панельные и повторные, биографические, поколенные и когортные, изучение социальных сетей и структур. В зависимости от сложности и масштабности  решаемых задач выделяют разведывательное (поисковое, пилотажное, зондажное), описательное и аналитическое (экспериментальное) исследования.

Разведывательное исследование представляет собой наиболее простой вид конкретного исследования, которое призвано решать ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие по объему обследуемые совокупности. Такое исследование отличает упрощенная программа и методика проведения, сжатый по объему инструментарий. В ходе осуществления разведывательного исследования выделяется проблема, уточняется и дополняется информация. Такое исследование проводится с целью получения оперативной информации об определенном факте, событии или явлении.

Описательное исследование имеет более глубокий характер. Объектом исследования выступает достаточно большая совокупность людей, не однородных по своим характеристикам, что позволяет делать сравнения и сопоставления. По своим целям и задачам описательное исследование предполагает получение эмпирических сведений, позволяющих создавать относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, а также выявлять сущностные черты и отличительные особенности объекта и его элементов.

Самым углубленным видом социологического исследования выступает аналитическое. В отличие от описательного исследования оно предполагает выявление причинно-следственных связей и определение качественных характеристик объекта изучения. Данное исследование носит комплексный характер. Оно может охватывать большие массивы обследуемых общностей и осуществляется в рамках города, региона, страны. В таком исследовании полученная информация сопоставляется с данными, полученными из других источников, и разрабатываются конкретные рекомендации. В качестве самостоятельной разновидности аналитического исследования принято выделять социальный эксперимент. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению характеристик тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту изучения новые черты и свойства. На практике эксперимент представляет собой наиболее сложный вид исследования, требующий тщательной подготовки и «чистоты» проведения.

Учитывая особенности методов сбора информации, форм их проведения различаются  анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент, метод экспертной оценки.

Явления социальной действительности могут изучаться в статистике и динамике. В первом случае имеют дело с точечным (разовым) исследованием, во втором – повторным. Точечное (разовое) исследование несет информацию о состоянии объекта анализа, количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация не дает ответа на вопрос об его изменениях во времени. Исследования, основанные на единой программе и инструментарии, проводимые последовательно через определенные промежутки времени, называются повторными. Такие исследования направлены на выявление динамики изучаемого явления или процесса.

На уровне эмпирических исследований возникла проблема разг­раничения их на собственно социологические и социальные. Отсутс­твие четких стандартов в идентификации исследований привело к тому, что социально-статистические, социально-экономические, со­циально-психологические и иные исследования стали ассоциировать­ся с социологическими. Так, некоторые специалисты предлагают обозна­чать исследование общественного мнения как демоскопическое исс­ледование

Социологическое исследование, как и любой другой вид науч­ного поиска, содержит в себе элементы, присущие научной деятель­ности. Основным в числе этих элементов выступает программа исс­ледования, которую часто называют стратегическим документом исследо­вания, содержание которого сразу же позволяет понять главную идею и концепцию научного поиска, цели и задачи, которые в этом поиске ставит перед собой исследователь, те средства и методы, которые он собирается использовать для решения поставленных за­дач. Программа также позволяет судить о научно-теоретической грамотности исследователя, о глубине его представлений об анали­зируемых проблемах.

В программе должно быть точно указано:

а) каков объект эмпирического исследования;

б) является ли исследование сплошным или выборочным;

в) если оно выборочное, то претендует ли на репрезентатив­ность;

г) социолог должен указать, сколько ступеней отбора приме­няется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени;

д) что является основой выборки (список, картотека, карта);

е) какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

Социологическое исследование всегда начинается с глубокого изучения уже имеющейся информации об объекте и предмете исследо­вания. Важным источником такой информации выступают статистичес­кие данные. Социологические методы дополняют, обогащают сухой статистический материал и конкретизируют его.

В качестве носителя той или иной социальной проблемы выступает объект исследования, т.е. различные общественные процессы, явления, деятельность и отношения людей, содержащие в себе социальное противоречие. Однако социологическое исследование не предполагает всестороннего изучения объекта во всем его многообразии. Из объекта изучения выделяется предмет исследования, т.е., та сторона, часть объекта, которая подлежит непосредственному изучению.  В качестве предмета могут выступать значимые с теоретической и практической точек зрения свойства, особенности объекта, эмпирические закономерности и т.д. Как правило, предмет рассматриваемого вида исследования содержит в себе центральный аспект проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружения закономерности и выявления путей разрешения обнаруженных социальных противоречий.  Поскольку изучаются не все характеристики объекта, а только их часть, то один и тот же объект может иметь множество предметов исследования. Выделение в качестве объекта преступность предполагает рассмотрение в качестве предметной области ее структура, динамика, мотивы совершения противоправных действий, социально-психологический портрет преступника и т.д.

