Коммуникативная сторона общения, процесс обратной связи, уровни обмена информацией

Коммуникация - это акт и процесс уста­новления контактов между субъектами взаимодействия посредст­вом выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое вос­приятие, называют коммуникативными. Главной задачей меж­личностной коммуникации выступает достижение социальной общности. Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция иг­рает важную роль в межличностных отношениях, поскольку ин­формационные процессы в современном мире определяют значи­тельную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, восприни­мающий ее, -реципиентом. Вполне понятно, что в процессе взаи­модействия коммуникатор и реципиент меняются местами, по­скольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимо­действия, когда данные функции жестко закреплены за субъекта­ми в течение определенного времени, например у преподавателя (коммуникатор) и слушателей (реципиенты) на лекции.

Для анализа коммуникативного аспекта общения часто ис­пользуется теория информации, получившая распространение в ряде наук. Информационный обмен - глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Однако специфика именно межличностного информационного обмена столь значительна и так отличается от специфики информацион­ного обмена на субъект-объектном уровне (например, при взаи­модействии человека с компьютером), что ее следует выделить особо. Она определяется наличием процесса психологической об­ратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появ­лением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространст­ва и времени на передачу содержания информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспри­нимает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта восприни­мающего, его знаний, общего уровня развития и т.д. В зависимо­сти от множества причин люди весьма по-разному воспринимают одно и то же сообщение. Более того, они могут давать совершен­но противоположные оценки одному и тому же явлению, по-разному осмысляя его.

Психологическая обратная связь столь важна для человека, вступающего в общение, что ее прерывание воспринимается как наказание на субъективном уровне восприятия. Педагогические концепции, базирующиеся на принципах бихевиоризма, включа­ют в себя представления о прерывании психологической обратной связи как одной из самых действенных мер влияния на ребенка.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!