Компетенция Президента Российской Федерации в сфере деятельности органов исполнительной власти

22 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Президент Российской Федерации является главой государства, организационно не входя ни в какую из ветвей власти, и его основной задачей является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Вместе с тем, основные полномочия   Президента   РФ   носят   исполнительно-распорядительный характер, что позволяет отнести институт Президента РФ, наряду с органами исполнительной власти, к субъектам государственного управления.

Президент РФ, регулируя отношения в сфере государственного управления, осуществляет следующие общие полномочия:

-определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

-представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;

-назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

-имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации, на заседаниях Президиума Правительства Российской Федерации;

-принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

-вправе отменить акты Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации;

-вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

-представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

-по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

-представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

-формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

-утверждает военную доктрину Российской Федерации;

-формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

-назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

-назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

-назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Руководство указанными министерствами Президент Российской Федерации осуществляет непосредственно и через федеральных министров.

Основываясь на сказанном, выделим конкретные полномочия Президента РФ в некоторых наиболее значимых отраслях административно-политической сферы, назовем их отраслевыми полномочиями.

Наиболее обширные полномочиями Президент Российской Федерации обладает в сфере обороны, он:

1)  определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

3)    осуществляет   руководство   Вооруженными   Силами   Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4)  в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской     Федерации,     возникновения     вооруженных     конфликтов, направленных   против   Российской   Федерации,   объявляет   общую   или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных   ее   местностях   военное   положение   с   незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ     Верховного     Главнокомандующего     Вооруженными     Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

  • исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения   в   соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации   и федеральным конституционным законом;
  • принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7)    утверждает   концепции   и   планы   строительства   и   развития Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других   войск,   воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации,   Мобилизационный   план   Вооруженных   Сил   Российской Федерации, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти Российской Федерации,   органов   государственной   власти   субъектов   Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания     запасов     материальных     ценностей     государственного     и мобилизационного резервов и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

  • утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  • утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10)  утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению   высшими   офицерами   в   Вооруженных   Силах   Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от их воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11)   утверждает   структуру,   состав   Вооруженных   Сил   Российской Федерации,   других   войск,   воинских   формирований   до   объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других   войск,   воинских формирований и органов;

  • принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
  • утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

 

  • утверждает   положения   о   Министерстве   обороны   Российской Федерации   и   федеральных   органах   исполнительной   власти   (органах), уполномоченных в области управления другими   войсками,   воинскими формированиями     и     органами,     определяет     вопросы     координации деятельности   федеральных   органов   исполнительной   власти   и   органов исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации   в   области обороны;
  • утверждает   Положение   о   территориальной   обороне   и   План гражданской обороны;
  • утверждает   планы   размещения   на   территории   Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17)    ведет   переговоры   и   подписывает   международные   договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне,     коллективной     безопасности,     сокращении     и     ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации   в   операциях   по   поддержанию   мира   и   международной безопасности;

  • издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации,   проходящих   военную   службу   по   призыву   в   порядке, предусмотренном федеральным законом;
  • утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,   воинских формирований и органов на прикомандирование к федеральным органам государственной власти;
    • осуществляет иные полномочия в области обороны[1].

Во   взаимоотношениях   с иностранными   государствами Президент Российской Федерации:

а)    осуществляет   руководство   внешней   политикой   Российской Федерации;

б)    ведет   переговоры   и   подписывает   международные   договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Во внешнеполитической сфере можно выделить конкретные полномочия Президента РФ в той или иной области, в частности в области военно-технического сотрудничества Президент Российской Федерации:

осуществляет руководство государственной политикой в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

определяет в ежегодном послании Федеральному Собранию основные направления деятельности в области военно-технического сотрудничества;

принимает решение об установлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также решения о приостановлении, прекращении и возобновлении этого сотрудничества;

устанавливает ограничения в области военно-технического сотрудничества;

