Коллегии : создание, деятельность и роль

11 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Петр I, осуществляя модернизацию страны, первоначально попы­тался приспособить к новым задачам старую приказную систему уп­равления. Но попытка не увенчалась успехом. Стала очевидной необ­ходимость коренной реформы центрального управления. В 1718- 1720 гг. были реорганизованы и частично упразднены приказы, а на их месте созданы по шведскому образцу новые органы - коллегии. В 1718г. были созданы 10 коллегий, обеспечивавших основные направ­ления внутренней и внешней политики. Это коллегия Иностранныхдел, Юстиц-коллегия, коллегии казенных сборов (Камор-коллегия), учета государственных средств (Ревизион-коллегия), государственных расходов (Штатс-контор-коллегия), Военная, Адмиралтейская (ведавшая делами флота), Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей) и две колле­гии, управлявшие промышленностью (Берг- и Мануфактур-коллегии). Чуть позже к ним добавились Вотчинная коллегия и Главный магист­рат. Во главе коллегий стояли назначаемые императором президенты. Коллегии были подчинены Сенату. Каждая состояла из присутствия (общего собрания) и канцелярии. В 1722 г. для надзора за их деятель­ностью в каждую коллегию был назначен прокурор, подчиненный ге­нерал-прокурору Сената.

При проведении реформы основное внимание обращалось на струк­турную перестройку государственного аппарата и централизацию уп­равления, формирование регулярной армии, упорядочение финансов и подчинение Церкви государству. Новый порядок организации цент­ральных правительственных органов предусматривал коллективное принятие решений большинством голосов в рамках каждого ведомства, что исключало (по крайней мере, на первых порах) режим личной вла­сти его руководителя. Важным преимуществом коллегий перед систе­мой приказов было лучшее распределение функций, существовала чет­кая иерархия.

Структура и порядокдеятельности коллегий регулировались Гене­ральным регламентом 1720 г. В нем определялись состав их членов, компетенция, функции, порядокдеятельности, разделение обязаннос­тей, структура и организация делопроизводства. В дальнейшем каж­дая коллегия получила свой регламент, конкретизировавший приме­нительно к сфере ее компетенции общие нормы, изложенные в Гене­ральном регламенте. В результате коллегиальной реформы сложился централизованный и более четкий механизм управления государством. Штаты коллегий были невелики: президент, вице-президент, 4 совет­ника и 4 асессора (при Екатерине II число последних сократилось до 2, а весь штат до 6 человек). Решения принимались на общем собрании большинством голосов.

С упразднением приказов реформировалось и старое делопроиз­водство. Петр I запретил столбцы-свитки, ушли в прошлое дьяки и подьячие, «памяти» и отписки. Появились новые служители канцеля­рии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики, писари, С петровского времени стали составлять протоколы, доклады, отчеты, заявления, прошения и пр.

Во второй половине XVIII в. большинство коллегий утратило свое значение. Их функции перешли главным образом к вновь созданным органам местного управления - губернским правлениям и губернаторам. Прежнее значение сохранили только коллегии иностранных дел, военная и адмиралтейская.

Павел I восстановил коллегии, но ненадолго. В 1802 г. на смену им пришли министерства.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!