Кодификация советского законодательства в 60– начале 80-х гг. Развитие основных отраслей права

26 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Важной формой систематизации законодательства стало издание Свода законов СССР. Оно было направлено на дальнейшее совершенствование советского законодательства, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. Основой Свода законов являлась Конституция СССР. В Свод включались законодательные акты и важнейшие совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР и постановления правительства СССР общенормативного характера.

Свод законов СССР – официальное издание Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР, состоявшее из семи разделов: 1) об общественном и государственном устройстве; 2) о социальном развитии и культуре, социально-экономических правах граждан; 3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов; 4) о народном хозяйстве; 5) о международных отношениях и внешних экономических связях; 6) об обороне страны и охране государственных границ; 7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

Каждый раздел, в свою очередь, был разбит на главы с более конкретным содержанием (органы власти, отрасли права). Подготовка проектов законодательных актов для включения их в Свод законов СССР была возложена на Министерство юстиции СССР. Для общего руководства подготовкой и изданием Свода законов СССР была создана специальная комиссия, возглавлявшаяся министром юстиции СССР. В последующие годы было издано 11 томов Свода законов СССР.

23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР ввел в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. С их изданием впервые было кодифицировано советское административное законодательство. Под административным правонарушением (проступком) в Основах понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

К административным правонарушениям Основы относили нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения, мелкую спекуляцию. Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Основы закрепляли и уточняли сложившуюся систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т.д.). Важное значение имело содержавшееся в Основах положение о том, что никто ни мог быть подвергнут принудительному воздействию в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой кодекс был принят в 1984 г.

На развитие гражданского права в рассматриваемый период существенное воздействие оказала Конституция СССР 1977 г., которая помимо государственной и колхозно-кооперативной форм собственности, закрепила еще один вид социалистической собственности - имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач (ст. 10).

Конституция СССР предусматривала также личную собственность граждан. Статья 13 Основного Закона устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством.

В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставлявшиеся в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане были обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки.

Конституция СССР устанавливала, что имущество, находившееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно было служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Статья 57 гла­сила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Статья 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Закрепленные в Конституции положения обусловили необходимость внесения изменений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В них были конкретизированы случаи опровержения сведений, порочащих честь или достоинство гражданина или организации. Если такие сведения распространялись в печати, то они должны были быть опровергнуты также в печати. Если они содержались в документе, исходившем от организации, то такой документ подлежал замене. Порядок опровержения в иных случаях устанавливался судом.

В рассматриваемый период в качестве одного из конституционных прав было закреплено право граждан на жилище (ст. 44 Конституции СССР 1977 г.). В соответствии с этим Верховный Совет СССР 24 июня 1981 г. принял Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а несколько позднее – в 1983 г. – союзные республики приняли жилищные кодексы. Таким образом, впервые в истории советского государства было кодифицировано жилищное законодательство. Конституционное право граждан на жилище предусматривало развитие государственного жилищного фонда, содействие кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливое распределение под общественным контролем жилой площади, а также невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги.

Законодательство определяло порядок предоставления гражданам жилой площади в домах государственного и общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов. Законодательство предусматривало право граждан иметь жилой дом (часть дома). Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных законом.

Жилищное законодательство устанавливало обязанность граждан бережно относиться к жилому помещению, использовать его по назначению, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию. Запрещалось использовать жилые помещения в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.

В 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые закрепляли государственную собственность на землю, определяли правовое положение земель различного назначения (сельскохозяйственных, земель населенных пунктов, промышленности, транспорта, государственного лесного фонда и др.).

Основы и принятые вслед за ними республиканские земельные кодексы (1970 г.) требовали рационального использования земель, повышения плодородия почвы и культуры земледелия, предусматривали нормы по охране земель от ухудшения и неправильного использования.

Не допускалось (кроме случаев особой необходимости) уменьшение площадей орошаемых и осушаемых земель, пашни, ценных плодовых насаждений, устанавливалась обязанность проводить все необходимые меры по охране земель от ветровой и водной эрозии, недопущению их загрязнения.

В декабре 1970 г. были приняты впервые в истории Советского Союза Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик. В Основах получили правовую регламентацию вопросы использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, укрепления законности в области водопользования. Основы разграничивали компетенцию Союза и союзных республик в области регулирования водных отношений, а также определяли порядок водопользования, устанавливали уголовную ответственность за нарушение водного законодательства.

В 1975 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. В 1977 г. – Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик. В них предусматривались правовые меры по охране недр и лесов, обеспечению рационального Использования полезных ископаемых и лесных ресурсов, устанавливалась юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах и лесах.

Были приняты правовые меры по охране животного мира и атмосферного воздуха. 25 июня 1980 г. Верховный Совет СССР принял 3акон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира, что способствовало укреплению правового режима в этой сфере.

В сфере уголовного права усиливались правовые гарантии при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение. Статья 160 Конституции СССР 1977 г. гласила: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору cyда, в соответствии с законом».

Выводы по вопросу. Важной формой систематизации законодательства стало издание Свода законов СССР. Оно было направлено на дальнейшее совершенствование советского законодательства, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни. Основой Свода законов являлась Конституция СССР.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!