Коммуникация: определение и описание процесса

3 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Что общего у этих ситуаций?

- менеджер информирует о положении, согласно которому ку­рение на территории компании запрещено;

- президент компании готовит доклад о перспективах развития корпорации;

- диспетчер таксопарка сообщает водителю такси № 14, что он должен подобрать пассажира по адресу: Ленинский про­спект, 16;

- бригадир улыбается своему подчиненному и хлопает его по спине, выражая похвалу за хорошо выполненную работу.

Ответ состоит в том, что каждый из этих случаев включает в себя ту или иную форму общения, коммуникации. Можно дать сле­дующее определение коммуникации: Коммуникация это процесс, в ходе которого человек, группа или организация передает какой-либо вид информации другому человеку, группе или организации. Ключевы­ми категориями процесса коммуникации являются:

- кодирование;

- каналы коммуникации;

- декодирование;

- обратная связь;

- шум.

Кодирование. Процесс общения начинается, когда у одной сто­роны появляется желание передать какую-либо идею другой сторо­не (стороной может быть как отдельная личность, так и группа или целая организация). Задача отправителя информации — придать со­общению такой вид, чтобы его можно было переслать и сделать по­нятным для получателя информации. Это как раз то, что происхо­дит в процессе кодирования — перевод сообщения в такие формы, как письменная и устная речь, которые понятны собеседнику (по­лучателю информации). Люди кодируют информацию, когда выби­рают слова во время написания письма или разговора с другим че­ловеком.

Каналы коммуникации. После того как сообщение закодировано, оно готово для передачи по одному или нескольким каналам ком­муникации. Канал коммуникации — это путь, который проходит информация, чтобы достигнуть получателя. Телефонные линии, ра­дио-, теле-, зрительные каналы, почта и даже воздушные волны, которые передают вибрацию голоса, — все это потенциальные ка­налы коммуникации. Естественно, форма кодирования влияет на способ, которым передается информация. Визуальную информа­цию, такую, как картинки или письменные сообщения, можно по­слать по почте, передать с курьером, переслать по электронной почте или с помощью факса. Устная информация может переда­ваться через телефонные, радио- и телевизионные волны, и, конеч­но, таким старинным путем, как личное общение. Какой бы канал не использовался, цель одна — послать закодированное сообщение желанному получателю.

Декодирование. Когда сообщение получено, получателю необхо­димо приступить к процессу декодирования — перевода им сообще­ния в форму, из которой он может пфучить адресованную ему ин­формацию. Этот процесс может включать в себя множество различ­ных подпроцессов, таких, как понимание слов, выраженных в устной и письменной форме, интерпретацию сигналов (например, выражения лица или жестов) и т. п. Точность восприятия информа­ции зависит от правильности декодирования. Конечно, наша спо­собность понимать и интерпретировать информацию, полученную от других, может быть неидеальной, она часто ограничена нашими собственными возможностями, (например, неважным знанием ино­странного языка). Так же, как и в случае с кодированием, ограни­ченность наших способностей декодировать информацию порожда­ет целый ряд потенциальных «прорех» в коммуникационном про­цессе. Однако, как мы увидим далее, эту ограниченность можно преодолеть.

Обратная связь. Наконец, когда сообщение декодировано, про­цесс может быть продолжен получателем, передающим свое сооб­щение в ответ на первоначальное сообщение отправителя. Эта часть процесса коммуникации известна как обратная связь. Наличие об­ратной связи позволяет отправителю определить, правильно ли по­нято сообщение. В то же время возможность ответа позволяет полу­чателю убедиться в том, что отправитель интересуется его мнением. Установившаяся обратная связь может спровоцировать у отправите­ля новую идею, и, следовательно, возможно начало нового цикла передачи информации.

Шум. Несмотря на кажущуюся простоту коммуникационного процесса, он редко протекает так гладко, как был описан выше. Су­ществует множество потенциальных барьеров для эффективной коммуникации. Факторы, искажающие смысл сообщения, называ­ются шумом. Он может возникать в любой момент и на любом эта­пе коммуникационного процесса. Например, говорят о шуме, когда сообщения плохо закодированы (написаны неясно) или плохо деко­дированы (не поняты), или когда каналы коммуникации не эффек­тивны (внимание получателя отвлечено от сообщения). Эти факто­ры, а также другие (например, временные рамки, организационная политика) способствуют искажению передаваемой информации и усложнению коммуникационного процесса.

Одна из ключевых целей организационной коммуникации — указать направление действий, что означает направить поведение другого человека в нужное русло. Тем не менее общение в организации включает усилия не одной стороны, а совместные действия. Так, для того, чтобы организация функционировала, отдельным лю­дям и группам необходимо тщательно координировать свои усилия и действия. Официант должен учесть пожелание клиента и передать его шеф-повару. Исследователь рынка должен собирать информа­цию о потребностях покупателей и делиться ею с людьми, задейст­вованными в сфере производства и рекламы. Коммуникации — ключ к таким попыткам объединения. Без коммуникаций люди не знали бы, что делать, и организация не смогла бы эффективно функционировать. Другими словами, можно сказать, что другой ключевой функцией коммуникации является достижение согласо­ванности действий.

Эта функция реализуется с помощью систематического огла­шения информации. В самом деле, информация — будь то сведе­ния об успехах в сфере продаж, или местонахождение клиента, или инструкции по выполнению задания составляет сущность ор­ганизационной деятельности. Тем не менее неверно считать, что общение состоит только из распространения информации и све­дений. Есть также и межличностная грань организационной ком­муникации, представляющая социальное общение людей. Напри­мер, общение важно для таких целей, так налаживание дружеских контактов и утверждение доверия и согласия. Как известно, то, что люди говорят, и как они это говорят, влияет на отношение к ним других. Если люди хотят произвести благоприятное впечатле­ние на окружающих, они должны быть заинтересованы в комму­никациях.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!