Компоненты и источники организационной культуры

22 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Ядром организационной культуры являются ценности, в большей или меньшей степени, разделяемые всеми членами организации. Ценности могут быть как позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организационных целей, так и негативными, которые отрицательно влияют на организационную эффективность.

Примеры позитивных и негативных ценностей

Позитивные ценности Негативные ценности
•  Работа может быть выполнена только на отлично

•  В споре рождается истина

•  Интересы потребителя превыше всего

•  Успех компании – это мой успех

•  Настрой на взаимопомощь и поддержание хороших отношений с товарищами по работе

•  Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую цель

•  Начальству доверять нельзя, доверять можно только друзьям

•  Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак

•  Не высовывайся

•  Хорошо работать – это не самое главное в жизни

•  Покупатели (клиенты) – случайные люди, они доставляют только неудобства и мешают нашей работе

•  Всю работу не переделать

 

Система отношений, лежащая в основе организационной культуры – это те важнейшие отношения, которые формируют и определяют поведенческие нормы и рабочее поведение членов организации. Это, например, такие отношения, как отношение руководства к работникам, отношение работников к руководству, отношение персонала к работе, отношение работников к клиентам и т.п.

Поведенческие нормы – это те требования (как зафиксированные в документах, так и негласные) к поведению работников, которые воспринимаются ими как некий свод правил, определяющих, каким должно быть «правильное», «должное» поведение членов организации в тех или иных стандартных ситуациях. Например, быстрое и качественное обслуживание клиентов, безоговорочное исполнение приказов и распоряжений руководства, помощь и сотрудничество в командной работе и т.п.

Действия и поведение работников, направленные на достижение конкретных результатов или выполнение порученных заданий. Это наблюдаемые проявления организационной культуры, ее внешняя сторона, но именно по действиям и поведению работников мы можем судить о том, каково в целом состояние организационной культуры, способствует ли она эффективной работе организации, успешному проведению изменений, поддерживает ли выработанную стратегию развития, или нет.

Источниками организационной культуры могут служить достаточно различные по своей сути явления и процессы:

·       История предприятия (маркетинговая, технологическая, история менеджмента и собственности);

·       Современные внутренние и внешние особенности существования предприятия (особенности маркетинга, технологии, используемых стратегий, конкуренции на рынке);

·       Кадровый потенциал и кадровая политика (особенности личностей руководителей, специфика расстановки кадров и принципов построения системы управления персоналом в целом).

Согласно Зайцеву Л.Г. источниками организационной культуры являются: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации.

Источники и проявления  организационной культуры

Источники Проявления
Внешнее влияние

Общественные ценности

Специфические внутренние факторы организации:

- технология

- история

Структура организации

Стратегия социализации

Классовые различия

Идеология

Мифы и символы

Язык

Ритуалы и церемонии

 

К факторам внешней среды, оказывающим влияние на организационную культуру, можно отнести природные условия, исторические события, повлиявшие на развитие общества. Общественные ценности включают свободу личности, человеколюбие, уважение и доверие к властям, нацеленность на действие и активную жизненную позицию и т.д.

Уникальное сочетание данных трех источников делает неповторимой культуру каждой конкретной организации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!