Княжеский совет в Древней Руси

30 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

При князе действовал постоянный совет лучших людей (бояр) каж­дой земли, решавший вместе с князем основные вопросы. Советы ста­рейшин были и в пригородах, но они обладали не политической, а су­дебной и административной властью.

В состав совета входил высший слой дружины — бояре княжеские. Земские бояре (старцы градские, старейшины) составляли другую часть совета. Они участвовали в заседаниях вместе с боярами — дружинни­ками. Так, по поводу вопроса о принятии новой веры Владимир «созва боляры своя и старци градтские... И реша боляре и старци: веси, кня-же, яко своего никтоже не хулить, но хвалить...». При Владимире в со­вет иногда приглашались и старейшины других городов (пригородов): «созываше боляре своя, и посадники, старейшины повеем градом». Впоследствии такое участие пригородных старейшин было заменено призывом в думу местных правителей (тысяцких): Владимир Мономах для установления новых законов о процентах созвал свою дружину на Берестово: киевского тысяцкого Ратибора, белогородского тысяцкого Прокопия, переяславского тысяцкого Станислава и т.д.

В XI в., когда произошло слияние служилых и земских бояр, в со­ставе думы находились только бояре. Всякий боярин был непремен­ным членом совета, и именно в этом состояло его боярское отличие.

Князь не мог вместо бояр пригласить для совещания других лиц, не бояр. Хотя подобные факты случались, но современники смотрели на них как на отступления от правомерного порядка.

Кроме того, в работе совета участвовали высшие духовные санов­ники: епископы и игумены главнейших монастырей.

Совет при князе (в литературе его иногда называют Боярской Ду­мой) был необходимым элементом государственной власти. Обычай требовал от князя обязательного совета с боярами. Как свидетельству­ют летописи, при опоре на совет принимались все важнейшие реше­ния государственного управления, внешней политики, войны и мира, законодательства и даже вероисповедания. В частности, при князе Вла­димире совет обсуждал вопросы о посылке делегаций для исследова­ния вер и о принятии христианства греческого исповедания, также по совету бояр прошло восстановление вир и отмена казни, уставная гра­мота князя Всеволода о церковных судах дана им по совету с владыкой и со «своею княгинею и с своими боярами и с десятью соцкыми и с старостами» и т.д. Бояре вместе с вече приглашают князя и рядятся с ним: в 1169 г. князь Мстислав Изяславич взял «ряд с братьею, и дру­жиною и с кияны». Иногда совет (вместе с вечем) осуществлял выс­ший суд над князьями и членами их семейств.

Особой структурой в государственном управлении были феодаль­ные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законы, решали междукняжеские споры, изгоняли с престолов нера­дивых, провинившихся, нарушивших «крестную грамоту», принимали решения о войне и мире, заключали союзы. В литературе высказыва­лось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей — важная составная часть Русской Правды. Пер­вый съезд состоялся после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г., послед­ний - накануне битвы при Калке в 1223 г. Особо известен съезд 1097 г. в Любече, фактически узаконивший политическую раздробленность своим решением, что каждый князь «держит отчину свою».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!