определяет федеральные органы исполнительной власти по координации, контролю в области военно-технического сотрудничества и решению других задач государственного регулирования в этой области, а также создает в случае необходимости консультативные органы по вопросам военно-технического сотрудничества;

определяет         порядок         осуществления         военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, исключающий нанесение ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

принимает решение о создании в установленном порядке специализированных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, являющихся государственными посредниками при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

устанавливает порядок предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

определяет порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, экспорт и импорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям. Указанный порядок лицензирования предусматривает рассмотрение заявок и принятие решения по ним в срок не более одного месяца;

принимает решение по вопросу оказания военно-технической помощи иностранным государствам;

принимает решения по вопросам сотрудничества с иностранными государствами в области разработок продукции военного назначения;

принимает решение о передаче иностранным заказчикам лицензии на  производство продукции военного назначения[2].

Во внешнеэкономической сфере Президент Российской Федерации:

определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;

определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

осуществляет иные полномочия[3].

Сфера внутренних дел также довольно обширна и подразделяется на подотрасли, участие в государственном управлении которых принимает непосредственно   Президент   РФ.   В   частности, по гражданству Президент Российской Федерации осуществляет решение вопросов:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

б)   восстановления   в   гражданстве   Российской   Федерации   в общем порядке;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации[4]. По государственной службе Президент РФ решает вопросы:

а)   внесения законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам государственной службы;

б) организации государственной службы, формирования и совершенствования системы управления государственной службой;

в) разработки федеральных целевых программ по вопросам государственной службы;

г) координации   деятельности   по   формированию,   размещению   и исполнению государственного заказа на переподготовку   и   повышение квалификации государственных служащих в федеральных органах государственной власти;

д) осуществления мониторинга реформирования и развития государственной службы;

е) и другие.

В области гражданской обороны Президент Российской Федерации: определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны Российской Федерации;

вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность   военнослужащих войск гражданской   обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации[5].

Кроме   того,   можно   выделить   специализированные   полномочия Президента РФ, возникающие при наступлении определенных событий или условий. Например, при введении чрезвычайного или военного положения на территории всей страны или отдельных ее территориях.   Рассмотрим полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения:

1)   осуществляет   руководство   организацией   обеспечения   режима военного положения;

2)  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;

  • контролирует   применение   мер   по   обеспечению   военного положения;
  • определяет   в   соответствии   с настоящим   Федеральным конституционным   законом   меры   по   обеспечению   режима   военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации   и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер;
  • определяет   задачи   и   устанавливает   порядок   привлечения Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других   войск,   воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения;
  • приостанавливает   деятельность   политических   партий,   других общественных     объединений,     религиозных     объединений,     ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях   военного   положения   оборону   и   безопасность   Российской Федерации;

7)  устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов   и   демонстраций,   шествий   и   пикетирования,   а   также   иных массовых мероприятий;

8)    устанавливает   запреты   на   проведение   забастовок   и   на приостановление   или   прекращение   деятельности   организаций   иным способом;

9)   определяет   порядок   прохождения   военной   службы   в   период действия военного положения;

10) принимает     необходимые     меры     по     прекращению     или приостановлению действия   международных   договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и (или) государствами, союзными с ним (ними);

11)   прекращает в условиях военного   положения деятельность   в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации;

12)   устанавливает   на   территории,   на   которой   введено   военное положение, особый     режим     работы      объектов,     обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

13)  утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет[6].

Осуществляя нормативное регулирование в сферах государственного управления, Президент РФ издает правовые акты в форме указов и распоряжений. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Подводя итог рассмотрения данного параграфа, еще раз отметим, что полномочия Президента РФ в сфере государственного управления можно разделить на три группы:

1) общие полномочия;

  • отраслевые полномочия;
  • специализированные полномочия.

[1] Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №23. Ст. 2750.

[2] Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1998 г. №30. Ст. 3610.

[3] Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. №50. Ст. 4850.

[4] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. №22. Ст. 2031.

[5] Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. №7. Ст. 799.

[6] Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении" ст. 11// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. №5. Ст. 375.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!