Цель социологического исследования дает общую направленность предстоящим действиям. Цель предполагает ориентированность на конечный результат, предусматривающий решение сформулированной проблемы. Цель подразделяется на цели второго порядка, промежуточные, достигаемые посредством выполнения ряда определенных задач.

Задача включает в себя набор начальных условий, признаков, характеризующих предмет исследования, и формулирует вопрос, на который должен быть получен ответ. Задача предполагает перечень исходных данных, которыми необходимо располагать для достижения искомого результата. Решение задачи, т.е. определения пути достижения цели второго порядка, предусматривает применение известных приемов выполнения задачи или же разработку новых методов.

Предварительный анализ объекта исследования необходим для постановки и решения выделенных в ходе исследования задач. На данном этапе научного поиска, как правило, выделяют только те свойства объекта и те факторы, которые непосредственно влияют на постановку и решение искомой проблемы (что и составляет предмет исследования). Однако при этом недопустимо выделение для изучения факторы, оторванные от остальных характеристик объекта.

Посредством интерпретации основных понятий раскрываются существенные признаки предмета, обладающие конкретными эмпирическими значениями. Поиск и определение последних называется эмпирической интерпретацией понятий, а систему правил, с помощью которых можно фиксировать данные признаки, операционной интерпретацией.

Эмпирическое интерпретирование есть нахождение показателя, отражающего и дающего возможность непосредственно «измерить» какую-то важную часть содержания используемого понятия.

Всякое исследование предполагает наличие предварительных предположений о причинах возникновения той или проблемы.  Если исследователь целенаправленно стремится их предугадать, то он формулирует свои умозаключения в виде гипотез.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений и процессов, которое подтверждается или опровергается. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Как правило, гипотезы направляют научный поиск и помогают организовывать целенаправленный отбор эмпирического материала.

По содержанию гипотезы различаются на описательные, объяснительные и прогнозные.

Объем, качество, достоверность получаемых данных в конкрет­ном исследовании определяются ее документальной основой. Социо­логический документ представляет собой источник и средство пере­дачи социальной информации, поэтому без анализа документов не может обойтись ни одно научное исследование в социальной сфере.

Раскрывая требования, предъявляемые к содержанию социологического документа, вполне достаточно обозначить только наиболее общие из них, такие как: четкость и краткость инструк­ции по заполнению документа; хорошее графическое и композицион­ное оформление; оптимальность вопросов и ясность их формулиро­вок; соответствие содержания вопросов возможностям респондентов.

В разведыва­тельных и пробных исследованиях для получения предварительных сведений об объекте, предмете анализа, для уточнения гипотез и задач основного исследования, для определения условий проведения эксперимента и при оценке его эффективности широко используется метод экспертных оценок.

Процесс организации социологического исследования представляет собой единый научно обоснованный комплекс мероприятий, поэтапное осуществление которых позволяет обеспечить координацию всего исследовательского коллектива, эффективное и качественное выполнение поставленных задач. Организация социологического исследования призвана обеспечить согласованность научно-теоретических, методических и организационно технических процедур в соответствии с целями исследования. Она направлена на то, чтобы исследовательские процедуры на всех этапах и в оптимальные сроки обеспечивали получение надежной и достоверной информации. В социологическом исследовании выделяются организационно-процедурный этап и этап логического плана.

Этапы логического плана отражают последовательность выполнения  стратегических задач исследования и подразделяются на проблемно-поисковый (сбор информации для описания гипотезы), аналитический (доказательство описательных гипотез), экспериментальный (доказательство гипотез о причинных зависимостях) и конструктивно-практический (создание проекта, т.е. практических рекомендаций) уровни.

Организационно-процедурные этапы определяют ход выполнения тактических задач, взаимодействие с изучаемым объектом, действия с полученной информацией. В практике организации и проведения конкретного исследования принято условно различать подготовительный, включающий в себя разработку программ, методики, организационно-подготовительные работы, оперативный, предусматривающий сбор информации, консультации, экспериментирование, и результирующий, предполагающий обработку, анализ, обобщение информации, выработку практических рекомендаций и составление отчета, этапы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!